ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-198/2021 от 15.06.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья – Кутушова Ю.В. УИД 51RS0002-01-2021-001359-56

№ 12-198/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 15 июня 2021 года.

Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «ГродноГрузЭкспресс» ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2021 года (дата изготовления мотивированного постановления) общество с ограниченной ответственностью «ГродноГрузЭкспресс» (далее - ООО «ГродноГрузЭкспресс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указывает, что ООО «ГродноГрузЭкспресс» не является ни перевозчиком, ни декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Приводит доводы о том, что при формировании таможенных документов используется лицензионная программа «е- Декларант», которая имеет ограничение в количестве символов при наборе текста, вследствие чего в графу 31 таможенной декларации внесено не полное описание товара. При этом, разъяснение, содержащееся в пункте 13 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации реализовать не возможно, поскольку декларация подавалась в электронном виде, в связи с чем Общество не может нести административную ответственность за независимые от его воли обстоятельства.

Ссылается на то, что в таможенный орган Российской Федерации документы и сведения представлял декларант – перевозчик ООО «ТНА». При этом таможенный орган Республики Беларусь при проведении таможенного контроля счет достаточными сидения, внесенные в декларацию и недостатков при оформлении представленных документов не выявил.

Обращает внимание, что действия Общества не причинили вреда общественным интересам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 настоящего Кодекса, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее- ТК ЕАЭС) при помещении товаров под таможенную процедуру они подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.

Пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС установлено, что в транзитной декларации подлежат указанию сведения, в том числе о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе товаров брутто и количестве грузовых мест.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (далее - Инструкция) сведения, заявляемые декларантом в ТД, являются необходимыми для таможенных целей.

Пунктом 14 Инструкции установлены правила заполнения граф ТД декларантом, согласно которым в графе 31 «Грузовые места и описание товара» под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.

Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС предусмотрено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры.

В соответствии со статьей 143 ТК ЕАЭС для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный орган необходимо представить транзитную декларацию, содержащую сведения о товаре.

Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, 12 октября 2020 года в место доставки - постоянную зону таможенного контроля на территории склада временного хранения ООО «МТЛТ» (<...>), находящуюся в регионе деятельности Мурманского таможенного поста, перевозчиком OOO «ТНА» (Республика Беларусь, *), на транспортном средстве с регистрационным номером *, в адрес «THE BRANCH OF THE COMPANY SAREN B.V. IN MURMANSK», доставлен товар по транзитной декларации №11216419/071020/0269226.

Товар перевозился по таможенной процедуре таможенного транзита из таможенного органа отправления - таможенного поста Берестовица в таможенный орган назначения – Мурманский таможенный пост.

В транзитной декларации (далее- ТД) №11216419/071020/0269226 в графе 31 товара №1 указаны сведения о наименовании «Часть системы крепления причальных сооружений (в разобранном виде для удобства транспортировки) – средняя анкерная тяга с проушиной, правая резьба, 100ММ/М 100х8140; среднее звено анкерной тяги с проушиной, правая резьба, 100ММ/М 100Х8935/270; среднее звено анкерной тя», в графе 42 указана стоимость товара 16892.9 EUR.

Таможенному посту Берестовица для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с ТД №11216419/071020/0269226 представлены: СМR №GK-0508/1 от 02 октября 2020 года на бумажном носителе, коммерческий счет (Shipping Invoice) от 24 сентября 2020 года №18-10040RU/2 Truck 3 на бумажном носителе.

ТД №11216419/071020/0269226 представлена в соответствии с Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 21 сентября 2018 года №28/16 в виде электронного документа, заверенная электронной подписью уполномоченного лица, подающего такую транзитную декларацию.

Пунктом 1.1. Приложения к Решению Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 21 сентября 2018 год №28/16 определены особенности действий должностных лиц таможенных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) при проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением действия такой процедуры на принципах электронного документооборота в случае, если декларирование товаров осуществлялось в электронной форме в таможенном органе другого государства члена ЕАЭС.

Пунктом 1.2. Приложения к Решению Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 21 сентября 2018 года №28/16 термин «Электронная транзитная декларация» (далее - ЭТД) определяется как транзитная декларация, представленная в виде электронного документа, заверенная электронной подписью уполномоченного лица, подающего такую декларацию.

ТД №11216419/071020/0269226 представлена в таможенный орган отправления – таможенный пост Берестовица в электроном виде, что подтверждено отметкой таможенного органа отправления «Электронная форма» на экземпляре СМR от 02 октября 2020 года №GK-0508/1.

Согласно представленному к ЭТД №11216419/071020/0269226 коммерческому счету (Shipping Invoice) от 24 сентября 2020 года №18-10040RU/2 Truck 3 на бумажном носителе сведения о наименовании товаров и их количестве, указанные в коммерческом счете (Shipping Invoice) от 24 сентября 2020 года №18-10040RU/2 Truck 3 отличаются от сведений о наименовании товаров и их количестве, заявленных в ЭТД №11216419/071020/0269226.

13 октября 2020 года был произведен таможенный досмотр товаров (Акт таможенного досмотра №10207110/141020/000310), заявленных в ЭТД №11216419/071020/0269226.

По результатам фактического контроля, проверки документов и сведений, а также таможенного досмотра установлено, что наименование товаров и их количество, указанных в ЭТД №11216419/071020/0269226 не соответствует наименованию товаров и их количеству, указанных в оригиналах документов на бумажном носителе: СМR №GK-0508/1 от 02 октября 2020 года на бумажном носителе и коммерческом счете (Shipping Invoice) от 24 сентября 2020 года №18-10040RU/2 Truck 3 на бумажном носителе.

Таможенная процедура таможенного транзита в отношении товаров, поступивших по ЭТД №1216419/071020/0269226, завершена 14 октября 2020 года.

Выявленное нарушение явилось основанием для вынесения 29 декабря 2020 года уполномоченным должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, и составления 29 января 2021 года в отношении ООО «ГродноГрузЭкспресс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод судьи о виновности ООО «ГродноГрузЭкспресс» в совершении вмененного административного правонарушения подтвержден собранными и исследованными по делу доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Таможенным представителем признается юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (пп.44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита декларантом товаров, помещаемых под эту процедуру, может выступать перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, – при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

В силу требований пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.

При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу статьи 404 ТК ЕАЭС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).

Как усматривается из сведений графы 50 ЭТД №11216419/071020/0269226 перевозчиком и декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является OOO «ТНА».

При этом, электронная декларация на партию товаров заполнена и представлена таможенным представителем ООО «ГродноГрузЭкспресс» и заверена электронной цифровой подписью работника Общества.

Исходя из положений пунктов 2,3 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствием с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В данном случае Общество, являясь таможенным представителем перевозчика и выступая от его имени при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, выполняло обязанности декларанта при оформлении ЭТД и указании в декларации сведений о наименовании декларируемого товара, и, соответственно, было обязано обеспечить заявление достоверных сведений о товаре.

Следовательно, ООО «ГродноГрузЭкспресс» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы жалобы в указанной части необоснованными.

Доводы жалобы об отсутствии реальной технической возможности самостоятельно контролировать внесение полного текста наименования товара подлежат отклонению, поскольку таможенные представители являются профессиональными участниками таможенных правоотношений. Законодательство предъявляет к их деятельности повышенные требования, выражающиеся в том, что при декларировании товаров на таможенных представителей возложена обязанность по проверке достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Судьей районного суда установлено, что ЭТД заполняло Общество. Расхождение в наименовании товаров между указанным в ЭТД и документах к ней выявлено таможенным органом в ходе таможенного досмотра.

Согласно пункту 13 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, если в графах 18, 21, 31, 40, 44, 52, «D» ТД недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа (далее – должностное лицо) служебных отметок, то необходимые сведения указываются на оборотной стороне ТД или на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ТД (далее - дополнение).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции, в одной ТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии. При этом как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу. В соответствии с пунктом 3 Инструкции, ТД состоит из основного и добавочных листов. Добавочные листы используются в дополнение к основному листу, если в одной ТД заявляются сведения о двух и более товарах.

Следовательно, ООО «ГродноГрузЭкспресс» как таможенный представитель, имело реальную возможность при оформлении ЭТД, действуя разумно и осмотрительно, проверить соответствие сведений по наименованию товаров, вносимых в документы, с фактическим наименованием перевозимых товаров, и при наличии расхождений, дополнить декларацию необходимыми недостающими сведениями в порядке действующего законодательства.

Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, а также, то, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «ГродноГрузЭкспресс», не установлено.

Как правильно указал судья районного суда, вступая в таможенные правоотношения, ООО «ГродноГрузЭкспресс» должно было не только знать о существовании обязанностей отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, проявив необходимую степень заботливости и осмотрительности для строгого соблюдения требований закона.

ООО «ГродноГрузЭкспресс», указав в ЭТД №11216419/071020/0269226 недостоверные сведения о наименовании товара, нарушило требования, предусмотренные статьей 107 ТК ЕАЭС и пункта 13 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, что свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.

Нарушений порядка привлечения ООО «ГродноГрузЭкспресс» к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Доводы в жалобе связаны с переоценкой установленных судьей фактических обстоятельств дела. Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалованном акте. Оснований признать указанные выводы судьи неправильными не имеется.

Постановление о привлечении ООО «ГродноГрузЭкспресс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде предупреждения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие законного представителя Общества с оценкой судьей имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, примененного в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения норм материального права и (или) процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлены.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГродноГрузЭкспресс» - оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «ГродноГрузЭкспресс» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья С.А. Мильшин