РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Абдулгалимова М.А.,
при секретаре Булатовой Р.С.,
с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителей Управления Росприроднадзора по РД по доверенностям ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя привлеченной к административной ответственности начальника ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1 по доверенности ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении начальника ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3.000 рублей.
ФИО1 просит отменить данное постановление, мотивируя жалобу тем, что оно является незаконным и необоснованным,производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава администра_тивного правонарушения, так как, привлекая её, как руководителя ИК № к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, Управление Росприроднадзора по РД в своем постановлении не указало, в чем именно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение ею должностных обязанностей. Между тем, из иных источников финансирования в нарушение бюджет_ного законодательства в 1-м квартале 2012 года ею в счет пога_шения задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду были перечислены денежные средства в размере 27.000 рублей, что свидетель_ствует о принятии всех зависящих мер по соблюдению природоохранного за_конодательства. ФКУ ИК № УФСИН России по РД, являясь казенным учреждением, вправе использо_вать выделенные ему денежные средства в строгом соответствии с действую_щим законодательством. Для целей «Внесение платежей за негативное воздей_ствие на окружающую среду» денежные средства на счет ИК № своевремен_но не поступали. Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по РД официально в адрес Управления Росприроднадзора по РД было направлено письмо с просьбой продлить сроки внесения платежей за негативное воздействие на природную среду исправительными уч_реждениями Дагестана в связи с непоступлением денежных средств на соот_ветствующие цели на счета бюджетополучателей. Также УФСИН России по РД официально неоднократно обращался в Федеральную службу исполнения наказаний о необходимости выделения денежных средств для оплаты исправительными учреждениями Дагестана платежей за негатив_ное воздействие на окружающую природную среду, из чего следует, что её - ФИО1, как должностным лицом (начальни_ком ИК №) свои должностные обязанности в части перечисления поступив_ших на счет учреждения денежных средств исполнены своевременно и надле_жащим образом, то есть её вина в совершении администра_тивного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ не установлена. Считает, что при вынесении постановления о наложении администра_тивного штрафа Управлением Росприроднадзора по РД до_пущены и другие нарушения федерального законодательства, которые также сами по себе могут служить основанием для его отмены. Так, протокол об административном правона_рушении по данному делу составлен с существенными нарушениями требова_ний КоАП РФ, которые повлияли на исход рассмотрения дела. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об админи_стративном правонарушении должны указываться дата и место его составле_ния, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения с лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правона_рушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и по_терпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или законасубъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол, составленный государственным инспектором Управления Росприроднадзора по РД ФИО6 в отношении ИК № (на основании которого должностное лицо привлечено к административной ответ_ственности) указанным требованиям закона не соответствует. В протоколе не указаны объяснения представителя должностного лица ФИО5, место, время и событие административного правонарушения, хотя представитель начальника ИК № принимал непосредственное участие при возбуждении дела об административном правонарушении (состав_лении протокола), и в протоколе имеется запись об его участии. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок определения платы и ее предельных разме_ров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который предусматривает взимание платы за сле_дующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источни_ков; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объек_ты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В протоколе имеется запись о том, что начальником ИК №, в наруше_ние статьи 16 Федерального закона РФ №7-ФЗ, платежи за негативное воздей_ствие на окружающую среду в установленные сроки не осуществлены. При этом в нем не указаны виды вредного воздействия на окружающую природную среду, которыми занимается ФКУ ИК №, не указаны объемы платежей в рас_чете на квартал (событие правонарушения). В протоколе также не указан и пе_риод невнесения упреждением платежей за вредное воздействие на окружаю_щую среду, то есть не указанно и время совершения правонарушения. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 прямо указано, что существенным недостатком протокола об адми_нистративном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечис_ленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала и просила удовлетворить его по мотивам, изложенным в самой жалобе.
Представители Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 и ФИО4 жалобу ФИО1 не признали, считая её необоснованной и утверждая, что последняя правильно привлечена к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и по существу дела пояснили, что по данным отдела государственной экологической экспертизы и нормирования природопользования Управления Росприроднадзора по РД ФИО1, работая в должности начальника ИК № УФСИН РФ по РД, которая осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ от бытовых котлов, автотехники, отходы производства и потребления и т.п.)), не обеспечила своевременное перечисление средств на оплату за негативное воздействие на окружающую среду (задолженность по платежам за это за 2011 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 63375.21 рублей). По состоянию же на день составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за исправительной колонией № числилась задолженность в размере 13670 рублей. В связи с тем, что ИК № до вынесения оспариваемого постановления погасила задолженность по платежам за 2011 год, Управлением данный факт в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ был признан как смягчающее обстоятельство, и в отношении _ИК № при вынесении постановления была применена минимальная санкция, предусмотренная данной статьей КоАП РФ. Не соответствуют действительности и доводы заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении не указаны виды вредного воздействия на окружающую природную среду, объемы платежей в расчете на квартал, поскольку к протоколу об административном правонарушении приложены копии согласованных с Управлением расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2011 года, где указаны виды негативного воздействия на окружающую среду и сумма платежей за каждый вид негативного воздействия. Также не соответствуют действительности и утверждения заявителя о том, что в протоколе не указан период невнесения учреждением платежей за вредное воздействие на окружающую среду, т.е. время совершения правонарушения. Что касается доводов о том, что ИК-8 не занимается размещением отходов, то из материалов дела следует, что ИК-8 осуществляет хранение отходов, образующихся в результате его деятельности, до момента их вывоза и организует их размещение без перехода права собственности, а статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по <адрес> своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/26-3181, направленным в адрес руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес>, признает факт совершения подведомственными учреждения правонарушения, то есть не оспаривает вынесенные Управлением Росприроднадзора по РД постановления, а лишь просит отсрочить сроки исполнения данных постановлений, т.к. УФСИН России обещало им до конца мая месяца осуществить финансирование на эти цели.
Заслушав объяснения представителя заявителя ФИО2, а также представителей Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 и ФИО4, проверив и исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жало_бы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет де_ло в полном объеме.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении кото_рых установлена его вина.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подле_жит должностное лицо в случае совершения им административного правона_рушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по де_лам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разреше_ние его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного поста_новления, а также выявление причин и условий, способствовавших соверше_нию административных правонарушений.
Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям статьи 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административ_ной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для пра_вильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объ_яснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 указанного закона (об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосфер_ный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих ве_ществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружаю_щей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окру_жающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от 28 ав_густа 1992 года утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие ви_ды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физиче_ских лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Россий_ской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взима_ние платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природ_ную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и пе_редвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и под_земные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздейст_вия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологи_ческому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за от_четным периодом.
Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республики Дагестан ФИО6 в отношении начальника ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном пра_вонарушении №, согласно которому по данным отдела государст_венной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднад_зора по <адрес> и выпискам из казначейства установлено, что ФКУ ИК № УФСИН России по Республики Дагестан в установленные сроки не осуществлены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учреждением числится задол_женности по платежам в размере 63375,21 рублей.
По результатам рассмотрения протокола об административном правона_рушении, старшим государственным инспектором Управления Росприроднад_зора по <адрес> ФИО4 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - начальник ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностным ли_цом Управления Росприроднадзора сделан вывод о том, что ФКУ ИК № УФСИН России по Республике Да_гестан в установленные сроки не осуществлены платежи за негативное воздей_ствие на окружающую среду, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за учреждени_ем числится задолженность по платежам в размере 35737,21 рублей.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обя_занность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, ко_гда происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела не ясно, в чем именно выражается негативное воз_действие на окружающую среду ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> в процессе осуществляемой им хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружаю_щей среды, каков объем платежа по каждому отчетному периоду в отдельности и за какой конкретный отчетный период учреждением не внесены платежи, а также, в чем именно выражается вина ФИО1 в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, как руково_дителя учреждения.
Таким образом, из изложенного следует, что постановление и протокол в отношении начальника ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1 рассмотрено с нарушением административного законодательства и порядка рассмотрения дела, следовательно, протокол и постановление подлежат отмене, а производство по административному делу в отношении ФИО1 - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу начальника ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении начальника ФКУ ИК № УФСИН РФ по РД ФИО1 отменить и производство по делу об административном правонарушении в отношении неё прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение десяти дней со дня его объявления.
Председательствующий