дело № 12-197 судья Козлова Ю.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г.Мурманск | 11 ноября 2019 года |
Судья Мурманского областного суда Мартынов Н.Л. с участием
защитника юридического лица Фефилатьевой О.В. по доверенности,
заместителя военного прокурора войсковая часть 56186 Довгаля А.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Фефилатьевой О.В. в интересах акционерного общества «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА» (далее – АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», Общество) на постановление судьи Полярного районного суда Мурманской области от 02 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
юридическое лицо – АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
установил:
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Общества Фефилатьева О.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Ссылаясь на Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», считает, что военная прокуратура Северодвинского гарнизона не обладает полномочиями по истребованию информации, документов и других материалов у не поднадзорных военным прокурорам субъектов предпринимательской деятельности. Указывает, что на основании п.2.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 такими полномочиями обладает прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в связи с чем считает, что требования военного прокурора о предоставлении Обществом документов не вытекали из его полномочий, а поэтому являлись не законными и исполнению Обществом не подлежали.
Указывает, что ни Федеральным законом № 2202-1 от 17.01.1992, ни иными нормативными актами не предусмотрена возможность направления требований прокурора в виде факсимильного сообщения или по электронной почте, что также подтверждается п.5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, согласно которому передаваемая и принимаемая информация по каналам факсимильной связи не считается документом, имеющим юридическую силу.
В судебное заседание не явился законный представитель Общества, извещенный о рассмотрении дела в соответствии со ст.25.15 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества Фефилатьеву О.В., поддержавшую доводы жалобы, а также возражения представителя военной прокуратуры Довгаля А.Б., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Федеральный закон № 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст.6 данного закона.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 2202-1 статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством РФ), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Как усматривается из материалов дела, 11.07.2019 в военную прокуратуру Северодвинского гарнизона поступило задание военной прокуратуры Северного флота от 03.07.2019 № 2/291 ДСП о проведении надзорных мероприятий в связи с поступившей информацией Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу в рамках проверки исполнения требований законодательства о государственном оборонном заказе.
Военной прокуратурой Северодвинского гарнизона проводилась проверка исполнения соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе при обслуживании кораблей и судов Северного флота должностными лицами 314 Военного представительства Министерства обороны РФ и 114 Службы уполномоченного по качеству вооружения и военной техники Управления военных представительств Министерства обороны РФ. В ходе прокурорской проверки было установлено, что между Минобороны России и АО «ЦС Звездочка» заключены государственные контракты на выполнение работ по сервисному обслуживанию кораблей и судов Северного флота для нужд Минобороны России.
В целях исполнениях указанных контрактов АО «ЦС Звездочка» в качестве исполнителя привлекло юридическое лицо - АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», с которым заключило соответствующие договоры.
При этом Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу получены сведения о проведении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, подпадающие под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», с участием АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА».
Согласно выписке ЕГРЮЛ АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» является юридическим лицом, расположенным по адресу: ул.Комсомольская, д.2/7, г.Полярный, Мурманская область.
На основании вышеуказанного задания врио военного прокурора Северодвинского гарнизона в адрес АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» посредством электронной связи направлено требование от 17.07.2019 № 3862 о предоставлении необходимых сведений и документов со сроком исполнения не позднее 22.07.2019 (л.д.16-18) с досылкой оригинала требования посредством почтовой корреспонденции (л.д.19-20).
Вместе с тем, согласно поступившему в адрес военной прокуратуры Северодвинского гарнизона 25.07.2019 сообщению АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» от 18.07.2019да, в предоставлении запрашиваемых сведений и документов Обществом было отказано со ссылкой на то, что осуществление надзора за исполнением требований законодательства юридическим лицом в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2018 № 84 к полномочиям военной прокуратуры не относится.
Изложенное послужило основанием для вынесения 02.08.2019 заместителем военного прокурора Северодвинского гарнизона в отношении АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, вывод судьи районного суда о виновности Общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой приведенных в постановлении, оценка которым дана по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно указано судьей районного суда в постановлении, АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» не выполнены законные требования военного прокурора при наличии у него возможностей для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения требований военного прокурора и наличии обстоятельств, объективно препятствующих юридическому лицу исполнить данные требования, в материалах дела не имеется и защитником Общества в жалобе не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судьи о виновности АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» в совершении указанного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда в ходе судебного разбирательства, и вывод о виновности АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемого акта не ставят.
Довод подателя жалобы о том, что военная прокуратура Северодвинского гарнизона не обладает полномочиями по истребованию у неподнадзорных военным прокурорам субъектов предпринимательской деятельности информации, документов и других материалов, основан на неверном толковании норм законодательства.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона № 2202-1 прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (п.1 ст.11 Федерального закона № 2202-1).
Пунктом 2 ст.21 Федерального закона № 2202-1 установлено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» поводом для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), от контролирующих органов, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.
В рассматриваемом случае необходимые сведения врио военного прокурора Северодвинского гарнизона запрашивались у АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» в рамках надзора за исполнением требований законодательства о государственном оборонном заказе при обслуживании кораблей и судов Северного флота в интересах Министерства обороны России (по заданию прокуратуры Северного флота), поскольку исполнителем государственных контрактов заключенных между Министерством обороны России и АО «ЦС «Звездочка»», являлось АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» на основании договоров, заключенных с АО «ЦС «Звездочка»», и в деятельности данного Общества имелись признаки нарушения законодательства.
Таким образом, вопреки доводам жалобы врио военного прокурора Северодвинского гарнизона имел все необходимые полномочия для истребования у АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» сведений и документов, необходимых для проведения прокурорской проверки.
Довод защитника о том, что законодательством не предусмотрена возможность направления требований прокурора в виде факсимильного сообщения или по электронной почте, являлся предметом исследования и оценки судьи районного суда и обоснованно признан несостоятельным.
Так, судьей районного суда установлено, что требование о предоставлении необходимых сведения и документов врио военного прокурора Северодвинского гарнизона было направлено в адрес АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» посредством электронной почты, а оригинал указанного требования направлен посредством почтовой связи, что подтверждается реестром корреспонденции направленной через городское отделение почтовой связи № 108 (л.д.19). Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела защитником не оспаривалось.
Позднее получение Обществом оригинала вышеназванного требования не исключало необходимости его исполнить. Юридическое лицо имело право обратиться к военному прокурору с ходатайством об установлении нового срока для предоставления запрашиваемых сведений, однако этим не воспользовалось. Впоследствии запрос прокуратуры так и остался неисполненным.
Проанализировав положения Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокурора России от 29.12.2011 № 450, и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений вышеназванной Инструкции при направлении запроса посредством электронной почты с досылкой его оригинала почтовой связью, врио военного прокурора Северодвинского гарнизона не допущено.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Полярного районного суда Мурманской области от 02 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» оставить без изменения, жалобу защитника Фефилатьевой О.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Л. Мартынов