Дело № 12-198/2021
УИД 66RS0002-01-2021-000842-68
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 18 мая 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Четкин А.В.,
с участием защитника ООО «Режевской кабельный завод» Руденко А.С.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Режевской кабельный завод» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ф.И.О. № 66/12-2016-И/57-294 от 01 марта 2021 года, вынесенное в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Режевской кабельный завод», юридический адрес: 623753, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 02.08.2017),
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ф.И.О. № 66/12-2016-И/57-294 от 01.03.2021 Обществу с ограниченной ответственностью «Режевской кабельный завод» (далее ООО «Режкабель») за нарушение требований п.п. 4, 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России № 290н от 01.06.2009, ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, отнесенных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 ко второму классу: электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Ф.И.О. - ботинками утепленными, костюмом и курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, электрогазосварщика Ф.И.О. - сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, а также морозостойкими перчатками, назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО «Режкабель» ФИО1 просит постановление должностного лица изменить, заменить назначенное наказание в виде штрафа предупреждением. Указывает, что данное правонарушение Обществом совершено впервые, неумышленно, его совершение связано с дестабилизацией производственных процессов в связи с мировой пандемией, имеющей характер исключительного обстоятельства, юридическое лицо является субъектом среднего предпринимательства, какие-либо негативные последствия не наступили, жалобы работников отсутствуют. Кроме того, вменяемое нарушение по необеспечению работников средствами индивидуальной защиты выявлено в отношении двух работников из 242-х сотрудников предприятия, что свидетельствует о добросовестном соблюдении установленных норм по выдаче средств индивидуальной защиты со стороны Общества. Вышеуказанные обстоятельства позволяют применить к ООО «Режкабель» положения ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением либо части 3.2 данной статьи о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Защитник ООО «Режкабель» Руденко А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Просила изменить назначенное должностным лицом наказание в виде штрафа, указывая, что правонарушение совершено впервые, не повлекло негативных последствий, устранено в кратчайшие сроки после выявления, что подтверждается уведомлением от 23.03.2021 об исполнении предписания надзорного органа. В момент допущения выявленных нарушений со стороны юридического лица многие работники находились на больничных листах, что дестабилизировало работу предприятия. Кроме того, ООО «Режкабель» является субъектом среднего предпринимательства, что позволяет применение к данному юридическому лицу положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Представитель Государственной инспекции труда в Свердловской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения № 66/12-478-И/57-294 от 28.01.2021 должностными лицами Государственной инспекции труда в Свердловской области в отношении ООО «Режевской кабельный завод» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства, в ходе которой выявлен ряд нарушений, зафиксированных в акте проверки № 66/12-2004-И/57-294 от 25.02.2021, и выдано предписание № 66/12-2006-И/57-294 от 25.02.2021 об устранении выявленных нарушений.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 66/12-2014-И/57-294 от 25.02.2021 в деятельности ООО «Режевской кабельный завод» выявлены следующие нарушения требований п.п. 4,14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России № 290н от 01.06.2009, ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Ф.И.О. не обеспечен ботинками утепленными, костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, электрогазосварщик Ф.И.О. не обеспечен сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, а также морозостойкими перчатками, выдача которых предусмотрена нормами выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) в ООО «Режевской кабельный завод», утвержденными 01.02.2020 Генеральным директором и согласованными с уполномоченным от трудового коллектива. В личной карточке выдачи СИЗ отсутствует запись о выдаче работникам указанных СИЗ, при этом работники были допущены до работы. Данные СИЗ отнесены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 ко 2 классу СИЗ в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, утвержденными генеральным директором ООО «Режевской кабельный завод» ФИО1 01.02.2020, личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты и карточками складского учета, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Настоящего Кодекса, установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность последнего в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с пунктом 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (пункт 5 Правил).
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (пункт 14 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Режкабель» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о том, что привлечение должностным лицом контролирующего органа ООО «Режевской кабельный завод» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства какими-либо доказательствами, с учётом требований относимости и допустимости не опровергнуты.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в полной мере соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все необходимые сведения.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.
В настоящее время выявленные нарушения юридическим лицом устранены в полном объеме, что подтверждается уведомлением об исполнении предписания от 25.03.2021.
Доводы законного представителя и защитника ООО «Режевской кабельный завод» о необходимости применения к юридическому лицу положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене последнему наказания в виде административного штрафа предупреждением суд отклоняет по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку совершенное Обществом правонарушение посягает на права работников и создает угрозу причинения вреда для их жизни и здоровья, законных оснований для применения в отношении ООО «Режевской кабельный завод» такого вида наказания, как предупреждение, не имеется.
Факт устранения юридическим лицом выявленных нарушений трудового законодательства не свидетельствует об отсутствии данной угрозы.
Между тем, оспариваемое постановление должностного лица подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно ч.1,3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 Настоящего Кодекса целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно ч. 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что ООО «Режевской кабельный завод» ранее к административной ответственности не привлекалось, добровольно в кратчайшие сроки устранило нарушение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также негативных последствий, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 65 000 рублей.
По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ф.И.О. № 66/12-2016-И/57-294 от 01 марта 2021 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Режевской кабельный завод» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, административное наказание в виде административного штрафа снизить до 65 000 (шестидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья А.В. Четкин