ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-199/2013 от 12.09.2013 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Судья Бурвяшов С.В.                     Материал №АП 12-199/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Элиста     12 сентября 2013 года

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Богзыкова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу члена Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, Тюрбеева Б.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Известия Калмыкии», ОГРН ххх, расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л :

ххх членом Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, Тюрбеевым Б.В. составлен административный протокол № в отношении ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии». Согласно указанному протоколу в период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва от Регионального отделения Политической партии «Единая Россия» в печатном средстве массовой информации «Известия Калмыкии» от ххх № (ххх) на второй полосе размещен печатный материал под заголовком «ххх», автор статьи ФИО1. В опубликованной статье, содержащей позитивные и негативные комментарии, имеются признаки агитации: выражение предпочтения избирательному объединению <данные изъяты>; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о <данные изъяты>; распространение информации о кандидате, не связанной с его профессиональной деятельностью; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. В нарушение п.п.6,7 ст.50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации информационно-аналитическая газета «Известия Калмыкии», отказавшись от права предоставления печатной площади для проведения предвыборной агитации, не имеет права публиковать агитационные материалы.

В качестве доказательств представлены протокол № об административном правонарушении от ххх, постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия № от ххх, копия Устава ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии», выписка из ЕГРЮЛ от ххх №, экземпляр газеты Известия Калмыкии № (ххх) от ххх

В судебном заседании суда первой инстанции член Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, Тюрбеев Б.В. просил признать ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5. КоАП РФ. Пояснил, что рабочей группой Избирательной комиссии РК по жалобе уполномоченного представителя Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО2 от ххх проведена проверка статьи, опубликованной в газете «Известия Калмыкии». По результатам проверки Избирательной комиссией РК вынесено постановление от ххх №, материал признан агитационным. Отраженные в статье высказывания: <данные изъяты> в соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат выражение предпочтения избирательному объединению <данные изъяты>, распространение информации, в которой явно преобладают сведения о <данные изъяты>, распространение информации о кандидате ФИО3, не связанной с его профессиональной деятельностью, деятельность, способствующая созданию положительного отношения избирателей к избирательному объединению <данные изъяты>. При этом газета в нарушение норм закона не уведомила надлежащим образом Избирательную комиссии РК о предоставлении печатной площади. Также газета ранее предупреждалась о недопущении нарушения избирательного законодательства, но продолжала нарушать закон.

Представитель ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» Некенов А.В. вину не признал, пояснив, что Избирательной Комиссией Республики Калмыкия нарушен порядок проведения проверки юридического лица, установленный Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указал на нарушение сроков составления протокола № об административном правонарушении. Имеющиеся в материалах дела постановления ИК РК от ххх, ххх и ххх не относятся к рассматриваемым событиям. Материал необоснованно признан агитационным без специального филологического исследования. Данная статья является результатом творческой деятельности автора, и выражает лишь его оценку и суждение по определенным событиям с участием сторон предвыборного процесса. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Постановлением мирового судьи судебного участка № Элистинского судебного района Республики Калмыкия производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5. КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Известия Калмыкии», ОГРН ххх, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

На данное решение членом Избирательной комиссии Республики Калмыкия, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, Тюрбеевым Б.В. подана жалоба, в которой он просил постановление мирового судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № от ххх жалоба уполномоченного представителя Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО2 признана обоснованной, материал <данные изъяты> и действия редакции информационно-аналитической газеты «Известия Калмыкии» - агитационными. Постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия № от ххх принято в пределах компетенции Избирательной комиссии Республики Калмыкия, установлен факт наличия агитации в указанном материале и действиях редакции информационно-аналитической газеты «Известия Калмыкии». Согласно статье 20 Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. При этом решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. В материалах дела не имеется вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Калмыкия об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия № от ххх. О его наличии лицами, участвовавшими в рассмотрении дела, в судебном заседании не заявлялось. Постановлением от ххх по делу № мировой судья фактически пересмотрел и отменил принятое Избирательной комиссией Республики Калмыкия постановление, что в соответствии со статьей 26 ГПК РФ, статьей 75 Федерального закона отнесено к подсудности Верховного Суда Республики Калмыкия. Пересматривая по существу принятое в результате рассмотрения жалобы ФИО2 постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия, мировой судья не привлек уполномоченного представителя Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» к участию в процессе, что является нарушением его прав. Выводы мирового судьи о том, что материал <данные изъяты> о том, что материал является информационным не соответствуют характеру указанного материала. Напротив, в статье содержится ряд негативных неподтвержденных высказываний, что в целом создает отрицательное мнение о кандидате и избирательном объединении. Также мировой судья не приводит доводов, которыми подтверждаются приведенные в материале высказывания: <данные изъяты>.

В настоящем судебном заседании член Избирательной комиссии Республики Калмыкия, уполномоченный составлять протокол об административных правонарушениях, Тюрбеев Б.В. доводы жалобы поддержал.

Представитель лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» Некенов А.В. вину не признал, с доводами жалобы не согласился, просил суд обжалуемое постановление оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность. Указал на наличие существенных процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении. В нарушение норм КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен не в течение двух суток со дня публикации материала (ххх), а спустя неделю. В протоколе по делу об административном правонарушении неправильно вменена дата совершения предполагаемого административного правонарушения (ххх, а не ххх). В качестве обстоятельств, отягчающих правонарушение, указаны обстоятельства, не относящиеся к делу. На момент вынесения протокола об административном правонарушении не имелось судебных постановлений о признании ООО «Издательский дом «Известия Калмыкия» виновным в совершении административных правонарушений.

Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении материала лиц, исследовав представленные материалы дела, прихожу к выводу о необходимости оставления обжалуемого постановления мирового судьи без изменения, жалобы – без удовлетворения по следующим основаниям.

Частью 1 ст.5.5. КоАП РФ «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов» установлено, что нарушение редакцией средства массовой информации, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из протокола № от ххх об административном правонарушении усматривается, что ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» вменяется в вину совершение ххх административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5. КоАП РФ, т.е. нарушение редакцией средства массовой информации порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов.

Согласно указанному протоколу ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» не уведомило Избирательную комиссию РК о готовности предоставить печатную площадь для проведения предвыборной агитации в срок не позднее чем за 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (решение опубликовано ххх) и не представило необходимые сведения (уведомление) о готовности предоставить печатную площадь для проведения предвыборной агитации. В связи с этим не имело право на публикацию предвыборного агитационного материала. В печатном средстве массовой информации «Известия Калмыкии» от ххх № (ххх) на второй полосе размещен печатный материал под заголовком <данные изъяты>, в котором содержатся позитивные и негативные комментарии, имеются признаки агитации: выражение предпочтения избирательному объединению <данные изъяты>; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о <данные изъяты>; распространение информации о кандидате, не связанной с его профессиональной деятельностью; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нарушение этих требований влечет ответственность по статье 5.5 КоАП РФ.

В силу ст.44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Согласно ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. (п.п.1-2).

В соответствии с п.4 ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии со ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б» -«е» пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться и в периодических печатных изданиях. (п.п.1-3).

Идентификация действий и материалов в качестве агитационных, отграничение их от информационных осуществляется посредством их проверки на соответствие критериям, указанным в Федеральном законе.

Из постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от ххх № следует, что при рассмотрении жалобы уполномоченного представителя Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО2 установлено, что в газете «Известия Калмыкии» размещен материал под заголовком <данные изъяты> о порче агитационного материала Регионального отделения <данные изъяты>. По мнению заявителя в материале имеет место распространение агитации, направленной против кандидата ФИО3 в сочетании с положительными комментариями в отношении Регионального отделения <данные изъяты>.

Между тем в материале фамилия указанного лица приводится без указания его полного имени (инициалов, отчества), должности и (или) указания его как кандидата в депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва от Регионального отделения <данные изъяты>.

В соответствии со ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В силу ч.ч.1,3,4,5 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Из положений статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, следует, что государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.

Судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, они не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (пункт 9 постановления Пленума). Существование фактов может быть продемонстрировано, правдивость оценочного суждения не может быть предметом доказывания. Требование доказать достоверность оценочного суждения невыполнимо и нарушает как таковую свободу выражения мнения, которое является основополагающей частью права, гарантированного статьей 10 Конвенции.

В данном материале автор информирует об избиении активистов Политической партии «Справедливая Россия», об уничтожении наглядной агитации (баннера) этой партии, в том числе сотрудниками муниципального предприятия. Существование данных фактов никем не оспаривается.

В связи с приведенными фактами автор высказывает своё оценочное суждение о действующей политике республиканского руководства, о его профессиональной деятельности, выражает беспокойство по поводу состояния криминогенности в республике, которое не может быть проверено на соответствие действительности, так как является выражением субъективного мнения и взглядов.

Выражение своего мнения в отношении по этому поводу в средствах массовой информации в период избирательной кампании законодательством не запрещено.

В постановлениях Европейского Суда по правам человека по ст.10 Европейской Конвенции по правам человека неоднократно указывалось, что в отношении государственных служащих, действующих в официальном качестве, как и политиков, правительства, занимающих главенствующее положение, рамки допустимой критики со стороны оппозиции или средств массовой информации шире, чем в отношении частных лиц, особенно если доступны иные средства для ответа на нападки и критику. Сведения о политике или публичной фигуре в сопровождении критических комментариев, оценочных суждений понимается, скорее, как информирование - как неотъемлемая часть той свободы политической дискуссии, которая образует основу любой демократической системы.

Являются несостоятельными доводы представителя Избирательной комиссии РК о том, что, пересматривая по существу принятое в результате рассмотрения жалобы ФИО2 постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия, мировой судья не привлек уполномоченного представителя Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» к участию в процессе, что нарушило его права.

В качестве потерпевшего Калмыцкое региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» не признавалось, к участию в составлении протокола об административном правонарушении не привлекалось, об участии этого отделения в деле об административном правонарушении не заявлялось.

В оспариваемом материале не содержится информация, способствующая созданию отрицательного отношения избирателей к лицу как кандидату Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», этому избирательному объединению, а высказывается мнение о действующей политике.

Доводы представителя Избирательной комиссии РК о том, что решение Избирательной комиссии РК от ххх, которым спорный материал признан агитационным, имеет обязательную, в том числе для суда, силу, являются необоснованными.

В соответствии со ст.26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Мировой судья, проанализировав публикацию, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что в статье не содержится признаков предвыборной агитации, статьей не нарушаются требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принятое Избирательной комиссией Республики Калмыкия постановление от ххх мировым судьёй не пересматривалось и не отменялось.

Материал, распространенный в статье, носит информационный, оценочный в отношении действующей политики, характер, он не содержит выражение предпочтения какому-либо конкретному кандидату, избирательному объединению, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель или против какой кандидатуры; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; в нем не преобладают сведения о каком-либо конкретном кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении, о деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к конкретному кандидату, избирательному объединению, не направлен на достижение какого-либо конкретного результата на выборах и в целом не является агитационным. Информационный материал не подпадает под признаки предвыборной агитации, поскольку в нем отсутствует наличие специальной цели - склонение избирателей обеспечить поддержку конкретному кандидату в депутаты, или, напротив, противодействие иным кандидатам. Доказательств обратного не представлено.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения.

Наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, включая административную.

На основании анализа исследованных доказательств мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5. КоАП РФ, в действиях ООО «Издательский дом «Известия Калмыкии» и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Известия Калмыкии», оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                          Е.В. Богзыкова