ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1986/19 от 11.11.2019 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

12-1986/2019

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2019 года г. Казань

Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,

при секретаре Юсуповой А.Н.,

рассмотрев жалобу защитника ашш, действующего в интересах должностного лица ррх, на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 4 по Советскому судебному району г. Казани, от 23 сентября 2019 года в отношении:

ррх, родившегося <дата изъята> в <адрес изъят>, проживающего в <адрес изъят>, работающего <данные изъяты>», с высшим образованием, женатого, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

- признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо ррх признан виновным в том, что 30 октября 2018 года в 15 час. 00 мин., аг, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Республики Туркменистан, на основании трудового договора <номер изъят> от 26 марта 2018 года, заключенного с <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес изъят>, в лице ректора ррх, осуществляла трудовую деятельность в должности лаборанта кафедры иностранных языков не имея разрешения на работу на территории Российской Федерации, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Защитник ашш в обосновании жалобы указал, что с постановлением мирового судьи от 23 сентября 2019 года должностное лицо ррх не согласен, так как Российская Федерация - стратегический партнер Туркмении. Межрегиональные связи с Туркменией поддерживают более 50 субъектов Российской Федерации. Наиболее динамично с точки зрения товарооборота они развиваются с регионами Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Нижегородской, Свердловской и Челябинской областей, а также Республики Татарстан. Между рядом российских регионов и правительством Туркмении заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В сентябре 2017 года правительство РФ одобрило проект соглашения с Туркменией о сотрудничестве в области сельского хозяйства и ветеринарии. Соглашение направлено на развитие взаимодействия по таким направлениям, как земледелие, животноводство, ветеринария, селекция, семеноводство и племенное дело, мелиорация, ирригация и сельскохозяйственное орошение, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля ею, сельскохозяйственное машиностроение, научные исследования в области сельского хозяйства. Проект предполагает также обмен научными и инновационными достижениями, передовой техникой и современными сельскохозяйственными технологиями. В двусторонних отношениях важной является гуманитарная составляющая - взаимодействие в сфере науки, культуры, образования.

Гражданка Республики Туркменистан аг законно находилась на территории РФ. Ее супруг работал в <данные изъяты>» и ввел в заблуждение ректора академии о наличии у а Г. разрешения на работу на территории РФ. При выявлении 30 октября 2018 года нарушения законодательства в этой части отделом иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Татарстан, только 25 июля 2019 года был составлен протокол об административном правонарушении и материалы направлены в мировой суд для привлечения ректора к административной ответственности.

Защита полагает, что данное правонарушение можно отнести к малозначительности проступку и ограничиться административным наказанием в виде замечания.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное <данные изъяты>», по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или граждан и не повлекло других негативных последствий, Доказательств явного пренебрежительного отношения ректором <данные изъяты>», доктором ветеринарных наук, профессором к исполнению публично-правовых обязанностей, повлекших причинение какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда личности, обществу или государству не установлено. Ранее ни <данные изъяты>», ни ректор учебного заведения не привлекались к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, вину в совершении правонарушения не отрицал, раскаялся в допущенном правонарушении, ходатайствовал о прекращении производства по делу по истечению срока давности и недопущения подобного правонарушения впредь. Поэтому защитник просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ашш в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть жалобу на постановление мирового судьи от 23 сентября 2019 года без его участия.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ррх своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, на основании ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без его участия.

В силу ч. ч. 4, 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Судом были исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 25 июля 2019 года составленный в отношении ректора <данные изъяты>» ррх, которым установлен факт привлечения должностным лицом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранной гражданки а Г. без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранного работника, при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу либо патента; рапортом сотрудника полиции, где он докладывает, что 30 октября 2018 года в 15 час. 00 мин., в ходе проверки документов у гражданки Туркменистана аг, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что вышеуказанный иностранный гражданин с 26 марта 2018 года, на основании трудового договора <номер изъят>, осуществляет трудовую деятельность в качестве лаборанта кафедры иностранных языков в <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес изъят>, не имея разрешения на работу на территории Российской Федерации; трудовой договор <номер изъят> от 26 марта 2018 года, заключенный между <данные изъяты> в лице ректора ррх и а Г.А.; ответ на запрос начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, где он сообщает, что <данные изъяты>» в отдел по вопросам миграции УВМ МВД по Республике Татарстан за оформлением разрешения на привлечение и использование иностранных работников не обращалось; объяснение представителя ашш, где он поясняет, что а Г. была временно привлечена к трудовой деятельности по ходатайству начальника международного отдела академии, так как нужен был работник знающий таджикский и русский язык, была необходимость в переводчике. а Г. законно находилась на территории России, у ее была виза и другие документы, место жительства, ее муж работал у них в Академии. Международный отдел Академии не обратился в миграционную службу для получения разрешения на привлечение ее на работу, полагая, что данный факт единичный и начальник международного отдела Академии заверила, что все документы в порядке; постановление начальника ОИК УВМ МВД по Республике Татарстан от 31 октября 2018 года, которым гражданка Туркменистана аг признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении составленным в отношении а Г., которым установлен факт нарушения ею ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента; объяснение а Г., где она поясняет, что является гражданкой Республики Туркменистан, в РФ приехала 12 февраля 2018 года как сопровождающая член семьи (ее супруг агк является аспирантом Казанской ГАВМ). Проживает по адрес: <адрес изъят> (общежитие), блок 56. С 26 марта 2018 года осуществляет трудовую деятельность в качестве лаборанта кафедры иностранных языков на основании трудового договора <номер изъят> от 26 марта 2018 года. На работу ее принял ректор академии ррх Ее работа заключается в подготовке аудитории к занятиям, предоставлении расписаний занятий преподавателям и другие касающиеся дела кафедры иностранных языков. Режим работы с 8 часов утра до 17 часов вечера по будням, суббота, воскресенье выходной. Заработная плата у нее 12000 рублей в месяц, зарплату получает на карту. Заработную плату получает в 10 числах каждого месяца. Разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности в РФ не оформляла, о том, что требуется разрешения на работу, не знала. Русским языком владеет с детства в совершенстве; копия паспорта и копия визы а Г.; справка на а Г.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы сведений о какой либо заинтересованности должностных лиц в исходе настоящего дела или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.

Мировой судья обоснованно пришел к выводу о доказанности вины должностного лица ррх в совершении указанного административного правонарушения. При назначении наказания мировой судья в полной мере учел: характер административного правонарушения, совершенного в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ; отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; личность и имущественное положение должностного лица ррх При сборе доказательств нарушений административного законодательства допущено не было.

Доводы защитника ашш изложенные в жалобе не состоятельны, так как опровергаются исследованными судом доказательствами. С учетом характера правонарушения, посягающего на общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан, тяжести последствий и роли правонарушителя, суд не находит оснований для освобождения должностного лица ррх от административной ответственности. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ составляет 1 год. Из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении от 25 июля 2019 года составленного в отношении ректора <данные изъяты>ррх, рапорта сотрудника полиции свв, трудового договора, ответа на запрос начальника УВМ МВД по Республике Татарстан, объяснений ашш и а Г, протокола по делу об административном правонарушении составленного в отношении а Г. и постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ вынесенного в отношении а Г., не доверять которым у суда оснований не имеется, все свидетельствует о том, что должностное лицо ррх осознавал противоправный характер несоблюдения требований Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так как незаконно привлек к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранную гражданку а Г. при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу либо патента, предвидел их вредные последствия и желал этого либо сознательно допускал их наступление. Суд считает, что у должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Позицию защитника ашш по данному делу суд объясняет желанием помочь должностному лицу ррх избежать административную ответственность.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу допущено не было, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ. Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.

Исходя из вышеуказанных доказательств, суд признает постановление мирового судьи законным, обоснованным и справедливым, а доводы, изложенные в жалобе несостоятельными. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 4 по Советскому судебному району г. Казани, от 23 сентября 2019 года в отношении ректора <данные изъяты>» ррх, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу защитника ашш - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, подлежит обжалованию в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья подпись Р.С. Кашапов