УИД 47RS0005-01-2022-000140-81
Дело № 12-197/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Выборг 20 апреля 2022 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, начальника производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 по заявлению ФИО2,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № 14-1469/14//2021 от 23.12.2021 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 23.12.2021, вынесенные старшим государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 в отношении начальника производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением о назначении административного наказания № 14-1469/14/2021 от 23.12.2022, вынесенное старшим государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 начальник производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
23.12.2021 начальнику производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и представлением, начальник производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 подал жалобу, в которой просил постановление и представление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что в рамках рассмотрения дела о назначении и проведении экспертизы он уведомлен не был, эксперт об административной ответственности не предупреждался, им не было получено экспертное заключение. При этом, в материалах дела нет экспертного заключения, в связи с чем доказательства вины также отсутствуют. Иные доказательства не свидетельствуют о наличии в его действиях вины. При этом, должностным лицом при назначении наказания не учтены положения ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ для назначения наказание в размере 25 000 руб.
Защитник должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, начальника производственного управления Выборгского района ГУП «Леноблводоканал» ФИО1 по заявлению ФИО2 доводы жалобы поддержала.
В суд старший государственный инспектор Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 30 сентября 2021 года по 26 октября 2021 года была проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ГУП «Леноблводоканал», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по объектам осуществления фактической деятельности.
В ходе проверки по объекту КОС г. Выборга была представлена Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной с указанием сброса сточных вод в Мелкую Губу Выборгского залива Финского залива, согласованная с Невско-Ладожским БВУ в установленном порядке.
Во исполнение требований ст. 69 и ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" КОС г. Выборга (в том числе и выпуск сточных вод в Мелкую Губу Выборгского залива Финского залива) было поставлено ГУП «Леноблводоканал» на государственный учет объектов НВОС: Код: 41-0178-005211-П, 1-категория, категория риска чрезвычайно высокая. (1).
В ходе проведения проверки сотрудниками Управления с привлечением специалистов-экспертов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ФГБУ «ЦЛАТИ по Тверской области» в присутствии представителя ГУП «Леноблводоканал» по доверенности 04.10.2021 были произведены отборы проб сточных и природных вод в следующих точках:
- проба 1, сточная вода, отобранная из выпуска КОС г. Выборга, место отбора: 188800, <...>, канализационные очистные сооружения города Выборга, точка 1 – лоток Паршаля (на воде после КОС г. Выборга (протокол испытаний № 1185-В/ЦО от 12.10.2021).
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора установлено наличие превышений концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из выпуска КОС г. Выборга над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (далее - ПДКрыбхоз), а именно: Аммоний-ион - в 7,4 раза, Нитрат-ион – в 2,2 раза; Фосфат-ион - в 20 раз, железо общее - в 3,8 раза, марганец – в 13,6 раза; АПАВ - в 1,4 раза, фенолы общин – в 11 раз, нефтепродукты - в 3 раза.
В связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, отбор проб в водном объекте Мелкая Губа Выборгского залива Финского залива произвести не представилось возможным, в связи с чем факт негативного влияния на водный объект при сбросе сточных вод по выпуску КОС г. Выборга не установлен.
Должностным лицом, ответственным за сброс сточных вод в водные объекты в соответствии с должностной инструкцией является начальник производственного управления Выборгского района ГУП «Леноблводоканал» ФИО1
В связи с выявленными нарушениями начальник производственного управления Выборгского района ГУП «Леноблводоканал» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не было учтено следующее.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 27.10 КоАП РФ, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
В протоколе отбора проб, обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды № 122-ПВ от 04.10.2021 указано на проведении отбора проб в отсутствие двух понятых при ведении видеофиксации отбора проб.
Однако запись видеофиксации процедуры отбора проб в материалах дела не представлена, согласно ответу Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 18.04.2022 представить её невозможно в связи с утратой информации при проведении работ по переносу информации на единый локальный домен.
Указанный протокол отбора проб используется в качестве доказательства по делу. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что указанный протокол составлен с нарушением ст. 27.10 КоАП РФ, в связи с этим протокол отбора проб и составленное на его основе экспертное заключение нельзя признать надлежащими доказательством, подтверждающими событие вмененного юридическому лицу правонарушения, выразившегося в сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ,
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина начальника производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах, что является существенным нарушением закона, постановление должностного лица административного органа подлежит отмене, так как оно не может быть признано законным и обоснованным, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
В связи с выявлением существенных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, иные доводы жалобы не рассматриваются.
В связи с отменой постановления о назначении административного наказания № 14-1469/14/2021 от 23.12.2022 вынесенное на основании него представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 23.12.2021 также подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 24.5, 30.6, 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление о назначении административного наказания № 14-1469/14//2021 от 23.12.2021 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 23.12.2021, вынесенные старшим государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 в отношении начальника производственного управления Выборгского района ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО1 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись. Копия верна
Судья М.В. Прокопьева