РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
12 марта 2018 года г.Пенза
Судья Октябрьского районного суда г.Пензы Сидоров Т.В.,
с участием представителя ФИО1 ФИО2, действующего на основании доверенности № от 27.08.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Пензы от 22.02.2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Пензы по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ от 22.02.2018 года ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Как следует из постановления, 25 января 2018 года в 15 часов 45 минут по адресу: <...>, ФИО1 осуществлял распространение путем расклеивания в общедоступном месте (на входе в подъезд №2 указанного дома) печатных материалов, предназначенных для предвыборной агитации (листовки под названием «Забастовка избирателей 28.01»), изготовленные с нарушением действующего законодательства (пп.3 и 5 ст.55 ФЗ «О выборах Президента РФ»), в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года, при том, что п.6 ст.55 ФЗ «О выборах Президента РФ» запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 5 ст.55 вышеуказанного Федерального закона, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.
В поданой от имени ФИО1 жалобе, подписанной его представителем ФИО2, заявитель просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указывая, что в силу ч.1 ст.55 ФЗ «О выборах Президента РФ» кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда (п.2), а экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России". Из буквального толкования данной нормы следует, что предусмотренная ей обязанность возложена исключительно на кандидата. Аналогичная позиция изложена в п.4 постановления Конституционного суда РФ от 14.11.2005 г. №10-П. ФИО1 не зарегистрирован кандидатом в Президенты РФ, т.е. не нарушал ст.55 и не является субъектом правонарушения, а судья пришел к обратному, ошибочному выводу. Кроме того, листовки распространялись с целью информирования граждан о митинге в соответствии со ст.10 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседание ФИО1 не явился, о его месте, дне и времени извещен, что дает право рассмотреть жалобу у его отсутствие, со слов ФИО2 он будет представлять интересы своего доверителя при рассмотрении жалобы; ФИО2 жалобу и приведенные в ней доводы поддержал, просил жалобу удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить, дополнительно указав, что практика Верховного суда РФ подтверждает незаконность постановления (в частности, постановление от 09.10.2012 г. №64-АД12-2). Листовки его доверитель изготовил у себя дома в связи с изъятием техники у штаба ФИО5 в Пензе; то, что он не является кандидатом, ФИО1 пояснял и в полиции, и у мирового судьи.
Выслушав пояснения ФИО2, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Мировым судьей установлено, не оспаривалось представителем ФИО1 при рассмотрении жалобы в районном суде, что 25 января 2018 года в 15 часов 45 минут по адресу: <...>, ФИО1 осуществлял распространение путем расклеивания в общедоступном месте - на входе в подъезд №2 указанного дома - печатных материалов в период проведения избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года.
Виновность ФИО1 подтверждена представленными доказательствами (рапортом дежурного ОП №2 УМВД России по г.Пензе о поступлении 25.01.2018 г. в ОП №2 УМВД России по г.Пензе сообщения от инспектора ОИАЗ ОП №2 о том, что по адресу: <...> у первого подъезда задержано лицо, расклеивающее листовки; протоколом осмотра территории от 25.01.2018 г., согласно которому инспектором ОИАЗ ОП №2 УМВД России по г.Пензе осмотрен участок местности возле подъезда №2 дома №14 по ул.Тернопольской г.Пензы, и фототаблицей; протоколом изъятия вещей и документов от 25.01.2018 г. у ФИО1 возле подъезда №2 дома №14 по ул.Тернопольской г.Пензы листовок в количестве 80 штук; видеозаписью правонарушения; листовками; ответом Избирательной комиссии Пензенской области от 25.01.2018 г., подтверждающим, что изъятые листовки являются предвыборными агитационными материалами, способствуют формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату на должность Президента, соответственно, распространение листовок с указанным содержанием является деятельностью, способствующей формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату, т.е. предвыборной агитацией, которая распространяется с нарушением ст.55 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Оценив представленные доказательства, мировой судья сделал обоснованный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа; наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, причем ему назначен минимальный размер наказания; срок давности привлечения к ответственности не истек; учтено отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Приведенные в жалобе доводы о том, что распространение листовок было осуществлено с целью информирования граждан о митинге, являлись предметом исследования у мирового судьи и обосновано отклонены, т.к. указанное не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
Действительно, в силу ч.1 и ч.2 ст.10 ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии…. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Вместе с тем, в соответствии с пп.6 п.1 ст.49 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признается и деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.
В силу пп.3 п.2 ст.49 указанного Федерального закона предвыборная агитация может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Таким образом, в силу вышеназванных норм закона распространение в период избирательной компании по выборам Президента РФ вышеуказанных листовок, содержащих сведения, способствующие формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату (в листовках указано, что выборов не будет: ФИО3 переназначит сам себя), является предвыборной агитацией, а вышеуказанные листовки, содержащие вышеуказанную информацию о кандидате, являются агитационными материалами по отношению к выборам, хотя могут информировать граждан и об ином событии.
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения по тем основаниям, что ФИО1 не является кандидатом в Президенты РФ, основаны на неправильном толковании закона.
Как следует из санкции ст.5.12 КоАП РФ, данной статьей не предусмотрена ответственность по ней только специального субъекта (кандидата в Президенты РФ).
Действительно, ст.55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации установлено право кандидата беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанной статьей определены условия выпуска и распространения предвыборных печатных агитационных материалов, согласно которых, в частности, предусмотрено, что все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда (п.2), а экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Вместе с тем, закон (п.6 ст.55 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации») устанавливает однозначный запрет распространения предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 5 статьи 55 указанного Федерального закона.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО1 вменяется именно распространение агитационных материалов, не содержащих обязательные сведения и не представленных ранее в избирательную комиссию, а не непредоставление им в избирательную комиссию копий названных документов или не заполнение им в них обязательных сведений (что, действительно, может возлагаться только на кандидата).
Таким образом, лицо, распространяющее агитационные материалы без соблюдения вышеуказанных обязательных требований к названным документам, подлежит ответственности вне зависимости от его регистрации в качестве кандидата; иное толкование позволяло бы только кандидатам соблюдать требования к агитационным материалам, а иным лицам игнорировать их, проводить соответствующую агитацию, не соблюдая ограничения, что противоречит смыслу демократических выборов. Указанная же заявителем судебная практика основана в том числе на вменении лицам, в отношении которых велись производства по делам, иных, кроме распространения материалов, действий, что не вменялось заявителю.
На основании изложенного, в отсутствие оснований для прекращения производства по делу, суд считает постановление мирового судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.4-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Пензы от 22.02.2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
СУДЬЯ