ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1977/19 от 01.07.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

копия

16RS0046-01-2019-004259-52

Дело № 12-1977/2019

РЕШЕНИЕ

г. Казань 01 июля 2019 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи М.А. Идрисовой, при секретаре судебного заседания Ф.Р. Фазулзяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ ... от 21 марта 2019 года о наложении административного наказания на должностное лицо по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ ... от 21 марта 2019 года, начальник отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго» - Сивков А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Сивков А.Л. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считая, что оно подлежит отмене. В обосновании жалобы указано, довод о том, что отходы, образовавшиеся по актам КС-2 и по договорам на оказание услуг (ФККО 81290101724, код ФККО 82917111714) не отражены в Декларации о плате за НВОС за 2016-2018 г.г., не внесена плата, не соответствует действительности; вывод о том, что в декларации о плате за НВОС за 2017г.-2018г. предоставлена недостоверная информация, так как, фактически отходы размещались на полигоне ТКО «Восточный» не обоснован и не подтвержден материалами дела; требование о внесении данных о выбросах загрязняющих веществ из раздела 8 проектной документации в декларацию о плате за НВОС, не соответствует требованиям действующего законодательства; отсутствует состав административного правонарушения, поскольку, расчет платы за НВОС содержит сведения о размере платы за негативное воздействие и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, представление декларации в неполном объеме не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.

На судебное заседание заявитель и его представители явились, жалобу поддержали в полном объеме.

Представители Росприроднадзора по РТ на судебное заседание явились, в удовлетворении жалобы просили отказать, приведя соответствующие доводы.

Изучив доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Пунктами 2, 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255"Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"), установлено, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Согласно протоколу об административном правонарушении ... от 28 февраля 2019 г. 25 февраля 2019 г. в 14 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки АО «Татэнерго» по адресам: РТ, г. Казань ул. Тэцевская д. 11 (филиал АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-2); г. Казань ул. Тукая д. 125 (филиал АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-1); г. Заинск ул. Нариманова д. 44 (филиал АО «Татэнерго» Заинская ГРЭС); г. Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона ул. Тэцевский проезд д. 76 (филиал АО «Татэнерго» Набережно-Челнинская ТЭЦ) выявлено представление неполной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 г.г.

При рассмотрении за 2016-2018 г.г. актов КС-2 и договоров на оказание услуг но капитальному ремонту зданий и сооружений, проведены капитальный ремонт и разборка зданий а сооружений, числящихся на балансе АО «Татэнерго». В результате образовались отходы:

- Мусор от сноса и разборки зданий несортированный код ФККО 81290101724,

-Отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений код ФККО 82917111714,

которые не отражены в декларации о плате за негативное воздействие па окружающую среду за 2016-2018 г.г., не внесена плата.

На филиалах АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2 в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. представлена недостоверная информация, отходы фактически размещены па полигоне "ГКО «Восточный», в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных Управлением Росприроднадзора по РТ №Л.Г7.202.16 от 08.11.2016г., №Л.Г7.230.16 от 01.12.2016 г., №Л.Г7.24614 от 12.05.2014 г., и в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. указан полигон ООО «ПЖКХ». При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Передача отходов без переоформления лимита, приравнивается к сверхлимитному размещению и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере. До момента переоформления лимитов по филиалу Казанская ТЭЦ-1 до 14.08.2018 г., по филиалу Казанская ТЭЦ-2 до 23.08.2018 г. за 2017-2018 г.г. необходимо произвести перерасчет с применением коэффициента 5.

При рассмотрении проектной документации по строительству, выявлено отсутствие начисления платы в соответствии с проведёнными строительными работами.

За указанные правонарушения постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ ... от 21 марта 2019 года, Сивков А.Л. привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Сивкова А.Л. подтверждаются доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.02.2019 г., должностной инструкций начальника отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго», и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о виновности Сивкова А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в жалобе на то, что не соответствует действительности довод должностного лица о том, что отходы, образовавшиеся по актам КС-2 и по договорам на оказание услуг (ФККО 81290101724, код ФККО 82917111714) не отражены в Декларации о плате за НВОС за 2016-2018 г.г., не внесена плата, является несостоятельным. Согласно актам КС-2 и договорам на оказание услуг по капитальному ремонту зданий и сооружений,проведены капитальный ремонт и разборка зданий и сооружений, числящихся на балансе АО «Татэнерго». В результате образовались отходы: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код ФККО 81290101724, отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений код ФККО 82917111714, однако, в разделе расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления, указанные отходы указаны как мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы рубероида, отходы цемента в кусковой форме.

В соответствии со ст.16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (п.1).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (п.2).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего запоследним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (п.3).

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п.5).

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 регламентированы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты.

Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации установлены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно п.3 которого утвержденные указанным постановлением Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ст.16.4).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, в соответствии с которым контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

Указанные Правила устанавливают порядок расчета платы за НВОС в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, а также при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.96 г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4 «Отходы как объект права собственности» определено, что « право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.» В соответствии со ст. 136 Гражданского кодекса, РФ поступления, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества. Таким образом, в случае признания отходов продукцией, полученной в результате использования имущества, они в соответствии с указанной статьёй должны принадлежать собственнику данного имущества (сырья, материалов).

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли–продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения отхода. Это соответствует ст. 218 ГК РФ, где определено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли–продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества. При внесении платы за размещение отходов требования закреплены также чч. 4, ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ): - внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; - плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. Соответственно, вносить плату за негативное воздействие в части размещения отходов, образующихся при разборке зданий и сооружений обязан АО «Татэнерго».

Так же является несостоятельным довод заявителя о том, что выводы должностного лица, о предоставлении недостоверной информации о фактическом размещении отходов, не обоснованы и не подтверждены материалами дела. Из материалов дела усматривается, что отходы фактически размещены па полигоне "ГКО «Восточный», однако, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных Управлением Росприроднадзора по РТ, и в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. указан полигон ООО «ПЖКХ». Передача отходов на полигон "ГКО «Восточный», не переоформлена.

При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — лимит). Передача отходов без переоформления лимита приравнивается к сверхлимитному размещению и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере.

Приказом Минприроды России от 09.01.2017 №?3 установлен порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы. В соответствии с требованиями данного приказа, в случае передачи отходов на размещение сторонним организациям, природопользователям необходимо указывать наименование организации, эксплуатирующей объект размещения отходов, а также его наименование и номер в государственном реестре объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).

В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 25.02.2010 №?50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», в случае изменения данных об объектах размещения отходов лимит подлежит обязательному переоформлению.

При невыполнении данного требования, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие, а именно плату за размещение отходов производства и потребления, в пятикратном размере.

Также факт отсутствия деятельности на полигоне на ул. Химической, эксплуатирующим ООО «ПЖКХ» с 01.01.2017 года подтверждается годовой формой федерального статистического наблюдения 2-ТП- отход за 2017 год.

В соответствии со ст.21 п. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Соответственно, внесение платы за выбросы в атмосферный воздух от выбросов при проведении строительно-монтажных работ на собственных объектах негативного воздействия на окружающую среду является обязанностью АО «Татэнерго».

Также в своей жалобе заявитель, ссылаясь на нормативный документ МДС 81-33.2004, утверждает, что в составе накладных расходов плата за негативное воздействие на окружающую среду была возмещена подрядчикам. Данный факт полагает, что внесение платы за выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в период строительства, АО «Татэнерго» признает своей обязанностью, так как выбросы осуществлялись на их объектах негативного воздействия.

Также, в проектах нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу АО «Татэнерго», действовавших за период 2016-2018 г.г учтены выбросы при покраске и сварке лишь то количество материалов, которое списано на собственные нужды в соответствии с отчетностью. Количество выбросов, которое произведено на объектах негативного воздействия 1 категории в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду не отражено, плата не внесена. В соответствии со ст. 16.1 п. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью юридического лица, на чьем объекте оказано негативное воздействие.

Иные доводы жалобы, сводящиеся к несогласию с вынесенным постановлением, не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждаются материалами административного дела.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении Сивкова А.Л. составлен полномочным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции статьи 8.5 КоАП РФ.

Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах состоявшееся постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ ... от 21 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ в отношении ФИО1 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья /подпись/ М.А.Идрисова

Копия верна

Судья М.А.Идрисова