ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/19 от 26.07.2019 Спировского районного суда (Тверская область)

Материал № 12-19/2019 Р Е Ш Е Н И Е

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Астахова В.А. при секретаре судебного заседания Власовой О.А., с участием прокурора Спировского района Тверской области Сураева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – директора муниципального унитарного предприятия «Спирово-Тепло» Спировского района Тверской области Шишкова Виталия Васильевича на постановление заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Людмилы Владимировны от 17.05.2019 года о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением №7.2-Пс/0087-0000-2019 заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Л.В. от 17.05.2019 года директор муниципального унитарного предприятия «Спирово-Тепло» Спировского района Тверской области (далее по тексту – МУП «Спирово-Тепло») Шишков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.61 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП «Спирово-Тепло» Шишков В.В. обжаловал его в Заволжский районный суд г.Твери, мотивируя тем, что оно незаконно и необоснованно по следующим основаниям: указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, возбужденном на основании постановления прокурора Спировского района от 19.02.2019. В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело в течение 3-х суток с момента вынесения постановления. Из ч.1 ст.29.6 КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов. Поэтому указанное постановление прокурора Спировского района от 19.02.2019 должно было быть не позднее 22.02.2019 направлено в орган, уполномоченный на рассмотрение и принятие решения по делу. Даже с учетом 15-дневного срока рассмотрения дела уполномоченным органом постановление о назначении административного наказания от 17.05.2019 вынесено с нарушением сроков, установленных КоАП РФ (исходя из практики, письмо из п.Спирово до г.Твери доходит за 5 дней). Таким образом, в соответствии ч с ч.1 ст.4.5 и ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения его, как директора МУП «Спирово-Тепло» к административной ответственности. Кроме того, МУП «Спирово-Тепло» не могло предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской, муниципальной гарантии, поскольку: расчетный счет предприятия арестован с мая 2018 года на основании решения суда по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Тверь»; задолженность за поставку газа составляет на сегодняшний день 16 139,85 тыс. руб. При таких обстоятельствах ни одна коммерческая организация не предоставит банковской гарантии, так как предприятие не способно исполнить свои обязательства. Администрацией Спировского района выдача муниципальной гарантии невозможна с учетом имеющейся у предприятия задолженности и его несоответствия, предъявляемым требованиям к принципалу в соответствии с ч.1 ст.115.2 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой: предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (плановый период), местной администрацией муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии при условии: проведения анализа финансового состояния принципала; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед, соответственно: Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным, соответственно, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Таким образом, предприятие и он, как его директор, не имели возможности исполнить требования, изложенные в Уведомлении ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», в части представления исполнения обязательств. С учетом изложенного просил признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление.

Одновременно с указанной жалобой директором МУП «Спирово-Тепло» Шишковым В.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования вышеуказанного постановления, мотивированное подачей первоначально 21.05.2019 жалобы в Арбитражный суд Тверской области, где производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данному суду.

На основании определения судьи Заволжского районного суда г.Твери от 13.06.2019 года жалоба директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В. с материалами дела передана на рассмотрение по подведомственности в Спировский районный суд Тверской области.

Заявитель жалобы Шишков В.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, сообщил о нахождении в отпуске за пределами Тверской области, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.

Заместитель начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликова Л.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явилась, не сообщила о причинах неявки, не настаивала на рассмотрении вышеуказанной жалобы в ее присутствии.

Участвующий в судебном заседании прокурор Спировского района Тверской области Сураев С.В. в удовлетворении жалобы директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В. просил отказать, ввиду необоснованности представленных им доводов, поскольку заявитель, обладающий организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в отношении возглавляемого им действующего юридического лица МУП «Спирово-Тепло», являющегося потребителем природного газа, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», допустил нарушение требований ст. 14.61 КоАП РФ. Учредитель данного юридического лица – Администрация Спировского района, не несет ответственности по его обязательствам, отказ с ее стороны в предоставлении муниципальной гарантии, не препятствовал МУП «Спирово-Тепло» в обеспечении своих обязательств по оплате за поставленный газ своевременно предоставить поставщику газа надлежащую банковскую гарантию либо решить вопрос о возможности предоставления государственной гарантии; доказательств невозможности получения таких гарантий заявителем не представлено. Вопрос о восстановлении процессуального срока обжалования указанного постановления административного органа, оставил на усмотрение суда.

С учетом мнения прокурора судом принято решение о рассмотрении заявленной жалобы в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Изучив доводы жалобы, заслушав прокурора, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленной жалобы.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока обжалования он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Из представленной заявителем копии определения Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2019 следует, что в жалобе МУП «Спирово-Тепло», поданной его директором Шишковым В.В. о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Л.В. от 17.05.2019 года было отказано, ввиду неподведомственности ее рассмотрения данным арбитражным судом. Копия указанного определения поступила заявителю 28.05.2019 (входящий №95). Согласно штампу на указанной жалобе с ней заявитель обратился в Заволжский районный суд 29.05.2019.

Указанная жалоба поступила в Спировский районный суд Тверской области 21.06.2019, то есть за истечением процессуального срока на обжалование оговоренного определения мирового судьи.

С учетом срока обращения заявителя с данной жалобой сначала в Арбитражный суд Тверской области, а позже в Заволжский районный суд г.Твери, суд признает, что у директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В. отсутствовала реальная возможность обжаловать указанное постановление в Спировском районном суде Тверской области в срок, установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ. Данные обстоятельства расцениваются судом, как уважительные, в связи с чем, срок на опротестование постановления заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 17.05.2019 года подлежит восстановлению.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 14.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Л.В. в соответствии с положениями статьи 26.1, 26.2, 26.5, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения; установлены наличие события административного правонарушения, лицо, у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Так, согласно обжалуемому постановлению следует, что материалы настоящего дела представлены прокуратурой Спировского района Тверской области, которой по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка по обращению генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о правомерности отказов руководителей организаций, имеющих задолженность по оплате за потребленный ресурс, предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа. МУП «Спирово-Тепло», создано на основании постановления администрации Спировского района Тверской области от 29.03.2017 №78-п, находится по адресу: Тверская область, пос.Спирово, ул.Пушкина, д.82, осуществляет деятельность, направленную на обеспечение потребителей, в том числе объектов социальной направленности: тепловой энергией, горячей водой, отоплением, водоснабжением, водоотведением. Основным видом его деятельности является производство котельными, передача и распределение пара и горячей воды. Директором МУП «Спирово-Тепло» является Шишков В.В. (приказ от 29.03.2017 №66-к).

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 26.05.2017 №11 Администрацией Спировского района в эксплуатацию МУП «Спирово-Тепло» передано на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество (система теплоснабжения) - 13 объектов теплоснабжения, в том числе, сеть газопотребления и 5 газовых котельных: №1 (пос.Спирово, ул.Мира, д.5/1); №2 (пос.Спирово, пер.Фурманова, д.9, пом.6), №5 (пос.Спирово, ул.Железнодорожная, д.8в), №6/1 (Спировский район, пос.Красное Знамя, ул.Пролетарская, д.1а), №6/2 (Спировский район, пос.Красное Знамя, ул.Лермонтова). При этом поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность такой поставки добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» (договор поставки газа от 01.10.2017 №52-4-0694/17).

Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по вышеуказанному договору поставки газа осуществляет поставку природного газа МУП «Спирово-Тепло». В соответствии с п.8 Правил расчетов за газ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 года №294 и условиями договора, МУП «Спирово-Тепло» обязано производить расчеты за поставленный природный газ ежемесячно, в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем поставки (п.5.51 договора поставки газа). Однако с момента заключения договора МУП «Спирово-Тепло» не исполняло свои обязательства по оплате в полном объеме за потребленный природный газ, в связи с чем его задолженность на 01.05.2018 составила 7714,62 тыс. руб., что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств указанной оплаты и подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области по делам: №А66 -6754/2018 о взыскании задолженности за январь 2018 на общую сумму 1 694 808 руб. 64 коп., №А66-8527/2018 о взыскании задолженности за февраль 2018 года на сумму 1 694 473 руб. 06 коп., №А66-10335/2018 о взыскании задолженности за март 2018 года на общую сумму 1 834 985 руб. 99 коп., № А66-12629/2018 о взыскании задолженности за апрель 2018 года на сумму 1 395 497 руб. 11 коп.

В связи с указанной задолженностью на основании п. 40(2) Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» 07.05.2018 направило МУП «Спирово-Тепло» уведомление № МК-06-06А/9 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, задолженность по которой на дату направления уведомления составляла 7714,62 тыс. руб. Указанное уведомление получено адресатом 10.05.2018 (вх. №58). В уведомлении указано на обязанность МУП «Спирово-Тепло» погасить задолженность в течение 60 дней с момента получения данного уведомления или предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии на сумму 4628,77 тыс. руб., которая определена в соответствии с п.40(1) Правил поставки газа. В указанном уведомлении директор МУП «Спирово-Тепло» Шишков В.В. был предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст.14.61 КоАП РФ в случае его неисполнения. Одновременно, в порядке ст.25 Федерального закона от 31.03.1999 №66-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правил поставки газа поставщиком газа на имя Губернатора Тверской области направлены сведения о покупателях (потребителях) газа, для формирования перечня потребителей, в отношении которых установлена обязанность предоставления ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и его последующего размещения на официальном сайте Губернатора области. В указанный перечень включены сведения и о МУП «Спирово-Тепло».

В установленный срок – в период с 10.05.2018 по 09.07.2018 директор МУП «Спирово-Тепло» Шишков В.В., являясь уполномоченным должностным лицом, находясь по месту работы по адресу: Тверская область, пос.Спирово, ул.Пушкина, д.82, не принял мер по погашению задолженности за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по договору поставки газа от 01.10.2017 №52-4-0694/17, и не предоставил данному поставщику газа обеспечение исполнения обязательств по оплате за поставленный по указанному договору газ (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии или иными способами, предусмотренными законом или договором), чем допустил нарушение статьи 25 Федерального закона «О газоснабжении в российской Федерации» и пунктов 40(1), 40(5), 40(6) Правил поставки газа в РФ, в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162.

Таким образом, директор МУП «Спирово-Тепло» Шишков В.В., действующий на основании Устава МУП «Спирово-Тепло», утвержденного постановлением Администрации Спировского района Тверской области от 29.03.2017 №78-п, обладающий организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не выполнил вышеуказанное требование ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», предъявленное в соответствии с действующим законодательством, своим бездействием допустил нарушение потребителем газа установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 №307-ФЗ) предусмотрено, что на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.

Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.

Информация об устранении потребителем газа допущенных нарушений обязательств по оплате газа учитывается при ведении предусмотренного настоящей статьей перечня потребителей газа, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставщик газа обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.

Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя газа, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного поставщиком газа, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.

В соответствии с разделом VII(1) «Порядок определения покупателей, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, заключенному с поставщиком, и порядок предоставления такого обеспечения» Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. №162 (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2017 № 139):

40(1). Покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.

40(2). Поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.

Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40(1) настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:

- размер задолженности покупателя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа;

- величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем поставщику;

- срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате газа;

- срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

40(3). Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.

40(4). Покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.

40(5). Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

40(6). Обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 40(2) настоящих Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

40(8). Поставщик подготавливает предложения для формирования перечня покупателей, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.

Указанные предложения поставщик направляет в электронном виде высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого данный поставщик осуществляет поставку газа, ежемесячно, не позднее 5-го рабочего дня месяца.

40(9). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5-го рабочего дня, следующего за днем получения от поставщиков предложений, указанных в пункте 40(8) настоящих Правил, формирует перечень покупателей газа, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и размещает указанный перечень в открытом доступе на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Отсутствие в указанном перечне, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведений о покупателе, соответствующем предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, не освобождает такого покупателя от обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа по требованию поставщика.

40(10). В случае неисполнения покупателем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 40(2) настоящих Правил уведомлением, и при наличии у указанного покупателя задолженности перед поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сведения, указанные в пункте 40(8) настоящих Правил, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), перечисленные в данном пункте.

В силу пункта 41 вышеуказанных Правил поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Вина директора МУП «Спирово-Тепло», как должностного лица указанного юридического лица, являющегося потребителем газа, в нарушении установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по его оплате в соответствии с установленными договором о предоставлении указанного энергетического ресурса сроками платежей, при наличии возможности к исполнению указанных обязанностей, подтверждается:

- Актом проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ от 19.02.2019 и постановлением прокурора Спировского района Тверской области Сураева С.В. от 19.02.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которым в результате вышеуказанной прокурорской проверки установлено, что в установленный срок – в период с 10.05.2018 по 09.07.2018 директор МУП «Спирово-Тепло» Шишков В.В., являясь уполномоченным должностным лицом, находясь по месту работы по адресу: Тверская область, пос.Спирово, ул.Пушкина, д.82, не принял мер по погашению задолженности за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по договору поставки газа от 01.10.2017 №52-4-0694/17, и не предоставил данному поставщику газа обеспечение исполнения обязательств по оплате за поставленный по указанному договору газ (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии или иными способами, предусмотренными законом или договором), чем допустил нарушение статьи 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и пунктов 40(1), 40(5), 40(6) Правил поставки газа в РФ, в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162. Таким образом, ввиду бездействия директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В., обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, принято решение о возбуждении в отношении данного должностного лица настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.61 КоАП РФ и направлении постановления в Центрального управления Ростехнадзора для рассмотрения дела. Согласно расписке и объяснению Шишкова В.В. в указанном постановлении прокурора, процессуальные права ему разъяснялись, копия данного постановления им получена 19.02.2019, замечаний и дополнений от него не поступило.

- объяснением директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В., предоставленного прокурору Спировского района 19.02.2019 о том, что в предусмотренный в уведомлении ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» срок (с 10 мая по 9 июля 2018) и до настоящего времени им не принято мер по погашению задолженности за поставленный газ по договору поставки газа от 01.10.2017 №52-4-0694/17 и не предоставлено поставщику газа обязательств по оплате газа (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантий или иными способами, предусмотренными законом или договором) по причине недостатка у предприятия денежных средств и его убыточности; вину в совершении административного правонарушения по ст.14.61 КоАП РФ он не признает, поскольку банковский счет предприятия арестован, все денежные средства поступают в адрес указанного общества; собственной кассы предприятие не имеет, в настоящее время предприятием заключен договор с ООО «ЕРКЦ» (г.Тверь) на начисление и сбор денежных средств;

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.02.2019, копией Устава МУП «Спирово-Тепло» от 2017, копией постановления Главы Администрации Спировского района Михайлова Д.С. от 29.03.2017 №78-п «О создании муниципального унитарного предприятия «Спирово-Тепло» Спировского района Тверской области», копией Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения от 03.04.2017, копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя Шишкова В.В., копией трудового договора №84 от 29.03.2017, заключенного между Администрацией Спировского района Тверской области и Шишковым В.В., копией приказа Главы Спировского района Михайлова Д.С. от 29.03.2017 №66-к, согласно которым, соответственно, МУП «Спирово-Тепло», расположенное по адресу: Тверская область, Спировский район, п.Спирово, ул.Пушкина, д.82, является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в налоговом органе 03.04.2017, создано Администрацией Спировского района Тверской области, которая является его учредителем и собственником имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения; имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в кредитных организациях; его основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; предприятие строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; должность директора данного предприятия занимает Шишков В.В., который, в частности: действует от имени предприятия без доверенности, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации, Уставом предприятия и заключенным с ним трудовым договором, определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия;

- копией Договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 26.05.2017 №11 с приложенными копиями Перечня муниципального имущества и Акта приема-передачи от 01.06.2017, в соответствии с которыми Администрацией Спировского района Тверской области передано на праве хозяйственного ведения МУП «Спирово-Тепло» муниципальное имущество – вышеуказанные тепловые сети, теплотрасса и котельные;

- копией договора поставки газа №52-4-0694/17 от 01.10.2017,заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» («Поставщик» по договору) и МУП «Спирово-Тепло» («Покупатель» по договору) на поставку с 01.102017 горючего природного газа на вышеуказанные котельные Покупателя в порядке и объемах, установленных в данном договоре;

- Перечнем потребителей газа в Тверской области, в отношении которых ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа (по состоянию на февраль 2019), где в качестве такого потребителя указано МУП «Спирово-Тепло»;

- копией уведомления заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО9 на имя директора МУП «Спирово-Тепло» Шишкова В.В. от 07.05.2018 о наличии задолженности МУП «Спирово-Тепло» за поставленный газ по состоянию на 01.05.2018 в размере 7 714,62 тыс. руб., необходимости в течение 60 дней со дня получения данного уведомления погашения данной задолженности либо предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа сроком на 6 мес. и на сумму 4 628,77 тыс. руб., способ которого (банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия) должен быть согласован с ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в течении 5 календарных дней со дня получения данного уведомления; адресат предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст.14.61 КоАП РФ в случае неисполнения настоящего уведомления; согласно отметки о входящей корреспонденции №58 данное уведомление поступило в МУП «Спирово-Тепло» 10.05.2018;

- копией ответа директора МУП Спирово-Тепло» Шишкова В.В. от 15.05.2018 на вышеуказанное уведомление заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о передаче предложения согласовать способ обеспечения исполнения обязательств по оплате газа владельцу имущества – Администрации Спировского района;

- копиями уведомлений ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» на имя директора МУП Спирово-Тепло» от 02.08.2018 и от 05.02.2019 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в порядке п.п. 40(1)-40(9) Правил поставки газа в РФ, в связи с задолженностью МУП Спирово-Тепло», соответственно, на 01.08.2018 – в размере 7 790,84 тыс. руб. и на 01.02.2019 – в размере 11 056,74 тыс. руб.; указанные уведомления поступили адресату, соответственно, 06.08.2018 (вх. №123) и 05.02.2019 (вх. №30).

Полномочия прокурора и порядок возбуждения данной категории дел об административных правонарушениях закреплены в ст.284 КоАП РФ и ст.25 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Из определения заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Л.В. от 16.05.2019 (с приложенной копией данного определения) следует, что настоящее дело было назначено к рассмотрению по месту нахождения данного административного органа в г.Твери на 14 час. 00 мин. 17.05.2018 с участием Шишкова В.В., которому разъяснены процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности; согласно имеющейся расписке Шишкова В.В. копия данного определения получена им 16.05.2019.

О времени и месте рассмотрения данного дела Шишков В.В. также извещался 13.05.2019 под роспись соответствующим уведомлением государственным инспектором Центрального управления Ростехнадзора Величко С.В.

Направление копии обжалуемого постановления директору МУП «Спирово-Тепло» 23.05.2019 подтверждается соответствующим скрин-шотом, имеющимся в материалах дела.

Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, препятствующих рассмотрению дела по существу заместителем начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора не допущено.

Оснований, влекущих прекращение производства по делу, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

На основании приведенных правовых норм и анализа совокупности исследованных доказательств суд не может принять доводы жалобы Шишкова В.В. о наличии объективных причин, препятствующих предоставлению надлежащего обеспечения исполнения обязательств по оплате газа его поставщику – ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», поскольку не представлено никаких доказательств об изыскании им, как руководителем МУП «Спирово-Тепло», соответствующих банковской либо государственной гарантий. Представленные заявителем в административный орган документы (в копиях): переписка с участием представителей Администрации Спировского района, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и прокурором Спировского района, а также решений Арбитражного суда Тверской области, оборотно-сальдовые ведомости предприятия, постановления дознавателя МО судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области от 14.12.2018 об отказе в возбуждении уголовного дела, не восполняют его доказательственную базу, поскольку подтверждают: сам факт трудного материального положения МУП «Спирово-Тепло», наличие у него значительной задолженности за поставленный газ, обязанность ее погашения по судебным решениям, наличие отказа Администрации Спировского района предоставить муниципальную гарантию в обеспечение данного обязательства и отсутствие в действиях директора данного предприятия состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ (за неисполнение сводного исполнительного производства по взысканию с предприятия задолженности за природный газ и электроэнергию). Кроме того, наличие указанного отказа в предоставлении муниципальной гарантии само по себе не является достаточным основанием для освобождения заявителя от административной ответственности по ст.14.61 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту – постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5): в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

С учетом указанных разъяснений доводы жалобы о нарушении прокурором района срока, предусмотренного ч.1 ст.28.8 КоАП РФ для направления постановления о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении в административный орган, правомочный рассматривать дело, суд считает не состоятельными.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о газоснабжении, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 14 постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Вмененное административное правонарушение директором МУП «Спирово-Тепло» совершено 10 июля 2018 года, обжалуемое постановление административного органа вынесено 17 мая 2019 года, то есть в срок, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. С учетом данных обстоятельств доводы жалобы Шишкова В.В. о нарушении процессуальных сроков при вынесении указанного постановления суд также считает необоснованными.

Наличие трудного финансового положения МУП «Спирово-Тепло», на которое ссылается заявитель, суд считает не относящим к существенным обстоятельствам, влекущим безусловную отмену оспариваемого постановления. В то же время, наличие данного обстоятельства, а также наличие смягчающих обстоятельств в виде привлечения впервые данного должностного лица к административной ответственности, предпринятые им меры по устранению выявленных нарушений, приняты во внимание при вынесении постановления, в связи с чем директору МУП «Спирово-Тепло» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.14.61 КоАП РФ.

Постановление о привлечении директора МУП «Спирово-Тепло» к административной ответственности по ст.14.61 КоАП РФ вынесено уполномоченным должностным лицом общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора. Срок давности привлечения директора МУП «Спирово-Тепло» к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела административным органом не истек.

С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения постановления заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора и удовлетворения жалобы директора МУП «Спирово-Тепло».

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление №7.2-Пс/0087-0000-2019 заместителя начальника общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Куликовой Л.В. от 17 мая 2019 года о признании директора муниципального унитарного предприятия «Спирово-Тепло» Спировского района Тверской области Шишкова Виталия Васильевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.61 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Спирово-Тепло» Спировского района Тверской области Шишкова В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней, с момента получения, в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области.

Председательствующий В.А.Астахов