РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Старый Оскол 02 февраля 2018 года
ул. Комсомольская, д. 48-а
Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Труфанов В.Д.,
с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс» ФИО1 по доверенности от 19.09.2017, ФИО2, по доверенности от 06.02.2017, представителей Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 по доверенности от 27.12.2017, ФИО4 по доверенности от 27.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 – представителя юридического лица ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» на постановление и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 №03-17/311-4 от 19 июня 2017 года о привлечении юридического лица ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 от 19.06.2017 №03-17/311-4 юридическое лицо ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве в 1-м квартале 2017 года.
За совершение указанного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как незаконное и производство по делу прекратить. Указывает, что ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» осуществило фиксацию поступления этилового спирта от поставщика в установленном законом порядке 21.02.2017. После выявления технической ошибки, выразившийся в том, что Акту расхождения (недостачи) по ТТН ЕГАИС от 20.02.2017 №262, подтверждающему расхождение по дате поставки спирта, была присвоена дата 20.02.2017, ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» направило письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с просьбой отменить ТТН ЕГАИС 262 от 20.02.2017 с целью изменения даты акта расхождения (недостачи) ТТН ЕГАИС и приведения в соответствие представляемых сведений. Обращает внимание на то, что Обществу вменяется допущение нарушения п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», однако полагает, что указанные нарушения Обществом не допущены, поскольку указанной статьей закона регулируются Правила использования оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушений касательно использования основного технологического оборудования допущено не было. Также Общество не нарушало п.п. 11 и 13 Постановления Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п.6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459. Помимо изложенного, указывает, что электронный учет движения этилового спирта является вторичным по отношению к бумажному носителю информации – Журналу учета спирта в спиртохранилище и полагает, что допущенная Обществом неточность в передаче информации является малозначительной, поскольку с учетом характера проступка, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а потому не может являться основанием привлечения Общества к административной ответственности ввиду малозначительности. Также обращает внимание, что Росалкогольрегулирование вынесло решение о предоставлении федеральной специальной марки, несмотря на имеющиеся расхождения данных системы УТМ ЕГАИС и Общества.
В судебном заседании представители ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы, указанные в жалобе, просили постановление должностного лица отменить и производство по делу прекратить.
Представители Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО3 и ФИО4, считая доводы жалобы необоснованными, просили в судебном заседании в ее удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Пунктом 1 ст.14 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 14 указанного Федерального закона, учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380, значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 5.2.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организацией-покупателем (получатели) по месту их нахождения в день фактического получения продукции; не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1459 от 29.12.2015.
Пунктом 6 названных Правил определен состав информации, которую организации представляют в ЕГАИС, в том числе - сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной. Единая информационная система содержит, в том числе информацию номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» допустило административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве в 1 квартале 2017 года. В нарушение п. 1 ст. 14 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ, п. 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 №1459 «О функционировании единой государственной автоматической информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п. 11 и п. 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей», п. 5.2.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149, в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7, представленной ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» за 1 квартал 2017 года отражена закупка этилового спирта по коду 020 по ТТН от 20.02.2017 №262 в объеме 2729,17 дал у ООО «<данные изъяты>», по данным отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 по дате накладной), дата фиксации ТТН №262 – 20.02.2017, при этом согласно информации, зафиксированной в ЕГАИС, фактическая приемка этилового спирта произведена 21.02.2017, то есть внесенная Обществом информация, зафиксированная в ЕГАИС, содержит недостоверные сведения о дате приемки этилового спирта, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и факт совершения ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, а также его вина в нем подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; Уставом ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»»; отчетом об объемах полученной продукции по данным АСИиУ за период с 01.02.2017 по 28.02.2017; информацией из документооборота ЕГАИС; заявкой о фиксации в Единой государственной информационной системе сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 20.02.2017; декларацией об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» за 1 квартал 2017 года; копиями документов, представленных ООО «<данные изъяты>», подтверждающих отгрузку этилового спирта в адрес ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»»; письмом ООО «Старооскольского ликероводочного завода «Люкс»» № 207 от 02.03.2017 на имя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в котором Общество просит отменить в УТМ проведение ТТН №262 от 20.02.2017; ТТН №262 от 20.02.2017, согласно которой ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» произвел закупку этилового спирта у ООО «<данные изъяты>», дата фиксации данной накладной 20.02.2017; пояснительным письмом №244 от 22.03.2017, согласно которому 20.02.2017 в УТМ была выгружена ТТН ЕГАИС №262 от ООО «<данные изъяты>», но фактическая приемка этилового спирта по указанной ТТН была произведена 21.02.2017; протоколом об административном правонарушении от 02.06.2017, составленным уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями КоАП РФ, в протоколе отражены все имеющие значение для дела обстоятельства, законному представителю ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» <данные изъяты>. разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, вручена копия протокола; постановлением №03-17/311-4 от 19.06.2017 по делу об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершенного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, содержащим также пояснения представителя юридического лица <данные изъяты> о том, что Общество неоднократно предпринимало попытки привести в соответствие дату приемки, зафиксированную ими через УТМ 20.02.2017 к дате фактической приемки спирта 21.02.2017; и другими материалами дела в совокупности.
Вышеперечисленные доказательства уполномоченным должностным лицом получили надлежащую правовую оценку в постановлении на предмет их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Диспозиция ст.14.19 КоАП РФ носит формальный характер, в связи с чем, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии, как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс» приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона, поскольку именно Обществом допущено нарушение порядка учета этилового спирта и спиртосодержащей продукции при их производстве в 1-м квартале 2017 года, а доводы жалобы о том, что уже после допущенного нарушения и выявления ошибки, выразившийся в том, что Акту расхождения (недостачи) по ТТН ЕГАИС от 20.02.2017 №262, подтверждающему расхождение по дате поставки спирта, была присвоена дата 20.02.2017, ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» направило письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с просьбой отменить ТТН ЕГАИС 262 от 20.02.2017 с целью изменения даты акта расхождения (недостачи) ТТН ЕГАИС и приведения в соответствие представляемых сведений, не влияет на выводы о виновности Общества в инкриминируемом ему правонарушении.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»», как непосредственного субъекта инкриминируемого административного правонарушения.
При таких данных не усматриваю обстоятельств, исключающих производство по делу, освобождающих юридическое лицо от административной ответственности.
Ссылка представителя юридического лица на то, что, по его мнению, электронный учет движения этилового спирта является вторичным по отношению к бумажному носителю информации – Журналу учета спирта в спиртохранилище, не может быть принята во внимание суда, поскольку, не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами (п. 5.2.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149).
Суд не может согласиться и с доводами жалобы о том, что допущенная Обществом неточность в передаче информации является малозначительной и не может являться основанием привлечения Общества к административной ответственности ввиду малозначительности. В данном случае, правонарушение в сфере общественных отношений по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции имеет высокую социальную значимость, поскольку находится под постоянным особым контролем со стороны государства, поэтому оснований для признания правонарушения малозначительным, суд не усматривает. Указание в жалобе на то, что Росалкогольрегулирование вынесло решение о предоставлении федеральной специальной марки, несмотря на имеющиеся расхождения данных системы УТМ ЕГАИС и Общества, не влияет на вышеизложенные выводы суда и не свидетельствует о невиновности Общества во вмененном ему правонарушении или о незаконности вынесенного должностным лицом постановления.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они также не влияют на правильность вывода должностного лица о доказанности события административного правонарушения, совершенного ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» и его виновности в нем.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, обжалуемое постановление отвечает требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, оно вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. С учетом всех обстоятельств дела наказание назначено в нижних пределах санкции ст. 14.19 КоАП РФ для юридических лиц.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО5 № 03-17/311- 4 от 19 июня 2017 года о привлечении юридического лица ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс»» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу последнего - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд Белгородской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья В.Д. Труфанов