Судья Фишер А.А. дело 12-1990/2021 РЕШЕНИЕ <данные изъяты> <данные изъяты> 07 декабря 2021 года Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Еремеева А.А. действующего в интересах Акционерного общества «Московский коксогазовый завод», на постановление Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Московский коксогазовый завод», УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, Акционерное общество «Московский коксогазовый завод» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с постановленным по делу актом, защитник Еремеев А.А. его обжаловал в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, просил отменить, производство по делу прекратить. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены постановленного по делу судебного акта не усматривает. Согласно части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Жешартский ЛПК" к административной ответственности) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). В соответствии с требованиями статьи 16.1 указанного Федерального закона эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства природы России от 15.09.2017 N 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа. В силу требований пункта 9 указанных Правил, газоочистная установка (далее - ГОУ) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. В случае если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена. При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (пункт 10 Правил). Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> была осуществлена внеплановая выездная проверка совместно с сотрудниками предприятия и ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в отношении Акционерного общества «Московский коксогазовый завод» осуществляющего деятельность по производству кокса (ОКВЭД 19.10) по адресу: <данные изъяты>, вл.13, В результате проверки выявлены нарушения требований ст.39 ФЗ от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 16.1, абзаца 8 ч.1 ст.30ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.18,30,31 Правил эксплуатации установок очистки газа (источник <данные изъяты>, источник <данные изъяты>) не обеспечивающих проектную очистку коксовой пыли (пыль неорганическая: до 20% SiO2) – от 90% выразившиеся в следующем: 31.05.2021г, 17.06.2021г., 29.06.2021г. осуществлен отбор проб промышленных выбросов на источниках загрязнения, эксплуатирующихся предприятием. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, установлены следующие показатели эффективности работы пылегазоочистного оборудования: на источнике <данные изъяты> по веществу пыль – 77,4% и 85,8%, 75,3%; на источнике <данные изъяты> по веществу пыль – 83,9%. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется не в соответствиями с требованиями в области охраны окружающей среды, а именно: установки очистки газа (регистрационный <данные изъяты>) источник <данные изъяты> и (регистрационный <данные изъяты>) источник <данные изъяты> не обеспечивает проектную очистку по веществу пыль – от 90%, исходя из результатов обследования ГОУ и условий их эксплуатации. В соответствии с технологическим регламентом (далее - технологический регламент), утвержденным АО «Москокс» от 12.19.2015 года, в составе коксового цеха осуществляется сортировка и перегрузка кокса с помощью ленточных конвейеров К1а на К2а, КЗ на К4. Коксосортировка оборудована приточно-вытяжной вентиляцией и отоплением. Воздух, выбрасываемый вытяжными пылеулавливающими установками, проходит мокрую очистку в скрубберах ВТИ и СИОТах -III до концентраций ниже предельно допустимых. Приточные вентиляционные установки цеха включаются и выключаются вручную из помещений вентиляционных камер. В соответствии со сведениями раздела № Технологического регламента, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок проектный КПД составляют: ИЗА <данные изъяты>%, ИЗА <данные изъяты>%. В 2019 году для получения разрешения на выбросы АО «Москокс» в адрес Управления был направлен Отчет по инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, в котором из результатов обследования ГОУ и условий их эксплуатации, на стр.194-195 в томе 2.1 пояснительная записка Отчета по инвентаризации было заявлено, что проектная эффективность (степень очистки ГОУ%) составляет: ИЗА <данные изъяты>%, ИЗА <данные изъяты>%. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации). Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - это систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, их количестве, составе выбросов от каждого источника. Инвентаризация проводится как инструментальными, так и расчетными методами и служит основой для определения категории объекта HBOC, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ, расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других документов. Вместе с тем, в ходе проверки из технического паспорта установки очистки газа газоулавливающей) ИЗА № (per. №) было установлено, что проектный эксплуатационный показатель работы установки очистки газов составляет 80%. Также, из технического паспорта установки очистки газа (газоулавливающей) ИЗА <данные изъяты> (peг. <данные изъяты>) следует, что проектный эксплуатационный показатель работы установки очистки газов составляет 80%. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> на территории АО «Москокс» по адресу: <данные изъяты>, Л<данные изъяты>, владение 13 осуществлен отбор проб промышленных выбросов на источниках загрязнения.. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, установлены следующие показатели эффективности работы пыле газоочистного оборудования: - на источнике № по веществу пыль – 77,4% и 85,8%, 75,3%. - на источнике № по веществу пыль - 83,9%. Таким образом показатели эффективности ГОУ из технологического регламента, результатов обследования условий их эксплуатации, а также показатели эффективности из отчета по инвентаризации, по конкретным источникам и веществам различны и не совпадают. Показатели эффективности ГОУ из технического паспорта установки очистки газа (газоулавливающей) рег.<данные изъяты>, 41/1289 искажены и недостоверны. <данные изъяты> в 11.00 при проведении проверки установлено, что АО «Москокс» не вносит сведения о результатах проверки фактических показателей работы в паспорт ГОУ (peг. <данные изъяты> ИЗА 0045) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания указанных работ, В отсутствие вышеуказанных документов, установленных Правилами эксплуатации установки очистки газа, заявленные АО «Москокс» в паспорте 41/1287, 41/1289 сведения об эффективности очистки ГОУ - 30% не подтверждены документально. Установлено, что при работе установок очистки газа источник <данные изъяты> (per. <данные изъяты>) и источник <данные изъяты> (per. <данные изъяты>) АО «Москокс» не обеспечивают проектную очистку по веществу коксовая пыль неорганическая: до 20% Si02) - от 90% по результатам обследования ГОУ и условий их эксплуатации, заявленной проектной эффективностью очистки ГОУ в Отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, тем самым совершает административное правонарушение (действие), выразившееся в нарушении правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина общества, в полном объеме подтверждается материалами дела, в том числе: распоряжением о проведении плановой проверки; протоколом об административном правонарушении; протоколами количественного химического анализа промышленных выбросов; выпиской из ЕГРЮЛ; технологическим регламентом коксового цеха; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; актом проверки; отчетом инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников; актом отбора проб и образцов, а также иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Все имеющиеся в деле доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству. Постановление городского суда мотивировано, законно и обосновано, судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, а также доводам заявителя, решение не противоречит требованиям КоАП РФ. Допустимость и достоверность всех доказательств по делу проверены, каждое доказательство, а также их совокупность получили надлежащую оценку в принятом решении. Административное наказание назначено по общим правилам, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, находится в пределах санкции статьи. Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу не имеется. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, поскольку если принять показания проб с учетом погрешности, указанной в протоколе <данные изъяты> ПВ от <данные изъяты>, то эффективность очистки по веществу пыль ГОУ на источнике <данные изъяты> составит 93,3% подлежит отклонению поскольку возможная погрешность прибора с учетом определенных условий уже включена в показания, полученные по результатам измерений промышленных выбросов. Остальные доводы жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции и произведенной ими оценкой фактических обстоятельств дела. Вместе с тем, несогласие заявителя с выводами, изложенными в принятом по делу постановлении, и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судьей городского суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, регламентирующего правоотношения в указанной области, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановление, не установлено. Руководствуясь статьями ч. 1 ст. 29.11, ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: постановление Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Московский коксогазовый завод» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Судья Е.Ю. Бирюкова |