ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-199/2021 от 01.06.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-199/2021

Судья: Фомина Н.Э.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

1 июня 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу старшего инспектора группы по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Чебоксары ФИО3 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор группы по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Чебоксары ФИО3, просит постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что в действиях ФИО4 имеется состава вмененного административного правонарушения, ФИО4 являлся именно участником несанкционированного митинга, что подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. ФИО4 не мог исполнять обязанности журналиста, поскольку срок действия удостоверения журналиста, выданного ФИО4, на момент совершения административного правонарушения (23 января 2021 года), истек.

В судебном заседании старший инспектор группы по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Чебоксары ФИО3 жалобу поддержала, пояснила, что судом первой инстанции не дана оценка собранным по делу доказательствам, редакционное удостоверение, выданное ФИО4, действительно до 1 января 2021 года, на момент совершения административного правонарушения (23 января 2021 года) не продлено, в связи с чем не имеет юридической силы. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО4 редакционное задание не предъявил. Видео не подтверждает, что ФИО4 осуществлял права и обязанности журналиста, имел отличительный знак представителя средства массовой информации. ФИО4 принимал участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары митинге в качестве участника, а не журналиста. Указывает, что ФИО4, ссылаясь на наличие редакционного задания, конечный результат не предъявил.

В судебном заседании ФИО4 жалобу не признал, пояснил, что находился на митинге в качестве внештатного корреспондента газеты «...» на основании редакционного задания, в связи с чем участником несогласованного публичного мероприятия не являлся.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, выслушав пояснения ФИО4, защитников Никифорова В.И., Комаровой Д.Ю., проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (пункт 1 часть 4 статьи 5).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях.

В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Частью 1 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для составления в отношении ФИО4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, явилось то, что 23 ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 05 мин. по адресу: <адрес> он принял участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, чем нарушил требования статей 6, 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.

Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. При этом судья указал, что во вмененный период ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 находился по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу в качестве журналиста, при себе имел соответствующее удостоверение, участником публичного мероприятия в форме митинга не являлся, лозунгов тематического содержания не выкрикивал. По делу отсутствуют данные свидетельствующие о том, что ФИО4 присоединился к несогласованному публичному мероприятию с целью свободного выражения и формирования мнения, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Вместе с тем, с вынесенным судьей районного суда постановлением согласиться нельзя, выводы судьи являются преждевременными.

В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Так, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится в т.ч. протокол об административном правонарушении, рапорт должностного лица, объяснения свидетелей.

В материалах дела имеется рапорт старшего УУП ОП № 4 УМВД России по г. Чебоксары ФИО1 согласно которому ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, принял участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга возле <адрес> в 14 час. 05 мин 23 января 2021 года.

Из протокола об административном правонарушении, составленного 3 февраля 2021 года, следует, что ФИО4 являлся участником несогласованного с администрацией г. Чебоксары публичного мероприятия в форме митинга около <адрес>.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей должностные лица МВД ФИО3 и ФИО1 также подтвердили, что ФИО4 являлся участником несанкционированного в установленном порядке митинга.

Оценивая представленные должностным лицом доказательства, суд отнесся к ним критически, поскольку имеются противоречия с иными представленными в дело доказательствами.

Так в качестве доказательства нахождения ФИО4 на несогласованном в установленном порядке митинге в качестве журналиста, суд указал, что из просмотренной в судебном заседании видеозаписи следует, что ФИО4 действительно находился в указанном в протоколе месте, где проходил несогласованный митинг, при себе имел удостоверение журналиста, копия которого приобщена к материалам дела. О том, что ФИО4 в группе граждан участвовал в несогласованном митинге, выкрикивал лозунги тематического содержания, из видеозаписи не следует. В ходе производства по делу ФИО4 представил в материалы дела удостоверение корреспондента редакции газеты «...», редакционное задание корреспондента.

В силу ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Согласно ст. 52 Закона РФ № 2124-1 профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Частью 5 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

В соответствии с п. 7 ст. 47 Закона Российской Федерации от 21 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право посещать специально охраняемые места массовых скоплений граждан, присутствовать на митингах и демонстрациях.

Пунктом 9 ст. 49 данного Закона на журналиста возложена обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, фотоматериалов, видео оснований считать, что ФИО4 имел ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации, не имеется.

Задание редакции газеты «...» за подписью редактора ФИО2 от 1 декабря 2020 года, согласно которому корреспонденту ФИО4 поручен самостоятельный поиск и освящение событий, создание репортажей, написание заметок, очерков, статей, проведение журналистских расследований и т.д., приобщенное к материалам дела на стадии рассмотрения жалобы, не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО4 состава вмененного административного правонарушения. В задании редакции не указано, что ФИО4 направляется для освещения событий, связанных с проведением на <адрес> несогласованного публичного мероприятия именно 23 января 2021 года.

Редакционное удостоверение , выданное ФИО4, руководителем газеты «...», действительно до 1 января 2021 года (л.д. 7), на момент совершения административного правонарушения (23 января 2021 года), срок его действия истек.

Вместе с тем, делая выводы об отсутствии состава административного правонарушения, вышеназванным обстоятельствам судьей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики оценка не дана, что повлияло на законность вынесенного им постановления. Меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда не приняты, выводы об отсутствии состава административного правонарушения сделаны без исследования и оценки всех имеющихся по делу доказательств в совокупности.

Рассмотрение дела не отвечает требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года подлежит отмене, дело – возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Решение04.06.2021