копия
Дело № (12-197/2020)
24RS0№-91
РЕШЕНИЕ
17 марта 2021 года <адрес> края
Судья Норильского городского суда <адрес>Фомушина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, а также должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении А.Д.Т., жалобу Акционерного общества «Таймырская топливная компания» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т.№ от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), а также на решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А.№ от 06 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении жалобы юридического лица
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т.№ от 01 октября 2020 года Акционерное общество «Таймырская топливная компания» (далее АО «ТТК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно данному постановлению, 31 августа 2020 года в ходе проведенной проверки выявлено несоблюдение юридическим лицом требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления по адресу: <адрес>. На промплощадке нефтебаза «<данные изъяты>» утверждены нормативы образования на 23 вида отходов I-V классов опасности общей массой 16,950 тонн в год, на 2019 и 2020 годы лимиты на размещение отходов установлены на 9 видов отходов IV-V классов опасности общей массой 11,467 тонн в год. За 2019 год на указанной промплощадке <адрес> образовалось 6 видом отходов I-IV классов опасности, наличие на начало 2019 года 0,000 тонн, образовано 1,215 тонн, поступило отходов 0 тонн, утилизировано отходов всего 0 тонн, передано другим хозяйствующим субъектам для обезвреживания 0,153 тонны, для захоронения 1,062 тонны, наличие отходов на конец отчетного года – 0,000 тонн, в том числе: по I классу опасности: образовано 0,03 тонны, передано другим хозяйствующим субъектам для обезвреживания 0,03 тонны, наличие отходов на конец отчетного года – 0,000 тонн, по III классу опасности - образовано 0,185 тонн, передано другим хозяйствующим субъектам для обезвреживания 0,0,023 тонны, для захоронения – 0,162 тонны, наличие на конец года – 0,000 тонн, по IV классу опасности - образовано 1 тонна, передано другим хозяйствующим субъектам для захоронения – 0,1 тонны, передано региональному оператору 0,9 тонн, наличие на конец года – 0,000 тонн. Отсутствуют паспорта отходов «Боны пропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%)» (код ФККО 9 31 211 12 51 4), «Боны пропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов более 15%)» (код ФККО 9 31 211 13 51 3), в нарушение ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Юридическое лицо обжаловало указанное постановление, однако, решением заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А.№ от 06 ноября 2020 года в удовлетворении жалобы АО «ТТК» отказано, постановление о назначении административного наказания остановлено без изменений.
Не согласившись с указанным постановлением и решением, АО «ТТК» подало в Норильский городской суд жалобу, в которой просило оспариваемые постановление и решение отменить и производство по делу прекратить, поскольку отсутствует состав административного правонарушения по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, так как указанные в постановлении отходы могут образовываться только в случае аварийной ситуации при ликвидации загрязнения окружающей среды, в момент проведения проверки такого вида отхода на территории АО «ТТК» не установлено, поскольку отсутствовала аварийная ситуация и процесс, в котором данные виды отходов могут образоваться, в связи с чем паспорт на несуществующий отход составлен не был. Кроме того, в аварийной ситуации АО «ТТК» вправе привлечь специализированную организацию.
В судебном заседании в обоснование доводов жалобы представитель АО «ТТК» ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что из акта проверки административного органа следует, что указанные в постановлении отходы были обнаружены в процессе эксплуатации установки очистки нефтесодержащих ливневых сточных вод УОЛВ-3, однако, в указанной установке используются нетканые фильтрованные синтетические материалы, на которые у юридического лица имеется паспорт от 20 апреля 2016 года, кроме того, назначение пропиленовых бонов – это использование при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов, что противоречит эксплуатации установки по очистке нефтесодержащих ливневых сточных вод. Кроме того, 21 января 2020 года между АО «ТТК» и ООО «НавЭкосервис» был заключен договор № ТТК-К-20-11-ДГ на оказание услуг по поддержанию в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные разливами нефти и нефтепродуктов, таким образом, именно данная организация оказывает услуги по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
В обоснование возражений представителем АО «ТТК» приобщена копия паспорта отходов на нетканые фильтрованные материалы, форма № 2-ТП (отходы) за 2019 год, копия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, копия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сертификат соответствия и копия технического описания УОЛВ-(1…40) РЭ.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т. в судебном заседании указал, что лично в проведении проверки не участвовал, оставляет разрешение жалобы на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Применительно к положениям статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу п.п. 3, 4, 6 Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утверждённых Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (действующих на момент составления протокола) паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Виды отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов (утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242). К ним относятся: боны полипропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%) и боны полипропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов более 15%).
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, с 05 по 31 августа 2020 года в отношении АО «ТТК» проводилась внеплановая выездная проверка в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июля 2020 года № 910 и по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ от 24 июля 2020 года № ВА-П11-8315, проверка проводилась на производственных объектах юридического лица на территории МО <адрес>, <адрес>
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на территории нефтебазы «<данные изъяты> в процессе эксплуатации установки очистки нефтесодержащих ливневых сточный вод УОЛВ-3 образуются отходы боны полипропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15% и более 15%). Отсутствуют паспорта указанных отходов, а также документы (акты выполненных работ), подтверждающие передачу указанных отходов специализированным сторонним организациям.
Основанием к выводам должностного лица о наличии в действиях АО «ТТК» состава вмененного административного правонарушения, послужили материалы проверки.
Из оспариваемого постановления от 01 октября 2020 года следует, что доказательством, подтверждающим виновность АО «ТТК» во вменяемом правонарушении, послужил акт проверки от 31 августа 2020 года, при этом согласно решения заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора от 06 ноября 2020 года вывод, об образовании указанных отходов в процессе эксплуатации установки очистки нефтесодержащих ливневых сточный вод, сделан в связи с отсутствием указанных бонов в состоянии, соответствующему хранению, и отсутствию документов, подтверждающих эксплуатацию бона как составляющего установки УОЛВ-3.
Юридическим лицом в обоснование заявленной жалобы представлена копия паспорта отходов на нетканые фильтрованные материалы, а также форма № 2-ТП (отходы) за 2019 год, подтверждающая наличие образования данного отхода и передачи его для захоронения, кроме того согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17 июня 2016 года для очистки дождевых и промливневых нефтесодержащих стоков площадка № 1 нефтебазы «<данные изъяты>» оборудована установкой УОЛВ-3, в результате эксплуатации очистных сооружений и очистки сточных вод образуются следующие отходы: всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений, нетканые фильтрованные материалы синтетические, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более), а также осадок очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, решением врио руководителя Управления Росприроднадзора по Мурманской области от 17 июня 2016 года указанные проект был утвержден сроком до 17 июня 2021 года.
Доводы представителя юридического лица также подтверждаются сертификатом соответствия на установку очистки нефтесодержащих ливневых сточных вод типа УОЛВ, а также копией технического описания и руководства по эксплуатации УОЛВ-3, согласно которым установка состоит из последовательно включенных аппаратов: сепаратора, фильтра 1-ой ступени и фильтра 2-ой ступени, соединенных трубопроводами для перетока очищаемых сточных вод из аппарата в аппарат, по мере насыщения нефтепродуктами фильтрующих кассет, они извлекаются, разбираются, после чего из них извлекается насыщенный нефтепродуктами сорбент, который направляется в специализированную организацию.
Вместе с тем, указанные данные не были приняты во внимание органом административной юрисдикции при производстве по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о формальном подходе к вопросу наличия либо отсутствия оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности, в том числе без выяснения всех значимых для дела обстоятельств.
Таким образом, представленные и исследованные доказательства, с полной очевидностью свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, ст. 24.5 КоАП РФ.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, на основании оценки в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ представленных доказательств, прихожу к выводу, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «ТТК» подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, а принятое должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении и решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора об отказе в удовлетворении жалобы юридического лица - подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Акционерного общества «Таймырская топливная компания» – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора А.Д.Т.№ от 01 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), а также решение заместителя начальника Норильского отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора В.В.А.№ от 06 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении жалобы юридического лица – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Таймырская топливная компания» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья М.А. Фомушина
<данные изъяты>
<данные изъяты>