мировой судья Макарова О.В. УИД 34MS0018-01-2022-002009-04 Дело № 12-197/2022
РЕШЕНИЕ
г. Камышин 06 сентября 2022 года.
Судья Камышинского городского суда Волгоградской области Митрошина Е.Н., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 15 Камышинского судебного района Волгоградской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 14 Камышинского судебного района Волгоградской области от 17 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 Камышинского судебного района Волгоградской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 14 Камышинского судебного района Волгоградской области от 17 июня 2022 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Дроненко Д.М. 03 августа 2022 подал жалобу, в установленный законом срок, копия обжалуемого постановления получена 28 июля 2022 г. В обоснование жалобы указано, что МУП «Торговый дом г. Камышина» является коммерческой организацией, создано для получения прибыли, не выполняет публично-значимые функции. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компаний самостоятельно. Между МУП «Тоговый дом ....» и ФИО4 на момент обращения с заявлением в управляющую рынком компанию действовал договор № .... о предоставлении торгового места от ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № .... о предоставлении торгового места, который действует и в настоящее время. МУП «Торговый дом ....» не входит в систему органов в публичной власти и не осуществляет публично значимых функций, а возникшие отношения между ФИО4 и МУП «Торговый дом ....» носят гражданско-правовой характер, в связи с чем положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» на данный случай не распространяются, и в следствии этого генеральный директор МУП «Торговый дом ....» не является субъектом вменяемого правонарушения. ФИО1 просит суд постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .... отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, в судебном заседании поддержал доводы, указанные в жалобе на постановление, пояснил, что в данном случае имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора о предоставлении торгового места, возникшие отношения сложились между ФИО4 и Управляющей рынком компанией МУП «Торговый дом ....», в лице генерального директора ФИО1, поскольку на момент обращения к генеральному директору был заключён договор № ..... Кроме того ФИО4 состоит в реестре продавцов универсального рынка № .... ТЦ «Бородинский». Просит суд постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .... отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, поданное ФИО4 заявление в адрес ФИО1 о предоставлении ей на правах очередности торговых мест 43, 44 в торговом центре «Бородинский» для оказания услуг по пошиву и ремонту одежды поступило в рамках Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области".
Потерпевшая ФИО5, будучи надлежаще извещенной о месте и времени разбирательства дела судебной повесткой в судебное заседание не явилась, причин неявки и их уважительности суду не представила, представителя в суд не направила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Учитывая, что судом предприняты все меры для своевременного и надлежащего извещения потерпевшей по делу об административном правонарушении, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО5
Помощник Камышинского городского прокурора ФИО6 оспариваемое постановление мирового судьи просил оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Выслушав ФИО1, заключение помощника прокурора ФИО6, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ составляет нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Субъектами правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.03.2018 N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
В ходе рассмотрения данного дела привлекаемое к административной ответственности лицо приводил доводы о том, что генеральный директор МУП «Торговый дом ....» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку деятельность, которую осуществляет МУП «Торговый дом ....», не свидетельствует об осуществлении публично значимых функций. Кроме того, МУП «Торговый дом ....» является коммерческой организацией и создано для получения прибыли, что предусмотрено уставом.
Отклоняя эти доводы, мировой судья пришел к выводу, что данная деятельность затрагивает права и законные интересы граждан, ввиду чего направлена на выполнение публично значимых функций.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2012 N 19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П).
При этом в определении от 27.06.2017 N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что МУП «Торговый дом ....», является юридическим лицом, основанное на праве хозяйственного ведения, созданного в соответствии с Постановлением Администрации ....№ ....-п от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого, согласно уставу, является развитие муниципальной торговли и насыщения потребительского рынка города товарами за счет развития межрегиональных связей, оказание услуг в сфере торговли и общественного питания в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли. (л.д.39 оборот).
МУП «Торговый дом ....» является управляющей рынком компанией на основании разрешения администрации городского округа-...., осуществляет организацию розничного рынка в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
На основании Приказа № ..../К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является директором МУП «Торговый дом ....». (л.д.16).
.... по заявлению потерпевшей ФИО5 о неверном распределении торговых мест на рынке директором МУП «Торговый дом ....» ФИО1 проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращения граждан.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в МУП «Торговый дом ....» от заявителя ФИО5 поступило заявление о предоставлении на правах очередности торговых мест № .... в торговом центре «Бородинский» для оказания услуг по пошиву и ремонту одежды. (л.д.20).
Согласно объяснением ФИО1, указанное заявление о предоставлении торговых мест в порядке очередности передано ФИО7 - менеджеру отдела заключения договоров, что подтверждается визой на заявлении. ФИО7 пояснила ФИО1, что указанные места заняты, в связи с чем заключить договор с ФИО5 не представляется возможным. О данных обстоятельствах ФИО5 была уведомлена в устной форме.
Согласно ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
В силу п. 7 ст. 3 Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица;
В силу ч.2 ст. 15 ФЗ от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, должны предоставляться следующие сведения:1) сведения о заявителе: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц; б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей; в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;3) срок предоставления торгового места и цели его использования;4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Согласно ст. 9 Закон Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД (ред. от 26.12.2019) "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области" 1. Договор о предоставлении торгового места на рынке может быть заключен управляющей рынком компанией с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданином (в том числе гражданином - главой крестьянского (фермерского) хозяйства, членом такого хозяйства, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий срока действия разрешения на право организации рынка, выданного управляющей рынком компании. 2. Требования к торговому месту, порядок заключения договора о предоставлении торгового места на рынке, типовая форма такого договора, упрощенная форма договора о предоставлении торгового места на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа Волгоградской области.
В рассматриваемом случае правоотношения между управляющей рынком компанией МУП «Торговый дом ....» в лице директора ФИО1 и продавцом ФИО4 носят гражданско-правовой характер, поскольку ФИО4, являясь зарегистрированном в реестре продавцом ТЦ «Бородинский» (п.56 реестра), уже имея торговое место № .... на универсальном рынке «ТЦ Бородинский», на основании договора № .... от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к данному договору срок действия договора продлен по ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в порядке очередности иного торгового места для удобства посещения ее клиентами, поскольку ФИО4 оказывает услуги по пошиву и ремонту одежды, указанные обстоятельства не свидетельствуют об осуществлении хозяйствующим субъектом публично значимых функций именно в этих правоотношениях, а именно деятельность, производимая определенным органом публичной власти по отправлению функций государства и представляющая ценность для общества (широкого круга лиц), то есть удовлетворяющая общественный (публичный, государственный) интерес, в сфере жизни государства и общества, следовательно, требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
Заявление продавца ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поданное управляющей рынком компанию МУП «Торговый дом ....» в лице директора ФИО1, о предоставлении ей иного торгового места в порядке очередности обладает гражданско-правовым характером.
В связи с чем и рассматриваемый случай носит гражданско-правовой характер и не свидетельствует об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на него не распространяются даже в случае, если юридическое лицо создано публично-правовым образованием
О реализации публично значимой функции можно говорить лишь при наличии у государственного и муниципального учреждения, иных создаваемых, либо уполномочиваемых (соответствующим актом) Российской Федерацией, ее субъектом или органом местного самоуправления организаций и должностных лиц компетенции по решению поставленного в обращении вопроса, вытекающего из необходимости соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, не связанных с возникшими между гражданами и юридическими лицами гражданско-правовыми отношениями.
В связи с изложенным, директор МУП «Торговый дом ....» ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о том, что директор МУП «Торговый дом ....» ФИО1 является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАп РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при отмене постановления и при наличии, хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от 17.06.2022 подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
отменить постановление мирового судьи судебного участка № .... Камышинского судебного района ...., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № .... Камышинского судебного района .... от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 5-14-271/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленным статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Е.Н. Митрошина