ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-197/2022 от 05.05.2022 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-197/2022

УИД: 58MS0008-01-2022-000627-06

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г.Пенза 5 мая 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Пензы Сергеева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы от 09.03.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы от 09.03.2022 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с настоящей жалобой, в которой просил об отмене указанного постановления мирового судьи, поскольку условия оказания ПАО «Ростелеком» универсальных услуг связи с использованием таксофонов, в том числе населенные пункты, на территории которых должны оказываться универсальные услуги связи, определяются договором «Об условиях оказания универсальных услуг» от 13.05.2014 №УУС-01/2014. В соответствии с п.2.2 Дополнительного соглашения №22 к договору стороны распространили его действие к отношениям сторон, возникшим с 1 января 2022 года. Указанным соглашением стороны определили новый перечень населенных пунктов, на территории которых с 01.01.2022 ПАО «Ростелеком» обязано оказывать универсальные услуги связи, при этом на территориях пос.Десятая Артель Бессоновского района Пензенской области и с.Казачья Пелетьма Лунинского района Пензенской области с 01.01.2022 ПАО «Ростелеком» не обязано оказывать универсальные услуги связи с использованием таксофонов, так как таксофоны в указанных населенных пунктах должны демонтироваться в соответствии с планом организационно-технических мероприятий. Информация о подписании дополнительного соглашения №22 к договору была доведена до Пензенского филиала ПАО «Ростелеком» только в конце февраля 2022 года. На момент проведения Роскомнадзором систематического наблюдения в рамках профилактической и пресекательной деятельности и составления протокола об административном правонарушении в отношении него, как должностного лица ПАО «Ростелеком», по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ ПАО «Ростелеком» уже не обязано было оказывать универсальные услуги связи с использованием таксофонов в вышеуказанных населенных пунктах. В связи с чем считает, что административным органом не доказано, и материалами административного дела не установлен факт осуществления ФИО1, как должностным лицом ПАО «Ростелеком», предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.к. не доказано событие вменяемого ФИО1 административного правонарушения по причине того, что на момент систематического наблюдения и составления протокола об административной ответственности ПАО «Ростелеком» не обязано было оказывать универсальные услуги связи с использованием таксофонов на территориях пос.Десятая Артель, Бессоновского района Пензенской области и с.Казачья Пелетьма, Лунинского района Пензенской области. Просил отменить постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы от 09.03.2022, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1, его защитник Болотов И.У., допущенный к участию в деле на основании письменного заявления ФИО1, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, а также в письменных пояснений по делу, просили удовлетворить.

В судебном заседании должностные лица Управления Роскомнадзора по Пензенской области: ФИО2, ФИО3 просили постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, письменного отзыва, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействие) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В соответствии с положениями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выявлению подлежат обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения, а также виновности лица в совершении правонарушения.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Положения ст.1.5 КоАП РФ учитывают, что административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судом установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы от 09.03.2022 ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Привлекая ФИО1 к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, мировой судья посчитал, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 11.02.2022, заданием о проведении планового наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ПАО «Ростелеком», актом мониторинга , протоколом мониторинга , приложением в протоколу мониторинга , фототаблицей к акту , лицензией ПАО «Ростелеком» на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, договором об условиях оказания универсальной услуг связи от 13.05.2014, приложениями к договору от 13.05.2014.

С состоявшимся по делу постановлением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ПАО «Ростелеком» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным и имеет лицензию от 27.01.2021 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов сроком действия до 27.01.2026, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (данная лицензия выдана в порядке продления срока действия лицензии от 27.01.2016).

17.12.2021 руководителем Управления Роскомнадзора по Пензенской области выдано задание о проведении планового наблюдения за соблюдением ПАО «Ростелеком» обязательных требований законодательства РФ в сфере связи и условий осуществления деятельности, в частности, в соответствии с лицензией от 27.01.2021 на оказание услуг местной связи с использованием таксофонов.

27.01.2022 в Управление Роскомнадзора по Пензенской области из Управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе поступили: акт мониторинга от 25.01.2022 с фототаблицей и протокол мониторинга от 18.01.2021 с приложением с результатами контроля за соблюдением обязательных требований при осуществлении оператором универсального обслуживания деятельности в области оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа и деятельности в области оказания универсальных услуг телефонной связи с использование таксофонов.

Согласно протоколу от 11.02.2022, составленному государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Пензенской области ФИО4, в ходе рассмотрения Управлением Роскомнадзора по Пензенской области материалов, поступивших из Управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, было выявлено следующее:

- 12.01.2022 в 14 час. 05 мин. мск у таксофона №57, расположенного в соответствии с Приложением №2 к договору от 13.05.2014 по адресу: <...>, отсутствуют надписи и иная текстовая и графическая информация в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

- 18.01.2022 в 12 час. 50 мин. мск таксофон №335, расположенный в соответствии с Приложением №2 к договору от 13.05.2014 по адресу: <...>, отсутствует.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пп.36 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию услуг связи включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Положениями ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о лицензировании установлено понятие лицензионных требований, которые определяются как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с положениями абз.1 п.1 ст.46 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В силу п.1 ст.29 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 №2385 были утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно п.5 Перечня наименований услуг связи услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов подлежат лицензированию.

В соответствии с п.9 Перечня лицензионных требований одним из лицензионных условий является выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).

Согласно п.1 Правил №241 оператор связи оказывает универсальные услуги связи в соответствии с правилами оказания соответствующих видов услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и настоящими Правилами.

В силу п.2 Правил №241 деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания.

Согласно п.4 Правил №241 оператор универсального обслуживания устанавливает таксофоны, используемые для оказания универсальных услуг связи, в населенных пунктах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи, с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.

В силу пп. «а» п.7 Правил №241 оператор универсального обслуживания обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи, в том числе до 1 июля 2016 г. обеспечить размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефноточечного шрифта Брайля.

В соответствии с п.3 Требований №371 телефонное средство коллективного доступа, установленное вне помещения, размещается в таксофонной кабине или полукабине.

Место расположения телефонного средства коллективного доступа в пределах населенного пункта определяется оператором универсального обслуживания самостоятельно.

Место расположения телефонного средства коллективного доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения:

- наименование вида оказываемой универсальной услуги связи;

- информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;

- правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи;

- контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;

- сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.

Пунктом 5 Требований № 371 установлено, что телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания.

Судом также установлено, что ПАО «Ростелеком» имеет лицензию на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов от 27.01.2021 и оказывает услуги на территории Российской Федерации, в том числе на территории Пензенской области.

ПАО «Ростелеком» в соответствии с п.4 лицензионных требований к лицензии от 27.01.2021 обязано обеспечить предоставление пользователю, в частности:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации;

б) доступа к телепатическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

в) доступа к системе информационно-справочного обслуживания.

Согласно п.5 лицензионных требований к лицензии от 27.01.2021 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.

Пунктом 11 лицензионных требований к лицензии от 27.01.2021 установлено, что лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

Федеральным агентством связи с оператором связи ПАО «Ростелеком» заключен договор об условиях оказания универсальных услуг от 13.05.2014. Указанный договор определяет условия оказания ПАО «Ростелеком» универсальных услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.

Согласно п.2.1.1 договора ПАО «Ростелеком» обязано оказывать универсальные услуги связи на территории каждого из населенных пунктов, указанных в таблицах приложения №2 к договору.

10.02.2022 Федеральным агентством связи с ПАО «Ростелеком» заключено дополнительное соглашение №22 к договору от 13.05.2014, согласно которому стороны внесли изменения в Приложение №2 к договору, исключив из перечня населенных пунктов, в которых общество обязано оказывать универсальные услуги в связи с использованием таксофонов населенные пункты, населенные пункты с.Казачья Пелетьма, Лунинского района Пензенской области и пос.Десятая Артель, Бессоновского района Пензенской области. Как указано в дополнительном соглашении №22 к договору от 13.05.2014 (п.1.4), с 1 января 2022 года универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов оказываются в населенных пунктах, определенных в таблице 1.7 приложения №2 к договору. В указанной таблице названные населенные пункты отсутствуют.

Согласно п.2.2. соглашения его положения применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2022.

Таким образом, с 01.01.2022 у ФИО1, как должностного лица - директора сервисного центра пригород г.Пенза Пензенского филиала ПАО «Ростелеком», отсутствовали обязательства по содержанию/установке таксофонов по адресам: <...> и <...>.

Доводы должностных лиц Управления Роскомнадзора по Пензенской области, что в моменты выявления правонарушения – 12.01.2022 и 18.01.2022 – дополнительное соглашение №22 к договору еще не было заключено, вследствие чего событие административного правонарушения имеет место, основаны на неверном толковании закона.

Обязанность ФИО1, как должностного лица ПАО «Ростелеком», по содержанию таксофонов по вышеуказанным адресам основана одновременно как на лицензии на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, предоставленной Федеральной службой о надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПАО «Ростелеком», так и на договоре от 13.05.2014, заключенном между Федеральным агентством связи и ОАО (в настоящее время ПАО) «Ростелеком», с последующими изменениями. При этом исключение из договорных отношений (путем заключения дополнительного соглашения) обязанности по обслуживанию ПАО «Ростелеком» таксофонов по адресам: <...> и <...> влечет безусловное снятие обязанности и с должностного лица - ФИО1 - по обслуживанию указанных таксофонов, включая их содержание и установку, а, следовательно, и невозможность привлечения его к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку согласно п.11 лицензионных правил лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.

Иные доводы должностных лиц в целом не могут служить законным основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях должностного лица - директора сервисного центра пригород г.Пенза Пензенского филиала ПАО «Ростелеком» ФИО1 при осуществлении эксплуатации таксофона, установленного по адресу: <...>, и установке таксофона по адресу: <...>, отсутствует событие административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В частности, в силу ч.1 ст.24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению, жалоба ФИО1 - удовлетворению.

Руководствуясь ст.30.6., п.3 ч.1 ст.30.7., ст.30.8., п.3 ст.30.9., ч.1 ст.30.3. КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы от 09.03.2022 о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

Судья М.А. Сергеева