ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-198/2016 от 01.11.2016 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 01 ноября 2016 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>

ФИО5,

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определений начальника Инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, генеральный директор ООО «КТ Трейдинг» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Постановлением установлено, что на основании поручения на проведение проверки от 25.08.2016г. по заявлению ФИО4ДД.ММ.ГГГГ произведена проверка полноты оприходования выручки обособленного подразделения ООО «КТ Трейдинг» (ИНН <***>), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, 637 км <адрес>, а/д «Москва-Санкт-Петербург» АЗС, за период с 01.08.2016г. по 25.08.2016г., в результате которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 в результате расчета за автобензин Премиум-95 (5 кл.) 13,28 литров по цене 37 руб. 65 коп. общей стоимостью 499,99 руб., был выдан документ об оплате – чек , распечатанный на контрольно-кассовой машине Шрих-М-ФР-К, заводской , в нефискальном режиме. Анализом контрольных лент и фискальных отчетов установлено, что контрольная лента по номеру смены от 14.08.2016г. по ККМ Штрих-М-ФР-К, заводской , не содержит сведений о выданном ФИО4 чеке от 14.08.2016г. в 21 час 35 минут, следовательно, сумма выручки в размере 499,99 руб. не отражена в фискальной памяти ККМ Штрих-М-ФР-К, заводской , и, соответственно, не учтена как сумма выручки за 14.08.2016г., и как следствие, не оприходована в кассу ООО «КТ Трейдинг», что является нарушением п.4.6 Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», п.п.7, 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники (ККТ), утвержденных Центральным банком Российской Федерации от 18.08.1993г. . Генеральный директор ООО «КТ Трейдинг» ФИО1 осуществляет контроль за деятельностью общества, он же исполняет обязанности главного бухгалтера ООО «КТ Трейдинг». В силу пунктов 2.1, 2.6, 2.7, 2.11, 2.14 главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации, обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирование доходов и расходов, выполнение обязательств, обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов, ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплин, и несет ответственность за невыполнение своих функциональных обязанностей. Действия ФИО1 выражаются в несоблюдении правил кассовой дисциплины.

В жалобе на данное постановление ФИО1 просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы заявитель указывает об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку до установления расхождения между данными фискального отчета, кассовой книги организации, и денежной выручкой, фактически поступившей в этот день в организацию, сделать вывод о неоприходовании денежной наличности лишь на основании чека ККМ, не отраженного в контрольной ленте (отчете), нельзя. В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие возможность доступа заявителя к фискальной памяти или использование контрольно-кассовой техники с фискальной памятью в не фискальном режиме. Вина заявителя не доказана, дело рассмотрено в нарушение требований ст.24.1 КоАП РФ. Чек заявителю не предъявлялся, кассовая операция на сумму чека 14.08.2016г. не проводилась. Налоговым органом нарушены требования Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина РФ н от 17.10.2011г., влекущие недопустимость представленных доказательств: поручение на проведение проверки от 25.08.2016г. заявителю не предъявлялось, проверка проведена за пределами 1 рабочего дня от даты поручения, невозможно определить лицо, осуществившее покупку бензина. Также имеются разногласия в размере неоприходованной суммы (31056,78 руб. или 499,65 руб.). Нарушены положения ст.1.5 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие ФИО1, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явившегося, определением от 01.11.2016г. в удовлетворении ходатайства ФИО1 об отложении рассмотрения дела отказано.

Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок ИФНС России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении. Показала, что в ИФНС России по <адрес> поступило направленное в Управление ФНС России по Санкт-Петербурга и <адрес> заявление ФИО6, которому при покупке бензина на АЗС выдали кассовый чек без признаков фискального режима. Это явилось основанием для проведения в отношении ООО «КТ Трейдинг» проверки соблюдения требования законодательства по оприходованию полноты выручки. Такая проверка проводится в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 133н. Указанным регламентом установлено не более 2-х дней на ознакомление лица с поручением о проведении проверки и не более 20-ти дней на составление акта. В настоящем случае, ДД.ММ.ГГГГ было выдано поручение на проведение проверки, с которым ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью на поручении. Затем ФИО1 было выдано требование о представлении документов, которые он представил. Акт проверки был составлен ДД.ММ.ГГГГ. Из анализа представленных по делу документов следует, что наличные денежные средства в сумме 499,99 руб., полученные от покупателя за продажу бензина, зафиксированные кассовым чеком, выданном в нефискальном режиме, не были отражены в контрольно-кассовой ленте за смену 14.08.2016г., не отражены в сумме выручки за смену в журнале кассира-операциониста и, соответственно, не отражены в кассовой книге обособленного подразделения (АЗС), то есть, не оприходованы. Указанные действия охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ. ФИО4 не является сотрудником налоговых органов, и по настоящему делу не проводилось оперативно-розыскных мероприятий, выездная проверка также не проводилась.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав государственного налогового инспектора отдела выездных проверок ИФНС России по <адрес>ФИО3, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами установлен Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание -У).

В соответствии с пунктом 4.1 Указания -У, кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001 и расходными кассовыми ордерами 0310002.

Для учета поступающих в кассу наличных денег, и выдаваемых из кассы, организация ведет кассовую книгу 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные и выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (п.4.6 Указания -У).

На основании Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники, утвержденных Центральным банком Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки, а именно: отраженные в фискальном отчете ККТ суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированной в кассовой книге. Пункт 11 указанных Методических рекомендаций также устанавливает, что в конце рабочего дня кассир предприятия должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному кассовому ордеру старшему (главному) кассиру.

Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе, отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Указание -У не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств в кассу предприятия.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на АЗС, принадлежащей ООО «КТ Трейдинг», ДД.ММ.ГГГГ при покупке ФИО4 нефтепродукта на сумму 499,99 руб. была применена ККТ (ККМ Штрих-М-ФР-К с заводским номером 00088887) в нефискальном режиме. Контрольная лента по номеру смены от 14.08.2016г. по ККМ Штрих-М-ФР-К, заводской , не содержит сведений о выданном ФИО4 чеке на сумму 499 руб. 99 коп., и данные о принятии денежных средств в размере 499 руб. 99 коп. за приобретенный бензин не нашли своего отражения в сметном итоге за 14.08.2016г., а также в кассовой книге обособленного подразделения за 14.08.2016г., следовательно, указанная сумма не учтена как сумма выручки за 14.08.2016г., и как следствие, не оприходована в кассу ООО «КТ Трейдинг».

Вопреки доводам жалобы, указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и совершение генеральным директором ООО «КТ Трейдинг» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, поручением на проведение проверки от ДД.ММ.ГГГГ, требованием о предоставлении документов, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией генерального директора ООО «КТ Трейдинг», утвержденной ФИО1ДД.ММ.ГГГГг., заявлением ФИО4 о нарушениях закона при применении ККТ на АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, 637 км <адрес>, кассовым чеком АЗС ООО «КТ Трейдинг» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 499 руб. 99 коп., контрольной лентой по номеру смены от 14.08.2016г. по ККМ Штрих-М-ФР-К, заводской , копией кассы, журналом кассира-операциониста, другими доказательствами.

Проверка законности и обоснованности постановления исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ показала, что вопреки доводам жалобы, к выводу о виновности генерального директора ООО «КТ Трейдинг» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло на основании всесторонне, полно, объективно исследованных и оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения.

Вывод исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по <адрес> о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, является обоснованным и его действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, требованиями статей 2.1, 2.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о нарушении налоговым органом Административного регламента н от 17.10.2011г, влекущем недопустимость принятия акта проверки в качестве доказательства вины ФИО1, нельзя признать состоятельными как не основанные на законе и противоречащие материалам дела.

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина РФ н от 17.10.2011г., на который ссылается заявитель, не устанавливает порядок проведения проверок за полнотой учета выручки денежных средств в организациях, по указанному Административному регламенту предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.

Контроль и надзор за полнотой оприходования выручки организациями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ, осуществляют налоговые органы. Порядок проведения таких проверок установлен Административным регламентом исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 133н (далее - Административный регламент).

Согласно п.22 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по предъявлению проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции является решение руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта.

Специалисты Инспекции предоставляют проверяемому объекту, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору), поручение на исполнение Государственной функции и служебные удостоверения. Факт предъявления поручения на исполнение Государственной функции фиксируется подписью проверяемого объекта, с указанием должности и даты предъявления в поручении на исполнение Государственной функции (п.23 Административного регламента).

В соответствии с п.24 Административного регламента максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 2 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.

Согласно п.25 Административного регламента результатом административной процедуры является предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции и фиксация этого факта.

Доводы жалобы на невозможность определить лицо, осуществившее покупку бензина, и отсутствие данных, подтверждающих возможность доступа заявителя к фискальной памяти, не влекут удовлетворение жалобы. Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ явилось неоприходование выручки в кассу предприятия, а не факт неприменения ККТ при продаже товаров ФИО4 Следовательно, выяснение вопроса о том, кому именно (ФИО4 или иному лицу) был выдан кассовый чек, равно как и установление обстоятельств, каким образом был получен доступ к фискальной памяти ККТ, позволивший применять ККТ в нефискальном режиме, правового значения для данного дела об административном правонарушении не имеет. Из материалов дела не следует, что по настоящему делу налоговым органом проводились оперативно-розыскные мероприятия. Представленный в материалах дела кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ содержит реквизиты, позволяющие достоверно установить, что он был отпечатан на ККМ , принадлежащей ООО «КТ Трейдинг» (ИНН <***>) на АЗС по адресу: <адрес>, 637 км <адрес>, а/д Москва-Санкт-Петербург (справа), среди прочих доказательств, подтверждает неоприходование в кассу денежной наличности.

Доводы жалобы о том, что до установления расхождения между данными фискального отчета, кассовой книги организации, и денежной выручкой, фактически поступившей в этот день в организацию, сделать вывод о неоприходовании денежной наличности лишь на основании чека ККМ, не отраженного в контрольной ленте (отчете), нельзя, не может быть принят во внимание, поскольку совокупностью приведенных по делу доказательств установлено, что наличные денежные средства в сумме 499,99 руб., полученные от покупателя за продажу бензина, зафиксированные кассовым чеком, не были отражены в контрольно-кассовой ленте за смену 14.08.2016г., не отражены в сумме выручки за смену в журнале кассира-операциониста и, соответственно, не отражены, в том числе, и в кассовой книге обособленного подразделения (АЗС), то есть, не оприходованы.

Довод жалобы о недоказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, опровергается совокупностью представленных по делу доказательств, не доверять которым оснований нет.

Назначенное ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в максимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, соответствует характеру правонарушения, применено с учетом наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторное совершение ФИО1 однородного административного правонарушения.

При вынесении постановления нарушений норм материального и процессуального права, являющихся правовым основанием для отмены обжалуемого постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «КТ Трейдинг» ФИО1, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Росторг» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ленинградский областной суд.

Судья ФИО5