Председательствующий Соколова Т.Г. Дело № 12-19/2017
Р Е Ш Е Н И Е
27 декабря 2017 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Лукьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе начальника отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области на постановление мирового судьи судебного участка №30 в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 30 в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы Администрации Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правоотношения. На принятое мировым судьей постановление должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении – начальником отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области ФИО1, подана жалоба, в которой он просит отменить постановление, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что оснований для прекращения производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не имелось. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления - это органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, вследствие чего, сектор МПЧС не является органом местного самоуправления, является структурным подразделением Администрации со свойственными ему полномочиями. Считает, что Глава Администрации Таврического муниципального района Омской области, Постовой ЮИ, являясь лицом, осуществляющим руководство подведомственным районом, ответственным в пределах компетенции за участие района в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, допустил ненадлежащее исполнение постановления Администрации ДД.ММ.ГГГГ№ в части не обеспечения соответствия утверждённой постановлением номенклатуре и объему имеющихся материальных резервов. В связи с изложенным просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и вынести новое решение.
В судебное заседание должностное лицо отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание Глава Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Главы администрации Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ по доверенности ФИО2 просила оставить постановление мирового судьи судебного участка №30 в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в возражениях на жалобу. При этом обратила внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка №30 в Таврическом судебном районе от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности привлечено должностное лицо – ведущий специалист МПЧС Администрации Таврического муниципального района Омской области за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, состав которого является аналогичным по составу административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. Также указывает, что положениями специального законодательства, а именно Федерального закона №68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Администрацией создан сектор МПЧС, на который возложены полномочия по решению задач в области ЧС.
Выслушав представителя Главы администрации Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ по доверенности ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ привлечению к административной ответственности за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения подлежат должностные и юридические лица.
При этом в силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с пп.7 ч.2 ст.23.8 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица Главы Таврического муниципального района Омской области составлен ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом – начальником отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области.
Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Главы Таврического муниципального района Омской области по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрено мировым судьей.
Постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы Администрации Таврического муниципального района Омской области прекращено в связи с отсутствием в действиях привлекаемого лица состава правонарушения. К данному выводу мировой судья пришел, исходя из анализа положений ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об общих принцах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также утвержденных постановлением Администрации Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядка создания, использования и восполнения резерва финансовых и материальных ресурсов Таврического муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и номенклатуры и объема резерва за счет средств местного бюджета. Кроме того вывод мирового судьи о том, что в действиях Постовой ЮИ, как главы Таврического муниципального района Омской области, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч..1 ст. 20.6 КоАП РФ мотивирован тем, что Постовой ЮИ в пределах своих полномочий создал постоянно действующий орган, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тогда как, в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности только в случае доказанности неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее). Однако названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (статья 30.12 КоАП РФ).
Основанием принесения жалобы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, на принятое мировым судьей постановление явилось необоснованное прекращение мировым судьей производства по делу, поскольку Глава Администрации Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ, по мнению подателя жалобы, являясь лицом, осуществляющим руководство подведомственным районом, ответственным в пределах компетенции за участие района в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, допустил ненадлежащее исполнение постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части не обеспечения соответствия утверждённой постановлением номенклатуре и объему имеющихся материальных резервов, что подтверждает наличие в его действиях состава административного правонарушения. В связи с чем, просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №30 в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и вынести новое решение.
Суд считает, что указанные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены принятого мировым судьей постановления по следующим основаниям.
Как верно указано мировым судьей, на основании положений п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом ст. 4 указанного закона определено, что органы управления, созданные при органах местного самоуправления, входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 закреплено, что постоянно действующими органами управления единой системы на муниципальном уровне являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Из представленной в материалы дела выписки из Положения «Об Администрации Таврического муниципального района Омской области», следует, что в полномочия Администрации, в частности, входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также в указанном Положении содержится положение о том, что в составе Администрации создаются отраслевые и функциональные структурные подразделения в форме управления, комитетов, отделов и секторов Администрации. Управлением, комитетом, отделом, сектором являются постоянно действующие органы Администрации, которые обеспечивают деятельность Администрации по решению вопросов местного значения по осуществлению отдельных государственных полномочий, а также по обеспечению деятельности Администрации и Главы муниципального района. Полномочия должностных лиц и структурных подразделений Администрации муниципального района, осуществляются по вопросам местного значения муниципального района, в соответствии с распределением обязанностей, установленным положениями о соответствующих структурных подразделениях.
Согласно решению Совета Таврического муниципального района от ДД.ММ.ГГГГПостовой ЮИ избран Главой Таврического муниципального района Омской области, избран на должность ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
Постановлением Администрации Таврического муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного главой Таврического района Омской области Постовой ЮИ, утверждено положение о секторе мобилизационной подготовки защите населения от чрезвычайных ситуаций Администрации Таврического муниципального района Омской области (далее МПЧС), утверждены должностные инструкции начальника и ведущего специалиста сектора МПЧС. В приложении № к указанному постановлению определены основные задачи, функции и права сектора. В частности сектор участвует в определении бюджетной потребности на финансирование мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовки и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на очередной финансовый год; организует работы по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.8 Порядка создания, использования и восполнения резерва финансовых и материальных ресурсов Таврического муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением администрации Таврического муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ функции по созданию, размещению, хранению и восполнению резерва возложены на Администрацию Таврического района.
Пунктом 9 указанного Порядка регламентированы действия органа, на которого возложены функции по созданию резерва материальных ресурсов.
Согласно должностной инструкции начальника сектора МПЧС он при исполнении должностных обязанностей организовывает работу сектора, готовит предложения по источникам и размерам финансирования для выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, а также иные функции, необходимые для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
При этом в должностной инструкции ведущего специалиста сектора МПЧС отражено, что при исполнении должностных обязанностей он участвует в определении бюджетной потребности на финансирование мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций и организует работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" административную ответственность за невыполнение или недобросовестное выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, несут виновные должностные лица.
При этом, как указывалось ранее, должностное лицо в соответствии с нормами КоАП РФ подлежит привлечению к административной ответственности только в случае ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении главы района Постовой ЮИ составлен ввиду выявления в ходе проведенной проверки в деятельности главы района нарушений законодательства РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах хранения, выразившиеся в том, что материальные ресурсы Таврического муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах хранения не соответствуют номенклатуре и объему утвержденному Постановлением администрации Таврического муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением положений ст. 4, п. «д» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.п. 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794; п. 4, 5 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №10.11.1996 1340.
Между тем как указано ранее, согласно Положению об Администрации Таврического муниципального района Омской области управлением, комитетом, отделом, сектором являются постоянно действующие органы администрации, которые обеспечивают деятельность администрации по решению вопросов местного значения по осуществлению отдельных государственных полномочий, а также по обеспечению деятельности Администрации и Главы муниципального района.
При этом суд находит верным вывод мирового судьи о том, что Постовой ЮИ, как глава района, в пределах своих полномочий создал постоянно действующий орган, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности только в случае доказанности неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. В случае не установления в ходе рассмотрения дела в действиях должностного лица вины в совершенном правонарушении, оно не может быть привлечено к административной ответственности.
Суд соглашается с выводом мирового судьи, находит его верным и мотивированным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Как правильно указано в обжалуемом постановлении, в должностные обязанности сотрудников сектора МПЧС администрации Таврического муниципального района Омской области входит подготовка предложений по источникам и размерам финансирования для выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, участие в определении бюджетной потребности на финансирование мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций и организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом из п. 8, 10 Порядка создания, использования и восполнения резерва финансовых и материальных ресурсов Таврического муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера следует, что функции по созданию, размещению, хранению и восполнению Резерва возлагаются на Администрацию Таврического муниципального района, общее руководство по созданию, хранению, использованию Резерва возлагается на Администрацию Таврического муниципального района.
Как указано судом ранее, Постовой ЮИ решением Совета Таврического муниципального района Омской области избран на должность Главы Таврического муниципального района.
Указанное свидетельствует о том, что Постовой ЮИ не является главой администрации Таврического муниципального района Омской области, поскольку в трудовых отношениях с муниципальным районом, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования – администрацией Таврического муниципального района Омской области, не состоит, а является выборным должностным лицом – главой Таврического муниципального района Омской области.
В связи с чем, в действиях Постовой ЮИ, как главы Таврического муниципального района Омской области отсутствует вина в совершенном правонарушении.
Материалы дела свидетельствуют, что, рассматривая дело об административном правонарушении, мировым судьей не допущено нарушений процессуальных требований, всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
Обстоятельства, на основании которых мировой судья основал свои выводы, приведенные в постановлении, доказательства и их оценка являются достаточными, мотивированными. С учетом изложенного, правовых оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 30 в Таврическом судебном районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Главы администрации Таврического муниципального района Омской области Постовой ЮИ по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу начальника отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области ФИО1 без удовлетворения.
Судья: