ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/20 от 18.03.2020 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 12- 19/ 2020

РЕШЕНИЕ

г. Емва 18 марта 2020 года

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лобанова А. А.,

при секретаре Василенко О. В.,

с участием представителя Акционерного общества «Боксит Тимана» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Акционерного общества «Боксит Тимана» (юридический адрес: 169200, <адрес>, почтовый адрес: 169300, <адрес>) на постановление Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 12 февраля 2020 года № 5- 42/ 2020,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 12.02.2020 № 5-42/2020 Акционерное общество «Боксит Тимана» (далее-АО «Боксит Тимана»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, АО «Боксит Тимана» обратилось в Княжпогостский районный суд с жалобой об отмене постановления Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 12.02.2020, мотивируя тем, что судом не дана соответствующая оценка, что неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания допущено, в том числе, по вине административного органа, суду не представлено доказательств пренебрежительного отношения АО «Боксит Тимана» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В судебном заседании представитель АО «Боксит Тимана» доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным в ней основаниям и пояснил, что сведения, характеризующие опасный производственный объект, направлялись в адрес административного органа неоднократно, после чего неправомерно возвращались в адрес АО «Боксит Тимана» по различным основаниям. Аттестация работников не была проведена, поскольку в Ростехнадзоре сообщили, что в связи с изменением в законодательстве для прохождения аттестации необходимо пройти обучение, при этом где и каким образом необходимо обучаться, не объяснили, и на 12.02.2020 порядок прохождения учебы еще не был определен. У АО «Боксит Тимана» отсутствуют специализированные вагоны и контейнеры, изготавливают в цеху два вида компонентов, которые, как самостоятельные компоненты, не являются взрывчатыми веществами, после чего доставляются в карьер на специальном автомобиле, предназначенном для отдельного транспортирования к местам производства взрывных работ.

Сыктывкарский территориальный отдел общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа. Суд находит рассмотреть жалобу при имеющейся явке лиц.

Заслушав представителя АО «Боксит Тимана», изучив доводы жалобы и материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № 88 от 23.12.2019, составленному государственным инспектором Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора ФИО3, 13 декабря 2019 года при проведении внеплановой документарной проверки с целью контроля выполнения предписания Печорского управления Ростехнадзора от 27.07.2019 № 77-СТО, срок устранения нарушений 15.11.2019, в отношении АО «Боксит Тимана», эксплуатирующего опасный производственный объект «Участок транспортирования опасных веществ», расположенный по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, пос. Чиньяворык, АО «Боксит Тимана» не выполнило:

- п. 1 предписания-не обеспечена полнота и достоверность сведений, характеризующих опасный производственный объект, а именно, отсутствуют технические устройства, используемые при транспортировании опасных веществ (маневровые локомотивы, используемые для транспортирования вагонов с опасными грузами; автомобильные транспортные средства: специально оборудованные грузовые автомобили); автомобильные дороги необщего пользования, расположенные на опасных производственных объектах и (или) ведущие к ним, что является нарушением ч.5 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п. 3 предписания-не обеспечена аттестация должностного лица- директора по производству АО «Боксит Тимана» ФИО4, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов в области промышленной безопасности Б.9.31 (Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов), Б.10.1 (Транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом), Б.10.2 (Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом), что является нарушением п.9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;

-п. 4 предписания-не обеспечено проведение подготовки и аттестации специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасного производственного объекта «Участок транспортирования опасных веществ», в области промышленной безопасности Б.10.2. (Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом) ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, что является нарушением п. 10 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;

-п. 11 предписания-не обеспечена разработка инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров на опасном производственном объекте, что является нарушением п.5.5.7 «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» РД 15-73-94, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Мировым судьей вынесено указанное выше постановление.

Часть 11 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Признавая АО «Боксит Тимана» виновным в совершении административного правонарушения мировой судья исходила из того, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры по надлежащему и своевременному исполнению законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 88 от 23.12.2019, актом проверки от 13.12.2019, сведениями об устранении нарушений АО «Боксит Тимана» от 12.10.2019, уведомлением о проведении проверки от 30.10.2019, распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 28.10.2019, актом проверки от 26.07.2019, предписанием от 26.07.2019, свидетельством о регистрации, уставом АО «Боксит Тимана», выпиской из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, давая оценку законности предписания, мировым судьей не было принято во внимание наличие у АО «Боксит Тимана» возможности для его исполнения.

Положениями частей 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, во исполнение п.1 предписания сведения, характеризующие опасный производственный объект, направлялись в адрес административного органа 03.10.2019, однако, были возвращены в связи с тем, что раздел 6 «Сведения о составе ОПО» заполнен не в полном объеме. После исправления раздела 6 12.11.2019 документы вновь были направлены в Печорское управление Ростехнадзора, однако, 20.11.2019, то есть за сроком исполнения пункта предписания, вновь были возвращены в адрес АО «Боксит Тимана» в связи с неполным заполнением п.1.8 заявления о предоставлении государственной услуги, о чем во время первоначального отказа в принятии документов указано не было. 03.12.2019 после внесения исправлений документы были вновь направлены в административный орган, однако, вновь были возвращены в связи с подписанием заявления управляющим директором ФИО10, действующим на основании доверенности от 30.08.2017, выданной ФИО9, поскольку, по мнению административного органа, ФИО10 полномочиями по подписанию заявления не обладал. Между тем, указанное основание для отказа в предоставлении государственной услуги противоречит нормам Гражданского кодекса РФ.

Во исполнение п.п.3,4 предписания 14.10.2019 АО «Боксит Тимана» направило в адрес Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора обращение с просьбой согласовать проведение аттестации сотрудникам юридического лица ФИО4, ФИО11, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 с приложенными документами.

Однако аттестация указанных работников не была проведена, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 (начало действия 06.11.2019) и п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 25.10.2019 был издан приказ Ростехнадзора № 424 от 06.11.2019 «Об утверждении Временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Как пояснил в судебном заседании представитель АО «Боксит Тимана», в настоящее время указанные сотрудники после прохождения обучения в количестве 40 часов прошли аттестацию, однако, на 12.02.2020 учебные заведения и порядок прохождения учебы еще не были определены.

Согласно п. 11 предписания юридическим лицом не обеспечена разработка инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров на опасном производственном объекте.

Исходя из смысла ст. 2.2 КоАП РФ вина должна быть установлена и доказана административным органом.

Вместе с тем, административным органом не представлено доказательств о возможности сотрудников юридического лица пройти обучение и аттестацию в связи с изменением в законодательстве до срока исполнения предписания, то есть до 15.11.2019, а также о наличии у АО «Боксит Тимана» специализированных вагонов и контейнеров, для которых необходимо разработать инструкцию по режиму работы и безопасному обслуживанию.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что юридическим лицом приняты все возможные меры для исполнения предписания Печорского управления Ростехнадзора от 27.07.2019 № 77-СТО, в связи с чем постановление Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 12.02.2020, вынесенное в отношении АО «Боксит Тимана» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ- в связи с отсутствием в действиях АО «Боксит Тимана» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Акционерного общества «Боксит Тимана» удовлетворить.

Постановление Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми 12 февраля 2020 года № 5- 42/ 2020 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Боксит Тимана» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Председательствующий А. А. Лобанов