ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/18 от 25.01.2018 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-19/2018

Р Е Ш Е Н И Е

25 января 2018 года г. Магадан

Судья Магаданского городского суда Сидорович Е.В.,

с участием защитников ФИО1 – Васильевой В.Р., Красоткина С.Ю., действующих на основании доверенностей, которым разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,

представителей административного органа – Управления Федерального казначейства по Магаданской области (далее – УФК по Магаданской области) ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя УФК по Магаданской области № 19-26/15 от 29 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области

ФИО1, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области № 19-26/15 от 29 ноября 2017 года должностное лицо - министр дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Магаданский городской суд. Не отрицая факт совершения правонарушения, полагала, что ею предприняты все возможные меры для недопущения нарушений требований бюджетного законодательства; правонарушение не повлекло причинения ущерба бюджету, общественным и государственным интересам, отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, поскольку превышения лимитов бюджетных обязательств за 2016 год не допущено, как и нецелевого расходования бюджетных средств, в связи с чем правонарушение, по ее мнению, может быть квалифицировано как малозначительное. В связи с этим просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ, освободить ее от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Должностное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь ч.2 ст.25.1, п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании защитники ФИО1 доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Ссылаясь на ч.1 ст.43 Гражданского процессуального кодекса РФ, ходатайствовали о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства финансов Магаданской области, поскольку принятое по делу решение может повлиять на его обязанности по отношению к министерству дорожного хозяйства и транспорта.

Разрешая заявленное ходатайство, руководствуясь ст.24.4 КоАП РФ, полагаю необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку оно заявлено в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, которые при рассмотрении дел об административных правонарушениях не применимы, и, кроме того, глава 25 КоАП РФ не содержит в перечне участников производства по делам об административных правонарушениях третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Должностное лицо административного органа ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, полагала, что с учетом характера правонарушения и обстоятельств дела, совершенное ФИО1 правонарушение нельзя признать малозначительным.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии со статьями 161, 162 и 219 БК РФ получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Магаданской области в период с 10 июля 2017 года по 4 августа 2017 года на основании приказов УФК по Магаданской области от 7 июля 2017 года № 308, от 31 июля 2017 года № 341 «о назначении и проведении выездной проверки», «о продлении выездной проверки» соответственно, и п.18 Плана контрольных мероприятий УФК по Магаданской области на 2017 год в Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее – Министерство) проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок. Проверяемый период - с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Проверкой соблюдения порядка принятия бюджетных обязательств министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области в 2016 году установлено принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств.

Так, 23 мая 2016 года Министерством был заключен государственный контракт (далее – Контракт) с ООО «СМУ-6» на выполнение работ по строительному мостового перехода через <адрес> на км 367+668 автомобильной дороги «Палатка-Кулу-Нексикан» в Магаданской области (Целевая статья 2820452140) на общую сумму 130 743 123,38 рублей, в том числе из них в разбивке по годам: 2016 год – 10 063 386, 24 рублей, 2017 год – 120 679 737, 14 рублей. Согласно отчету о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектам Российской Федерации (собственности муниципальных образований) и обязательств по долевому финансированию по соглашению в 2016 году (по состоянию на 01.10.2016) стоимость работ в 2016 году за счет средств федерального бюджета составила 9 399 706, 00 рублей.

Таким образом, 23 мая 2016 года Министерством за счет средств федерального бюджета были приняты бюджетные обязательства по Контракту на общую сумму 9 399 706, 00 рублей.

В ходе проведения проверки установлено, что 23 мая 2016 года, то есть на дату заключения Контракта, лимиты бюджетных обязательств в сумме 9 399 706, 00 рублей по ЦС 28204552140 у Министерства как у получателя бюджетных обязательств отсутствовали, так как они были доведены Министерством финансов Магаданской области на лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета Министерства:

- 07 июня 2016 года расходным расписанием по ЦС 2820452140 на сумму 7 960 800, 00 рублей;

- 12 июля 2016 года расходным расписанием по ЦС 2820452140 на сумму 1 828 600, 00 рублей.

Как получателю бюджетных средств с л/с <***> на л/с <***> в 2016 году Министерством доведение лимитов бюджетных обязательств по ЦС 2820452140 не осуществлялось.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

- лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в КоАП РФ понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

В соответствии с Положением о Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее – Положение 1), утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 4-пп, действовавшим на дату совершения правонарушения:

- Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий (п.3.3 Положения 1);- Министерство осуществляет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством о контрактной системе (п.3.11 Положения 1);

- Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Магаданской области (п.4.1 Положения 1);

- Министр обеспечивает выполнение возложенных на Министерство задач и функций в соответствии с федеральным, областным законодательством и настоящим Положением и несет персональную ответственность за осуществление задач и функций, возложенных на Министерство (п.4.3 Положения 1).

Постановлением правительства Магаданской области от 16.03.2017 года № 187-пп признано утратившим силу постановление Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 4-пп и утверждено новое положение о Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее – Положение 2), действующее на момент рассмотрения дела.

Положение 2 регулирует вышеуказанные вопросы компетенции, обязанностей и ответственности Министра аналогично Положению 1.

Постановлением правительства Магаданской области от 16.11.2017 года № 959-пп признано утратившим силу постановление Правительства Магаданской области от 16.03.2017 г. № 187-пп и утверждено новое положение о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта <адрес> (далее – Положение 3), действующее на момент рассмотрения жалобы.

Положение 3 регулирует вышеуказанные вопросы компетенции, обязанностей и ответственности Министра аналогично Положениям 1 и 2.

Распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 г. № 714-рк «О ФИО1» ФИО1 назначена на должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области с 01 декабря 2014 года.

Распоряжением губернатора Магаданской области от 9 января 2018 г. № 1-рк «О ФИО1» на основании постановления губернатора Магаданской области от 14 сентября 2017 года № 172-п «О переименовании министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области и внесении изменения в постановление губернатора Магаданской области от 1 ноября 2013 г. № 145-п» принято считать ФИО1, министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, министром дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области с 1 января 2018 года.

В качестве доказательств, подтверждающих вину должностного лица ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения, в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении № 19-26/15 от 27 ноября 2017 года, в котором изложен факт правонарушения; план контрольных мероприятий УФК по Магаданской области на 2017 год; приказ руководителя УФК по Магаданской области о назначении и проведении выездной проверки от 7 июля 2017 года № 308; служебная записка от 30 июля 2017 года; приказ и.о.руководителя УФК по Магаданской области о продлении выездной проверки от 31 июля 2017 года № 341; программа плановой выездной проверки; акт выездной проверки от 4 августа 2017 года Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области; копия государственного контракта от 23 мая 2016 года; отчет о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектам РФ (собственности муниципальных образований) и обязательств по долевому финансированию по соглашениям в 2016 году; отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 1 января 2017 года; расходное расписание № 12 от 7 июня 2016 года; расходное расписание № 6 от 12 июля 2016 года; реестр расходных расписаний; распоряжение губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 г. № 714-рк «О ФИО1»; Положение о министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, утвержденное постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 4-пп; Положение о министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, утвержденное постановлением Правительства Магаданской области от 16.03.2017 № 187-пп; копия должностного регламента лица, замещающего государственную должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области; справка, согласно которой Министерством для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году использовались следующие лицевые счета, открытые в УФК по Магаданской области, в том числе: – счет распорядителя бюджетных средств, - счет получателя бюджетных средств; соглашение об осуществлении УФК по Магаданской области отдельных функций по исполнению областного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства от 2 марта 2016 года; регламент; пояснения ФИО1; справка-уведомление № 5 об изменении бюджетной росписи по расходам на 2016 год; иные документы.

Все доказательства по делу получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая дело по существу, должностное лицо административного органа установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении.

Действия ФИО1 верно квалифицированы должностным лицом административного органа по ст.15.15.10 КоАП РФ, как принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

При рассмотрении доводов жалобы о признании совершенного правонарушения малозначительным, прихожу к следующему.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 5 от 24 марта 2005 года, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Состав ст.15.15.10 КоАП РФ является формальным, при котором общественно-опасные последствия еще не наступили, вместе с тем наступление этих последствий не исключается.

В данном случае суд принимает во внимание, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с условием обязательного соблюдения установленного бюджетным законодательством порядка принятия лимитов бюджетных обязательств. Любые действия, приводящие к нарушению порядка принятия лимитов бюджетных обязательств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. Вместе с тем, принцип бюджетной системы позволяет обеспечивать финансовую дисциплину при распределении бюджетных средств.

Ненадлежащее соблюдение бюджетного законодательства нарушает правовые и экономические основы комплексного и рационального использования бюджетных средств, нарушение которого представляет угрозу бюджетным отношениям.

При рассмотрении дела и жалобы ни должностным лицом административного органа, ни судом не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное и освободить ФИО1 от административной ответственности.

В указанном случае совершенное правонарушение посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования, а положения ст.15.15.10 КоАП РФ защищают интересы государства.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о признании правонарушения малозначительным не могут быть признаны состоятельными.

Таким образом, доводы жалобы не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность постановления, либо опровергающих выводы должностного лица административного органа, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного постановления.

Дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Магаданской области. Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей является справедливым и назначено с учетом требований, предусмотренных ст.4.1 КоАП РФ.

При привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности должностным лицом административного органа не допущены какие-либо существенные нарушения закона, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене или изменению постановления.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области №19-26/15 от 29 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1, ч. 5 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.В.Сидорович