ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-197/20 от 09.06.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

09 июня 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Татунь Н.Н., рассмотрев жалобу Врио начальника Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю – ФИО1 на постановление Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2(№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительной колонии (№) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2(№) от (дата) Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее по тексту – ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Указанным постановлением ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю было признано виновным в том, что в ходе проверки, проведенной (дата) Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с целью обеспечения законности в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что данное юридическое лицо в помещениях зданий ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, расположенных по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), нарушило требования пожарной безопасности, что выразилось в следующем:

1) на объекте отсутствует годовой план-график, который составляется с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ и в соответствии с которым должны проводиться регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

2) руководителем не реже 1 раза в квартал не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Данные проверки систем ППЗ должны проводиться с участием специалистов (экспертов-аудиторов). При отсутствии в штате организации специалистов (экспертов-аудиторов), проверка проводится на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация). Сертификат соответствия, либо акт о наличии неисправностей в системах не предоставлен;

3) руководителем не реже 1 раза в полгода не организовано проведение проверок работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода. Данные проверки систем ППЗ должны проводиться с ^участием специалистов (экспертов-аудиторов). При отсутствии в штате организации специалистов (экспертов-аудиторов), проверка проводится на договорной основе с привлечением юридич6есацд| лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация). Сертификат соответствия, либо акт о наличии неисправностей в системах не предоставлен;

4) в зданиях в местах размещения первичных средств пожаротушения отсутствует аварийное освещение;

5) в зданиях в местах размещения плана эвакуации отсутствует аварийное освещение;

6) инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте не соответствует требованиям п. 461 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390 (не отражено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, порядок проведения огневых работ и т.д.);

7) не в полном объёме обеспечена исправность огнетушителей, поскольку не соблюдается периодичность осмотра и проверки огнетушителей (в представленном журнале учета первичных средств пожаротушения отсутствуют записи о произведенных периодических (ежеквартальных) осмотрах и проверках огнетушителей);

8) в здании штаба (Литер А) запоры на дверях эвакуационного выхода с этажа на лестницу не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

9) в здании штаба (Литер А) двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания;

10) в здании штаба (Литер А) на установленную противопожарную дверь серверной, входящую в систему противопожарной защита объекта, отсутствуют акты монтажа, паспорта на изделия и сертификаты (не предоставлены на обозрение);

11) в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выхода из коридора 1 этажа на лестничную клетку, установлен не в световом исполнении;

12) на объекте, в помещении пожарного поста или помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен пожарный приемо-контрольный прибор, отсутствует аварийное освещение;

13) на объекте заказчика после монтажа систем пожарной автоматики отсутствуют сертификаты, паспорта заводов-изготовителей и другие документы, удостоверяющие качество применённых технических средств систем пожарной автоматики (прибор приемно-контрольный пожарный, извещатели, оповещатели, резервные источники питания), которые должны находиться непосредственно на объекте (не представлены);

14) на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (не предоставлена на обозрение);

15) коридор 2 этажа штаба (Литер А) не разделён противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.;

16) в здании штаба (Литер А) (2-й этаж) в коридоре, фактическая ширина которого составляет 130 см., при двухстороннем расположении дверей (ширина дверного полотна составляет 80 см.), ширина горизонтального участка пути эвакуации уменьшается до 50 см. (горизонтальный участок пути должен быть не менее 1 м.);

17) в здании штаба (Литер А) на лестничной площадке между 1 и 2 этажом размещен радиатор отопления (оборудование), выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности площадки лестницы (фактически на высоте 1,4 м.);

18) в здании штаба (Литер А) частично речевые оповещатели размещённые в коридорах, установлены на расстоянии менее 150 мм. от потолка (вплотную).

Тем самым юридическим лицом – ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю были допущены нарушения следующих требований законодательства: ч.ч. 1, 2, 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6, п.п. 1, 2, 3, 9 ст. 52, ч. 1, п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 53, ст. 54, ст. 58, п. 1 ст. 59, ч. 9 ст. 82, п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 84, ч.ч.1, 19 ст. 88, ч. 1 ст. 89, ч. 1 ст. 91, п. 13 ч. 7 ст. 146 Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст.38 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности»; пункты 33, 35, 61, 63, 461 «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года № 390; пункты 4.2.7, 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; пункты 4.3.1, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.6 СП 9.13130-2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»; пункты 4.4, 5.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; пункт 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»; пункт 7.105 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение»; пункт 1.5.1 РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания»; пункт 1.9 РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации»; пункт 3.21 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»; пункт 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; пункты 5.1, 5.2, 6.2, 6.3 ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Полагая чрезмерным назначенное наказание, законный представитель ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, ссылаясь на то, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю является бюджетным учреждением, самостоятельного дохода не имеет и, в силу недостаточного финансирования, допустило наличие указанных в постановлении нарушений, в связи с чем, вина привлекаемого лица по данному делу отсутствует. Также указал, что Учреждением уже приняты меры к устранению выявленных нарушений. На основании изложенного, также просил рассмотреть вопрос о возможности признания данного правонарушения малозначительным.

Представитель привлекаемого юридического лица – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы жалобы, дала пояснения аналогичные, изложенным в ней.

В судебном заседании старший помощник Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО4, не согласился с доводами жалобы, просил оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения, поскольку вина привлекаемого лица подтверждена в полном объеме представленными материалами дела, наказание назначено в размере ниже низшего предела.

Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2 – должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав пояснения представителя привлекаемого юридического лица, позицию старшего помощника прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Федерального Закона РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Технический регламент) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст.5 Технического регламента, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно ч.1 ст.6 Технического регламента, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п.п. 1, 2, 3, 9 ст.52 Технического регламента, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение первичных средств пожаротушения.

В соответствии с ч.1, п.2-3 ч.2 ст.53 Технического регламента, каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Согласно ст.54 Технического регламента, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст.58 Технического регламента, огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, приведены в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.

Согласно п.1 ст.59 Технического регламента, ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться устройством противопожарных преград.

В соответствии с ч. 9 ст.82 Технического регламента, светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

Согласно ч.1 п.4 ст.84 Технического регламента, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться способом включения эвакуационного (аварийного) освещения.

В соответствии с ч.4 ст.84 Технического регламента, в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

Согласно ч.1, 19 ст.88 Технического регламента, части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.

В соответствии с ч.1 ст.89 Технического регламента, эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Согласно ч.1 ст.91 Технического регламента, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу положений п. 13 ч. 7 ст. 146 Технического регламента, схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с применяются по выбору заявителя для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности конструкций заполнений проемов в противопожарных преградах, кабельных проходок, кабельных коробов, каналов и труб из полимерных материалов для прокладки кабелей, герметичных кабельных вводов.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п.33 «Правил противопожарного режима», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту - Правил противопожарного режима), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно п. 35 Правил противопожарного режима, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

В соответствии с п.61 Правил противопожарного режима в РФ, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В соответствии с п.63 Правил противопожарного режима в РФ, руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Согласно п. 461 Правил противопожарного режима в РФ, в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы: а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей; б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ; в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы; д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ; е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды; ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения); л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.

В соответствии с п.4.2.7 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Согласно п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями.

В силу положений п.4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.

Согласно п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м., ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

В силу положений пунктов 4.3.1, 4.3.2 СП 9.13130-2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей. Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.

Согласно п.п. 4.3.5, 4.3.6 СП 9.13130-2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется: отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя; состояние защитных и лакокрасочных покрытий; наличие четкой и понятной инструкции; состояние предохранительного устройства; исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне; масса огнетушителя, а также масса ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем); состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя); состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя). Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей. Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей по 4.3.5.

Согласно п. 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м. от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

В соответствии с п. 5.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», световые оповещатели «Выход» следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход».

Согласно п.13.14.12 СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 кв. м; температура воздуха в пределах от 18 °С до 25 °С при относительной влажности не более 80%; наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения; наличие естественной или искусственной вентиляции; наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

В соответствии с пунктом 7.105 СП 52.13330.2011, освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации.

Согласно п.1.5.1 РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», на объекте, эксплуатирующем установку пожарной автоматики, должна быть следующая документация: проектно-сметная документация (акт обследования); исполнительная документация и схемы, акты скрытых работ (при их наличии), испытаний и замеров; акт приемки установки в эксплуатацию; паспорта на технические средства имеющейся установки; ведомость смонтированного оборудования; паспорта на зарядку баллонов установки газового и техническую документацию на системы аэрозольного пожаротушения; инструкцию по эксплуатации установки пожарной автоматики; регламент работ; план-график ТО и ППР; журнал учета работ по ТО и ППР установки пожарной автоматики; график дежурства оперативного (дежурного) персонала; журнал сдачи-приемки дежурства оперативным персоналом; журнал учета неисправностей установки; журнал взвешивания баллонов с огнетушащим составом установки газового пожаротушения; должностные инструкции дежурного персонала, ответственного лица за ТО и ППР и обслуживающего персонала, договор со специализированной организацией на ТО и ППР (при наличии).

Согласно п.1.9 РД 78-145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации» изделия и материалы, применяемые при производстве работ, должны соответствовать спецификациям проекта, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

Пунктом 3.21 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» установлено, что настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

Согласно п.12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23.05-95.

Вина ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю в нарушении вышеуказанных требований законодательства и в совершении вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами административного дела, исследованными в судебном заседании:

- справкой о результатах рассмотрения ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю представления прокуратуры (№) от (дата) и принятых мерах устранения нарушений требований пожарной безопасности;

- постановлением Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от (дата) о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю;

- справкой (№) от (дата), в которой зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, выявленные в ходе проведении проверки (дата)., а именно:

1) на объекте отсутствует годовой план-график, который составляется с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ и в соответствии с которым должны проводиться регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

2) руководителем не реже 1 раза в квартал не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Данные проверки систем ППЗ должны проводиться с участием специалистов (экспертов-аудиторов). При отсутствии в штате организации специалистов (экспертов-аудиторов), проверка проводится на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация). Сертификат соответствия, либо акт о наличии неисправностей в системах не предоставлен;

3) руководителем не реже 1 раза в полгода не организовано проведение проверок работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода. Данные проверки систем ППЗ должны проводиться с ^участием специалистов (экспертов-аудиторов). При отсутствии в штате организации специалистов (экспертов-аудиторов), проверка проводится на договорной основе с привлечением юридич6есацд| лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация). Сертификат соответствия, либо акт о наличии неисправностей в системах не предоставлен;

4) в зданиях в местах размещения первичных средств пожаротушения отсутствует аварийное освещение;

5) в зданиях в местах размещения плана эвакуации отсутствует аварийное освещение;

6) инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте не соответствует требованиям п. 461 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390 (не отражено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, порядок проведения огневых работ и т.д.);

7) не в полном объёме обеспечена исправность огнетушителей, поскольку не соблюдается периодичность осмотра и проверки огнетушителей (в представленном журнале учета первичных средств пожаротушения отсутствуют записи о произведенных периодических (ежеквартальных) осмотрах и проверках огнетушителей);

8) в здании штаба (Литер А) запоры на дверях эвакуационного выхода с этажа на лестницу не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

9) в здании штаба (Литер А) двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания;

10) в здании штаба (Литер А) на установленную противопожарную дверь серверной, входящую в систему противопожарной защита объекта, отсутствуют акты монтажа, паспорта на изделия и сертификаты (не предоставлены на обозрение);

11) в здании штаба (Литер А) табло «Выход» при выхода из коридора 1 этажа на лестничную клетку, установлен не в световом исполнении;

12) на объекте, в помещении пожарного поста или помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где расположен пожарный приемо-контрольный прибор, отсутствует аварийное освещение;

13) на объекте заказчика после монтажа систем пожарной автоматики отсутствуют сертификаты, паспорта заводов-изготовителей и другие документы, удостоверяющие качество применённых технических средств систем пожарной автоматики (прибор приемно-контрольный пожарный, извещатели, оповещатели, резервные источники питания), которые должны находиться непосредственно на объекте (не представлены);

14) на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (не предоставлена на обозрение);

15) коридор 2 этажа штаба (Литер А) не разделён противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.;

16) в здании штаба (Литер А) (2-й этаж) в коридоре, фактическая ширина которого составляет 130 см., при двухстороннем расположении дверей (ширина дверного полотна составляет 80 см.), ширина горизонтального участка пути эвакуации уменьшается до 50 см. (горизонтальный участок пути должен быть не менее 1 м.);

17) в здании штаба (Литер А) на лестничной площадке между 1 и 2 этажом размещен радиатор отопления (оборудование), выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности площадки лестницы (фактически на высоте 1,4 м.);

18) в здании штаба (Литер А) частично речевые оповещатели размещённые в коридорах, установлены на расстоянии менее 150 мм. от потолка (вплотную);

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю на (дата).

Данные доказательства являются допустимыми и отвечают требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении и свидетельствуют об обоснованности вывода Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2 о совершении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении им требований пожарной безопасности, предъявляемым при содержанию и эксплуатации помещений здания, расположенного по адресу: (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре.

Вместе с тем, действие ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», нарушение п.п.5.1, 5.2, 6.2, 6.3 которых также вменяется привлекаемому лицу, приостановлено с 17.05.2019 Приказом Росстандарта от 17.05.2019 № 202-ст, что не было учтено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления.

На основании изложенного, считаю, что из объёма вменяемого правонарушения подлежат исключению указание на то, что в нарушение требований п.п.5.1, 5.2, 6.2, 6.3 ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю не реже 1 раза в квартал не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также, не реже 1 раза в полгода не организовано проведение проверок работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода.

В остальной части постановление Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2(№) от (дата) соответствует требованиям, указанным в ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в связи с чем, признается судьей законным и обоснованным.

Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения были допущены из-за недостаточного финансирования, не могут служить основанием для освобождения от ответственности по данному делу, поскольку обязанность соблюдения требований пожарной безопасности в местах с большим скоплением людей, не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у привлекаемого юридического лица.

Доводы жалобы о том, что были приняты меры для устранения указанных в постановлении нарушений, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ могут быть учтены только в качестве смягчающих ответственность, и в данном случае не влекут снижения наказания, поскольку оно назначено в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о малозначительности правонарушения также являются несостоятельными, по следующим основаниям.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, выразившихся в большом количестве нарушений требований пожарной безопасности, допущенных на объекте, используемым для целей, связанных с большим скоплением людей, оснований считать данное административное правонарушение малозначительными не имеется. Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело и рассматривать жалобы. Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения привлекаемого лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушений.

При указанных обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, оснований к его отмене, предусмотренных п.3, п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ не имеется, однако имеются вышеуказанные основания для его изменения, предусмотренные п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2(№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю – изменить

Исключить из объёма вменённого правонарушения указание на то, что в нарушение требований п.п.5.1, 5.2, 6.2, 6.3 ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», Федеральным казенным учреждением Исправительная колонии № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю не реже 1 раза в квартал не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также, не реже 1 раза в полгода не организовано проведение проверок работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода.

В остальной части постановление врио главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2(№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья Н.Н. Татунь