Дело № 12-19/2017 РЕШЕНИЕ Судья Байкаловского районного суда Свердловской области Лошкарева О.В. с участием прокурора Байкаловского района Свердловской области Плеханова Е.А., при секретаре Язовских Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Байкаловского районного суда Свердловской области жалобу Министерства финансов Свердловской области на определение мирового судьи судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, которым дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад, юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передано на рассмотрение по подведомственности в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, установил: Определением мирового судьи судебного участка № 3 Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Министерство финансов Свердловской области, не согласившись с вышеуказанным определением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить определение мирового судьи судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад, и направить дело на рассмотрение по существу мировому судье. В обоснование жалобы Министерство финансов Свердловской области указало, что при вынесении определения мировым судьей неправильно применены нормы материального и процессуального права. Муниципальное казенное образовательное учреждение является участником бюджетного процесса, связанного с предоставлением и расходованием бюджетных средств для финансового обеспечения публичных задач и функций государства. Публичное предназначение средств бюджета предусматривает требование к их целевому и эффективному использованию получателями. Понятия «получатель бюджетных средств» и «бюджетные обязательства» изложены в статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). В соответствии с ч.1 ст.23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ, в пределах своих бюджетных полномочий. Согласно статьям 1, 269.2 БК РФ Министерство финансов наделено полномочиями по контролю за соблюдением субъектами бюджетных правоотношений норм бюджетного законодательства, в том числе при осуществлении расходов бюджетной системы РФ и в процессе исполнения бюджетов. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (ч.2 ст.269.2 БК РФ). Согласно положений ч.3 ст.269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Во исполнение ч.3 ст.269.2 БК РФ, постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение «О Министерстве финансов Свердловской области», согласно которому Министерство финансов осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в пределах своих полномочий в части использования средств областного бюджета. Кроме того, пределы полномочий Министерства финансов по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля установлены постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил осуществления Министерством финансов Свердловской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Правила). Нормами федерального (БК РФ) и регионального законодательства полномочия Министерства финансов при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля ограничены осуществлением контроля за расходованием исключительно средств бюджета Свердловской области, полномочия Министерства финансов не распространяются на средства федерального бюджета и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований). При этом, в зависимости от того, денежные средства какого уровня бюджетной системы - субъекта РФ или муниципального образования являются объектом проверки, внутренний финансовый контроль осуществляется соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ или местных администраций (п.3 ст.265 БК РФ). Учитывая положения ч.1 ст.23.7.1 КоАП РФ в части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях соответствующей категории в пределах своих бюджетных полномочий. Таким образом, учитывая, что Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предметом которых является использование (расходование) средств местных бюджетов, дело в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Нижне-Иленский детский сад», которым, согласно постановлению прокурора, допущено нецелевое использование бюджетных средств, не может быть рассмотрено Министерством финансов. Представитель Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в адрес суда направил ходатайство, в котором указал, что на доводах жалобы настаивают, просят удовлетворить, рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Министерства финансов Свердловской области. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Байкаловского района Свердловской области Плеханов Е.А. не возражал против удовлетворения жалобы Министерства финансов Свердловской области на определение мирового судьи судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, и направлении дела на рассмотрение по существу мировому судье. Законный представитель юридического лица Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад в судебное заседание не явился. Выслушав участвующего в деле прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Передавая постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела на рассмотрение в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, мировой судья в своем определении указал на то, что исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1.1 ст.23.1, ч.2 ст.23.1, ст.ст.23.7, 23.7.1, п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ) следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, могут рассматриваться мировым судьей в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля; а также в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В данном случае дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, возбуждено прокурором, что не исключает возможности его рассмотрения органами, указанными в ст.ст.23.7, 23.7.1 КоАП РФ, при этом действующим законодательством об административных правонарушениях не предусмотрены полномочия мирового судьи на рассмотрение указанной категории дел об административных правонарушениях, направляемых мировому судье для рассмотрения прокурором, ввиду специфики объекта административного правонарушения. Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в определении от 08.04.2004 г. № 137-О, субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 КоАП РФ, при условии соответствующего воспроизведения диспозиции указанных норм административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации. В п.п.5 п.7 Положения «О Министерстве финансов Свердловской области», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, предусмотрено, что Министерство финансов Свердловской области как орган внутреннего государственного финансового контроля осуществляет на территории Свердловской области полномочия, в том числе составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органа внутреннего государственного финансового контроля, наложение административных штрафов в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Подсудность дел об административных правонарушениях определена главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ч.1.1 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля. Согласно ч.1 ст.23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий). Как усматривается из материалов дела, при вынесении определения о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, мировой судья исходил из положений части 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий). Однако при этом мировым судьей не было учтено, что, исходя из содержания части 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномочен на рассмотрение данной категории дел только лишь в отношении получателей средств федерального бюджета. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает перечень органов и лиц, компетентных на рассмотрение дел об административных правонарушения, предусмотренных ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении средств бюджета субъектов Российской Федерации, поэтому при решении вопроса о надлежащей подведомственности данной категории дел следует исходить из следующего. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса. В силу части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения. В соответствии с ч.1.1 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля. Между тем, согласно постановлению Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП рассматривать указанные дела от имени органов государственной власти субъекта Российской Федерации вправе Министерство финансов Свердловской области, функции которого ограничены осуществлением внутреннего государственного финансового контроля за использованием средств областного бюджета, что соответствует положениям статей 29, 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Из системного толкования указанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственного внутреннего финансового контроля – как должностные лица исполнительных органов субъекта Российской Федерации, так и местных администраций (муниципальные органы) осуществляют контрольные функции в отношении средств соответствующего уровня. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 8 апреля 2004 года N 137-О, субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии соответствующего воспроизведения диспозиции указанных норм административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации. Статьей 45 Закон Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" установлено, что мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4 - 5, 6, 9 - 19, 21, 22, 30 - 41 настоящего Закона Свердловской области, за исключением дел об административных правонарушениях, рассматривать которые уполномочены административные комиссии и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, указанный в статье 45-2 настоящего Закона Свердловской области. Как следует из материалов дела, в отношении юридического лица Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено прокурором Байкаловского района Свердловской области по факту нецелевого использования бюджетных средств, а именно, по факту направления средств местного бюджета муниципального образования Байкаловский муниципальный район на оплату фактически не выполненных работ. При таких обстоятельствах, во взаимосвязи положений ч.1.1 ст.23.1, ст.28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по аналогии закона, рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предметом которого являются средства муниципального бюджета, относится к подведомственности мирового судьи. С учетом изложенного, суд находит жалобу Министерства финансов Свердловской области на определение мирового судьи судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, о передаче постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад, на рассмотрение по подведомственности в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, подлежащей удовлетворению. При таких обстоятельствах, принятое мировым судьей судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, определение от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело подлежит направлению мировому судье судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области для рассмотрения. Руководствуясь ст.30.6, п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил: Жалобу Министерства финансов Свердловской области - удовлетворить. Определение мирового судьи судебного участка № Талицкого судебного района Свердловской области Жерновниковой С.А., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, о передаче постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад и других материалов дела, на рассмотрение по подведомственности в орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, отменить. Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нижне-Иленский детский сад, привлекаемого к административной ответственности по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить на рассмотрение мировому судье судебного участка Байкаловского судебного района Свердловской области. Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть пересмотрено в порядке надзора в соответствии со ст.ст. 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Решение на 7 страницах изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера. Судья О.В.Лошкарева |