Дело №12-19/2014
Р Е Ш Е Н И Е
17 января 2014 года Судья Вахитовского районного суда города Казани А.Р. Сафин, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица генерального директора ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» Харитонова ..., ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ... на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица генерального директора ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» Харитонова ..., ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ...
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан М.А. Харитонов был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
М.А. Харитонов обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на необоснованное привлечение к административной ответственности.
В судебном заседании представитель М.А. Харитонова доводы жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
Исследовав материалы административного дела, судья находит постановление должностного лица подлежащим оставлению без изменения.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 17 сентября 2013 года начальником отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в отношении М.А. Харитонова был составлен протокол по делу об административном правонарушении ..., ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для привлечения к ответственности М.А. Харитонова явилось нарушение Закона о конкуренции.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) на рассмотрение поступило обращение управляющей компании ООО «Управляющая организация «Управдом» (далее - ООО «УК «Управдом») на действия ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», выразившиеся в нарушении порядка расчетов платы за тепловую энергию (применение неправильного норматива).
Для объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения Татарстанским УФАС России в адрес ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» направлен запрос о предоставлении информации.
По результатам анализа документов, представленных вышеуказанными лицами, Управлением установлено следующее.
В управлении ООО «УК&Управдом» находится 60 домов общей жилой площадью 40375 кв.метров. В целях предоставления коммунальной услуги — тепловой энергии гражданам, проживающим в вышеуказанных жилых домах, между ООО «УК «Управдом» и ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» заключен договор от 01.04.2011г. №37 на оказание услуг по теплоснабжению.
Оплата за потребленную тепловую энергию по всем многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО «УК «Управдом», производится из расчета нормативного количества тепловой энергии.
При этом, согласно представленной информации ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в 2011 году, 2012 году, в 2013 году самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии, выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 2002 году (далее - Методические указания), согласно которым расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qom) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле.
Однако, согласно нормам Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306, расчет нормативного количества тепловой энергии производится не самой ресурсоснабжающей организацией, а утверждается уполномоченным органом.
Таким образом, действия ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», выразившиеся в осуществлении расчета нормативного количества тепловой энергии расчетным путем (самостоятельно), приводят к нарушению порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Управдом»», в части предъявления к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию, что явилось основанием для обращения ООО «УК «Управдом» в Татарстанское УФАС России и возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что в действиях ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» имеются признаки иного нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в следующем.
ООО «УК «Управдом» обращалось в адрес ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» по вопросу о принятии в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных по адресу: ... (исх.№171 от 15.09.2011г., исх.№270 от 11.09.2012г.) Вышеуказанные письма получены ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» однако ответа от общества не последовало, следовательно, общедомовые приборы учета тепловой энергии не были приняты (не допущены) ресурсоснабжающей организацией в эксплуатацию. Вышеуказанный факт подтвердило ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» своим письмом (исх.№259 от 05.06.2013г.) в адрес Татарстанского УФАС России, согласно которому принятые обществом приборы учета тепловой энергии в жилых домах, управление которым осуществляет ООО «УК «Управдом», отсутствуют.
Учитывая, что энергоснабжающая организация обязана осуществлять прием и допуск в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, действия ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», выразившиеся в уклонении в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Управдом», содержат признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» является собственником как источников тепловой энергии (котельных, ТЭЦ и др.) так и тепловых сетей, через которые тепловая энергия поставляется потребителям.
ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» осуществляет теплоснабжение - производство тепловой энергии и ее передачу (реализацию) для обеспечения тепловой энергией абонентов (потребителей), теплоэнергетические устройства которых технологически присоединены к распределительным тепловым сетям ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района».
В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии. На локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии через тепловые сети ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», географические границы которых определены (ограничены) территориями, охваченными присоединенными тепловыми сетями ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», общество, в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии. Передача тепловой энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае тепловой энергии (мощности)) до теплопринимающих устройств потребителя через тепловые сети.
Услуги по передаче тепловой энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема теплоснабжения, расположение теплопринимающих устройств покупателей и тепловых сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения теплопринимающих установок к тепловым сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования тепловыми сетями, участвующими в процессе передачи ресурса), услуги по передаче тепловой энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.
Таким образом, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» является субъектом естественной монополии, представляющим услуги по передаче тепловой энергии с целью теплоснабжения потребителей, имеющих технологическое присоединение к тепловым сетям ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-Ф3.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле.
При этом, в соответствии с п.3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306 (далее - Правила установления нормативов), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в нарушение вышеуказанных Правил самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии на основании Методических указаний.
В силу пункта 1 статьи 427 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г №307, действовавших до сентября 2012 года, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, действующих с сентября 2012 года, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям (собственникам жилых и нежилых помещений) определяются с учетом соответствующих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минрегионразвития России от 29.11.2007 N 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» отмечено, что согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать Правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
ООО «УК «Управдом» многократно обращалось в адрес ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» с просьбой об осуществлении перерасчета платы за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, управление которым осуществляет ООО «УК «Управдом», в связи с тем, что расчет нормативного количества тепловой энергии произведен ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в нарушение Правил установления нормативов (исх.№67 от 15.03.2012г., исх.№294 от 26.09.2012г.)
ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в ответ на письмо ООО «УК «Управдом» от 15 марта 2012 года сообщило управляющей организации, что специалисты ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» пересмотрели расчет нормативного количества тепловой энергии и осуществили перерасчет величины норматива согласно нормам Правил установления нормативов. Также в своем письме ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» сообщило, что осуществило перерасчет размера платы за тепловую энергию за 9 месяцев 2011 года и за 5 месяцев 2012 года (с учетом вновь установленного (рассчитанного) обществом норматива), по результатам которого ООО «УК «Управдом» имеет задолженность за тепловую энергию перед ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района». Однако, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» не учло требований Правил установления нормативов, касающихся необходимости утверждения нормативов уполномоченным органом и невозможности их утверждения самим обществом, и рассчитало нормативный объем тепловой энергии самостоятельно, на основании которого осуществило расчет платы за тепловую энергию.
Таким образом, учитывая, что нормативы потребления коммунальных услуг, должны быть утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действия ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», выразившиеся в установлении нормативного количества тепловой энергии расчетным путем (самостоятельно), приводят к нарушению порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Управдом», что является нарушением ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Также, в ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» производит расчет платы за потребленную тепловую энергию в помещениях не учитывая, что многоквартирные жилые дома по адресу: ... оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, т.е. относя вышеуказанные дома к домам, не имеющим коллективные (общедомовые) приборы учета) и рассчитывая количество тепловой энергии, потребляемой за отопительный период в вышеуказанных многоквартирных домах, по нормативу (без учета показаний приборов учета тепловой энергии), тогда как многоквартирные жилые дома оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии. Вышеуказанный факт подтвердило ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» своим письмом (исх.№259 от 05.06.2013г.) в адрес Татарстанского УФАС России, где общество сообщило, что принятые ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» приборы учета тепловой энергии в жилых домах, управление которым осуществляет ООО «УК «Управдом», отсутствуют.
ООО «УК «Управдом» обращалось в адрес ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» по вопросу о принятии в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в вышеуказанных многоквартирных жилых домах (исх.№171 от 15.09.2011г., исх.№270 от 11.09.2012г.). Вышеуказанные письма получены ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», однако ответа от общества не последовало. Следовательно, общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, управление которым осуществляет ООО «УК «Управдом», не были приняты (не допущены) ресурсоснабжающей организацией в эксплуатацию.
Однако, согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, а именно, совершить действия по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии, которые в нарушение требований части 5 статьи 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Согласно п.7.1 Раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Таким образом, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в силу прямого указания закона обязано не только принять приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, но и совершить действия по оснащению (установке) многоквартирных жилых домов приборами учета, в случае неустановки собственниками помещений либо управляющими организациями приборов учета тепловой энергии в установленный срок.
Учитывая, что энергоснабжающая организация обязана осуществлять прием и допуск в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, действия ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», выразившиеся в уклонении в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Управдом», являются нарушением ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»
Как установлено материалами дела № 05-17/2013, нарушение ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» антимонопольного законодательства явилось следствием действий должностного лица - генерального директора ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» Харитонова ..., который являющийся должностным лицом данного общества в силу положений статьи 2.4 КоАП РФ и Устава ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района».
Таким образом, имеет место совершение административного правонарушения со стороны должностного лица в связи с выполнением функций организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в соответствии с вышеуказанной статьей, руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Судья считает, что вина М.А. Харитонова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ, доказана материалами административного дела, а именно протоколом по делу № А05-932/2013 об административном правонарушении от 17 сентября 2013 года, а также иными материалами дела.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении № А05-932/2013 в отношении М.А. Харитонова должно быть оставлено без изменения, жалоба М.А. Харитонова - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, жалобу Харитонова ... - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Сафин