Дело № 12-19/2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Вяткиной Г.С.,
при секретаре Чепилко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка
12 мая 2014 года
административное дело по жалобе Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 на постановление первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Ш. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем начальника Главного управления финансового контроля Омской области Ш. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1, которым было постановлено признать Главу Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать) тысяч рублей.
Глава Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что, во – первых, постановление Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку» является не правовым актом Главы Кормиловского муниципального района как высшего должностного лица местного самоуправления, а нормативно – правовым актом Администрации Кормиловского муниципального района - исполнительно – распорядительного органа Кормиловского муниципального района, в том числе по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; во – вторых, постановление Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку» в настоящее время не отменено, не признано в судебном порядке противоречащим нормам действующего законодательства. Главное управление финансов Омской области не наделено правом проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и установления их соответствие нормам действующего законодательства. В то же время основанием для привлечения его (ФИО1) к административной ответственности является издание им правового акта Администрации Кормиловского муниципального района – постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № в – третьих, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кормиловского муниципального района и Администрациями сельских поселений Кормиловского муниципального района были заключены Соглашения о совместной деятельности по осуществлению отдельных мероприятий в сфере сельскохозяйственного производства не требующих капитальных затрат. Объем межбюджетных трансфертов из областного и бюджета Кормиловского муниципального района, необходимых для осуществления совместной деятельности, определен ст. 4 Соглашений. Данный объем определяется на основании расчета субсидий. Заключенные Соглашения не содержат порядка расчета объема (соотношения) межбюджетных трансфертов, поступающих из областного бюджета и бюджета Кормиловского муниципального района, что позволяет сделать вывод о возможности увеличения объема субсидий, поступающего из бюджета Кормиловского муниципального района. Все мероприятия по направлению субсидий осуществлялись председателем Комитета финансов Администрации Кормиловского муниципального района, обслуживающим местный бюджет, управляющим средствами местного бюджета и осуществляющим контроль за их использованием, и начальником Управления сельского хозяйства Администрации Кормиловского муниципального района. Им (ФИО1) ни один финансовый и бухгалтерский документ, связанный с предоставлением межбюджетных трансфертов, поступающих из областного бюджета и бюджета Кормиловского муниципального района на представление субсидий подписан не был. Само по себе издание нормативного акта, а именно Постановления Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку», не является направлением субсидии. Кроме того, при вынесении наказания не учтена тяжесть совершенного правонарушения и наступивших последствий. Сумма денежных средств, использованная не по целевому назначению, исходя из бюджета Кормиловского муниципального района, является малозначительной. Данные денежные средства были возвращены получателями субсидий еще в ходе проверки, а затем перечислены в бюджет Омской области. Статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из норм ст.2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Им (ФИО1) не совершено действий, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Просил суд отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и прекратить производство по административному делу.
ФИО1 в судебное заседание не явился. Обратился в суд с ходатайством о рассмотрении жалобы в его отсутствие с участием его представителя ФИО2
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 жалобу поддержал в полном объеме, по указанным в ней основаниям, суду пояснил, что в постановлении Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку» указан конкретный исполнитель – должностное лицо - начальник Управления сельского хозяйства администрации Кормиловского муниципального района Э., который подписывал заявки с указанием конкретного количества затрат. ФИО1 не подписал ни одной заявки, ни одного документа по направлению субсидий заготовителям молока. ФИО1 в силу своих должностных обязанностей подписал только постановление Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку» и Соглашения с администрациями сельских поселений. Администрация Кормиловского муниципального района могла платить заготовителям молока из средств бюджета Кормиловского района. Это предусмотрено разделом 9 Долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)». В 2013 г. Управлению сельского хозяйства из средств местного бюджета было выделено более <данные изъяты> руб. Ничто не мешало Управлению сельского хозяйства запросить из Кормиловского бюджета денежные средства на выплату субсидий заготовителям молока. Исполнители Постановления Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ - Управление сельского хозяйства и Комитет финансов Администрации Кормиловского муниципального района при направлении субсидий заготовителям молока должны были проследить из какого именно бюджета следует направлять эти субсидии, так как областной программой такие выплаты с 2013 г. заготовителям молока не предусмотрены. Но они этого не сделали. Нецелевое использование денежных средств произошло не по вине ФИО1 Представитель ФИО2 просил суд жалобу ФИО1 удовлетворить, отменить постановление № о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и прекратить производство по административному делу, так как Глава Кормиловского муниципального района ФИО1 не является субъектом указанного правонарушения.
Представитель Главного управления финансового контроля Омской области К. просила оставить жалобу без удовлетворения, суду пояснила, что Долгосрочной целевой программой Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ (далее – ДЦП Развитие сельского хозяйства) предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование отдельных видов расходов. ФИО3 с соответствии с постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2013 году Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области, на софинансирование отдельных видов расходов в сфере сельского хозяйства» в рамках ДЦП Развитие сельского хозяйства на субсидии гражданам, ведущим ЛПХ на возмещение части затрат по производству молока распределено <данные изъяты> тыс. рублей. ДЦП Развитие сельского хозяйства не предусматривает выплату субсидий заготовителям молока. Однако постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №361-п «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку», подписанным Главой Администрации Кормиловского муниципального района ФИО1 предусмотрена выплата субсидий заготовителям молока. Это же указано в Соглашениях с Администрациями сельских поселений, что противоречит ДЦП Развитие сельского хозяйства. Согласно данным первичных бухгалтерских документов (платежных поручений и расходных кассовых ордеров) заготовителям молока ИП М. и ООО «<данные изъяты>» Администрациями Черниговского, Новосельского, Некрасовского и Михайловского сельских поселений начислено и выплачено субсидий из средств областного бюджета в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, из них за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> тыс. рублей; <данные изъяты> тыс. рублей - средства местного бюджета. Распределение суммы субсидий по видам бюджетов, принадлежность средств областному или местному бюджетам отражалась в платежных документах на выплату субсидии непосредственно заготовителям молока. Областные средства указывались с кодом типа средств 010200, а местные – с кодом 010100. Эта сумма использована не по назначению. Глава Кормиловского муниципального района ФИО1 несет единоличную ответственность за несоответствие подписанного им Постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ нормам действующего законодательства, так как он на основании ст.ст.27 и 28 действующего Устава Кормиловского муниципального района является высшим должностным лицом, руководит на принципах единоначалия, это входит в круг его должностных обязанностей. Поэтому при рассмотрении материалов административного дела был сделан вывод о нецелевом использовании средств областного бюджета именно Главой Кормиловского муниципального района ФИО1, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник Управления сельского хозяйства Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Э. пояснил суду, что в течение нескольких лет из областного бюджета направлялись субсидии на частичное возмещение затрат в том числе и заготовителям молока. Поэтому в 2013 г. он, не изучив конкретно областную ДЦП Развитие сельского хозяйства на 2013 г., пошел по старому пути и автоматически направлял заявки в Министерство сельского хозяйства, предусмотрев в них суммы выплат заготовителям молока. Лично он ежемесячно подписывал эти заявки и отчеты по выплатам, которые также направлялись в Министерство сельского хозяйства. В своих заявках Управление сельского хозяйства ссылалось только на областную программу. Никаких замечаний из Министерства сельского хозяйства по этому поводу не поступало. Только в период проверки областным финансовым управлением он узнал, что областной ДЦП Развитие сельского хозяйства не предусмотрена выплата субсидий заготовителям молока. Постановление Администрации Кормиловского муниципального района №-п от ДД.ММ.ГГГГ к этим заявкам никакого отношения не имеет. Расчеты, заявки и отчеты по выплатам субсидий производителям и заготовителям молока Глава Администрации не видел. Их подписывали главный бухгалтер Управления сельского хозяйства и он ( Э.). Денежные средства также направлялись через бухгалтерию Управления сельского хозяйства. Как только была выявлена эта ошибка, то денежные средства сразу же были возвращены в областной бюджет. Согласно постановления Администрации Кормиловского муниципального района №№ от ДД.ММ.ГГГГ именно он должен осуществлять контроль за организацией заявок, отчетности и выплат как производителям так и заготовителям молока. Но по этому постановлению выплаты заготовителям можно было производить из местного бюджета, что предусмотрено Долгосрочной целевой программой по развитию сельского хозяйства Кормиловского муниципального района на 2013-2020 годы. Он не воспользовался этой Программой, ошибочно считая, что выплаты субсидий заготовителям молока предусмотрены областной ДЦП.
Суд, выслушав стороны, свидетеля Э., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 избран на должность Главы Кормиловского муниципального района.
Согласно Устава Кормиловского муниципального района Омской области, принятого Решением Совета Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Глава ФИО3 является высшим должностным лицом, наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, руководит Администрацией ФИО3 на принципах единоначалия.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кормиловского муниципального района в лице Главы Кормиловского муниципального района ФИО1 и администрациями Михайловского, Новосельского, Черниговского, Некрасовского сельских поселений подписаны Соглашения о совместной деятельности по осуществлению отдельных мероприятий в сфере сельскохозяйственного производства, не требующих капитальных затрат.
Данными Соглашениями предусмотрено возмещение затрат как производителям так и заготовителям молока (п.1 ст.1).
В пункте1 ст.2 Соглашений указано, что Администрация района перечисляет финансовые средства Администрации поселения в виде иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и бюджета Кормиловского муниципального района в размере, установленном ст.4 Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что объем межбюджетных трансфертов определяется на основании расчета субсидий на возмещение затрат производителям и заготовителям молока из областного бюджета и бюджета Администрации Кормиловского муниципального района в соответствии с методикой расчета субсидий, предоставляемых их областного бюджета и бюджета Кормиловского муниципального района.
Постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждена Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)».
В разделе 5 данной Программы «Финансовое обеспечение программы» указаны основанные источники финансирования: средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства бюджета муниципального района и др.
В разделе 9 указанной Программы предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на софинасирование расходов, в том числе на возмещение части затрат как производителям так и заготовителям молока.
Постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении порядка предоставления в 2013 г. субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку», подписанного Главой Кормиловского муниципального района ФИО1, предусмотрено предоставление в 2013 г. субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку, утвержден Порядок предоставления субсидий. Контроль за исполнением Постановления возложен на начальника Управления сельского хозяйства Администрации Кормиловского муниципального района Э.
ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение 2/9 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Кормиловским муниципальным районом Омской области о совместной деятельности по предоставлению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, которым предусмотрены субсидии местным бюджетам из областного фонда софинансирования расходов, определенных в 2013 г. Министерству, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на возмещение части затрат по производству молока.
Данное Соглашение от имени Администрации Кормиловского муниципального района подписано Главой подписано Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1
Таким образом, из анализа указанных постановлений и Соглашений, следует, что предоставление в 2013 г. субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку – заготовителям молока предусмотрено Соглашениями, заключенными между Администрацией Кормиловского муниципального района в лице Главы Кормиловского муниципального района ФИО1 и администрациями Михайловского, Новосельского, Черниговского, Некрасовского сельских поселений «О совместной деятельности по осуществлению отдельных мероприятий в сфере сельскохозяйственного производства, не требующих капитальных затрат», а также Долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)», утвержденной Постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№
Суд считает, что заключение Главой Администрации Кормиловского муниципального района Соглашений с Администрациями сельских поселений и подписание Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №361-п, предусматривающих выплату субсидий заготовителям молока не противоречит Постановлению Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)» и приложению к нему - Долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)», которая также предусматривает выплату субсидий заготовителям молока и указывает на источники финансирования, в том числе из бюджета района.
Суд считает, что исполнители Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении порядка предоставления в 2013 г. субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку» при выплате заготовителям молока субсидий должны были руководства Постановлением Администрации Кормиловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)» и приложением к нему - Долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кормиловского муниципального района Омской области (2013-2020 годы)», которая предусматривает выплату субсидий заготовителям молока и указывает на источники финансирования, в том числе из бюджета района.
Суд считает, что некорректное исполнение указанных Постановлений и Программы должностными лицами, приведшее к нецелевому использование средств областного бюджета не может являться основанием для привлечения к административной ответственности за нецелевое использование средств областного бюджета Главы Администрации Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1
На основании ч. 1 п. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
В судебном заседании было установлено, что в действиях Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 не усматривается состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Поэтому суд признает, что Глава Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р е ш и л:
Жалобу Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 на постановление первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Ш. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление № первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Ш. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы Кормиловского муниципального района Омской области ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд.
Судья: Вяткина Г.С.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2014 г.