ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-197/2022 от 13.10.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Зазнобин С.А. дело № 12-197/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза 13 октября 2022 года

Судья Пензенского областного суда Потапов Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда жалобу и.о. начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы Усманова И.М. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 2 сентября 2022 г. № 5-5281/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 2 сентября 2022 г. № 5-5281/2022 Управление ЖКХ г. Пензы признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, и.о. начальника Управления ЖКХ г. Пензы Усманов И.М. просит отменить вышеуказанное постановление судьи районного суда как незаконное и прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку Управление субъектом административного правонарушения не является. Указывает, что исходя из пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Управление ЖКХ г. Пензы исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Пенза» не является, поэтому не является и владельцем автомобильной дороги по ул. Мусоргского в г. Пензе. В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения и является расходным обязательством муниципальных образований. Решение вопросов местного значения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона реализуется органами местного самоуправления городских округов путем создания муниципальных учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. Для выполнения функций по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы и обеспечение безопасности дорожного движения на них создано муниципальное казенное учреждение «Департамент ЖКХ г. Пензы». В соответствии с положениями Устава МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», утвержденного постановлением администрации города Пензы от 28 апреля 2021 года № 613, целью создания Учреждения является обеспечение эффективного использования бюджетных средств, направленных на содержание и ремонт объектов улично-дорожной сети в границах городского округа г. Пензы, переданных учреждению в безвозмездное пользование или оперативное управление. Для достижения установленных целей учреждение осуществляет в числе прочих функций и функции муниципального заказчика от имени муниципального образования город Пенза при осуществлении закупок на выполнение работ и оказание услуг по проектированию, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и путепроводов, находящихся в муниципальной собственности города Пензы и переданных учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление, а также на поставку продукции, оказание услуг для собственных и муниципальных нужд и осуществление контроля за исполнением заключенных контрактов. Основным видом деятельности учреждения также является организация работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, ливне-дренажной сети, мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, переданных учреждению в безвозмездное пользование или оперативное управление. При этом муниципальное казенное учреждение, являясь муниципальным заказчиком, действует от имени муниципального образования, уполномочено принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществлять закупки в целях обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, обязанность по осуществлению обследования дороги, проведению закупки на выполнение работ по содержанию дорог от лица муниципального образования «город Пенза» лежит на МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». 16 марта 2007 года между Управлением муниципального имущества города Пензы и МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» заключен договор о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной казны г. Пензы в безвозмездное пользование для содержания, в том числе автодороги по ул. Мусоргского, которая категорируется как «проезд второстепенный». Таким образом, ответственность за содержание указанной автомобильной дороги возложена на МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы».

Управление ЖКХ г. Пензы о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Скопенко А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Исходя из требований таблицы 5.3 выбоины на проезжей части не должны превышать допустимые размеры (длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м и более).

Как усматривается из материалов дела, 7 июня 2022 г. в 09:21 час. государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе К.А.А. выявлено, что Управление ЖКХ г.Пензы, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог, в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также требований статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не обеспечило содержание участка дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании такими участками, а именно: допустило наличие на проезжей части выбоины, размеры которой превышают допустимые размеры, по следующему адресу: г. Пенза, ул. Мусорского напротив дома №14 по ул. Тернопольская, что противоречит пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 58 ВР № 100200 от 2 августа 2022 г., в котором зафиксированы обстоятельства административного правонарушения; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 58 КА № 066588 от 8 июня 2022 г.; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленными государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе К.А.А. 7 июня 2022 г. с фототаблицей; сообщениями Управления муниципальным имуществом города Пензы от 17 июня 2022 г. и Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от 11 июля 2022 г., согласно которым автодорога по ул. Мусорского значится в реестре муниципального имущества в составе муниципальной казны и в соответствии с картой проектируемой транспортной сети и инфраструктуры города Пензы в составе генерального плана города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы 28 марта 2088 года №916-44/4 (в редакции от 24 декабря 2021 г. № 515-32/7) участок дороги по ул.Мусорского, напротив дома № 14 по ул.Тернопольской в г. Пензе не входит в число магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения, улиц и дорог местного значения, служит для осуществления транспортной и пешеходной доступности к объектам капитального строительства; иными материалами дела.

Собранные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, и обоснованно признаны судьей районного суда допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, заявителем жалобы не представлено.

Принимая обжалуемое постановление судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что Управление ЖКХ г. Пензы является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обязано принимать меры, направленные на соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам.

Доводы жалобы о том, что Управление ЖКХ г. Пензы не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку для решения вопросов местного значения создано самостоятельное юридическое лицо - Муниципальное казенное учреждение «Департамент ЖКХ г. Пензы», обладающее функциями муниципального заказчика от имени муниципального образования «город Пенза» при осуществлении закупок на выполнение работ и оказание услуг по проектированию, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности города Пензы и переданных учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление, являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении.

Так, требования ГОСТ Р 50597-2017 подлежат выполнению лицами и органами, на которые возложены обязанности по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог, в введении которых они находятся, при этом указанные субъекты обязаны контролировать состояние дорог и принимать меры для устранения недостатков в эксплуатационном состоянии дорог, выявленных в ходе такого контроля, в сроки, определенные указанным стандартом.

Судья районного суда правомерно исходил из того, что в силу части 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Аналогичные положения воспроизведены в пункте 5 части 1 статьи 5 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 130-12/4 (в редакции от 29 апреля 2022 г.).

Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы статьей 34 Устава города Пензы отнесено к иным органам местного самоуправления, образуемым по отраслевому и территориальному принципу и обладающим собственным полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными Уставом города.

Согласно пункту 1.23а статьи 44 Устава города Пензы Управление ЖКХ г.Пензы осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организацию дорожного движения а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Уставом.

В соответствии с Положением об Управлении ЖКХ г. Пензы, утвержденным постановлением администрации города Пензы от 17 мая 2013 г. № 497/1, к основным функциям Управления, наряду с прочим, относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах г. Пензы.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что Управление ЖКХ г. Пензы, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предприняло все зависящие от него меры по осуществлению своих обязанностей и контролю состояния автомобильных дорог в целях соблюдения требований государственного стандарта, в том числе путем осуществления необходимого контроля за деятельностью подведомственного ему муниципального учреждения, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Управления ЖКХ г. Пензы квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене вынесенного по делу постановления не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в соответствии с требованиями статьи 3.5, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 2 сентября 2022 г. № 5-5281/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы оставить без изменения, жалобу и.о. начальника жилищно-коммунального хозяйства города Пензы Усманова И.М. - без удовлетворения.

Судья: Н.Н. Потапов