ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2017 от 30.03.2017 Починковского районного суда (Смоленская область)

12-19/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г.Починок 30 марта 2017 года

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.,

с участием законного представителя юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» Ч.А.В.,

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» на постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении, и ходатайство законного представителя юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года, юридическое лицо Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Починковского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.

В жалобе и в судебном заседании законный представитель юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» Ч.А.В. сослался на то, что Управлением государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с ** ** ** по ** ** ** проведена плановая выездная проверка деятельности Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» по выполнению требований нормативных правовых актов, действующих на автомобильном транспорте, в рамках которой выявлены нарушения обязательных требований, а именно нарушены требования по планированию мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, выявлены нарушения сроков хранения результатов учета сведений по проводимым инструктажам. По результатам проверки выдано предписание № ** от ** ** **, составлен протокол № ** об административном правонарушении от ** ** ** по ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление № ** по делу об административном правонарушении от 21 ноября 2016 года. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским надземным электрическим транспортом. Согласно Устава Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района», учреждение осуществляет свою деятельность путем выполнения работ, оказания услуг, исполнения государственных функций в сфере содействия занятости населения. За учреждением в целях обеспечения его деятельности учредителем закреплено имущество на праве оперативного управления, которое является государственной собственностью Смоленской области. Таким образом, непосредственная деятельность Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» не связана с деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а сам факт эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения его деятельности об этом не свидетельствует. В установленный законом срок юридическое лицо не могло подать жалобу в Починковский районный суд Смоленской области в связи с тем, что ** ** ** последним было подано заявление в Арбитражный суд ... о признании незаконным обжалуемого постановления. Согласно определения Арбитражного суда ... от ** ** **, которое получено юридическим лицом ** ** **, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду. Просит восстановить пропущенный срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года, отменить постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года и прекратить производство по делу.

Суд, проверив представленные материалы, заслушав законного представителя юридического лица, приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Из ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, видно, что осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, в период времени с ** ** ** по ** ** ** на основании приказа от ** ** **№ ** Управлением государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая выездная проверка в отношении Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» по соблюдению обязательных нормативных требований и законодательства Российской Федерации в области автомобильного транспорта (л.д.51-55, 74-76).

По результатам проверки составлен акт № ** от ** ** ** (л.д.56-62, 73), согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, а именно нарушены требования по планированию мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок. Отсутствует план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. Отсутствует план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. Нарушены требований п.6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года №7, ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; выявлены нарушения сроков хранения результатов учета сведений по проводимым инструктажам. Журналы инструктажей хранятся менее 3 лет. Нарушены требования п.23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года №7, ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

** ** ** Смоленскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Починковского района» выдано предписание № **, обязывающее провести мероприятия по устранению нарушений транспортного законодательства, выявленных в ходе проверки в срок до ** ** ** (л.д.63-64, 72).

** ** ** в отношении Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» составлен протокол № ** об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.65-66, 71).

Постановлением государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года юридическое лицо Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Починковского района» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 25000 рублей (л.д.6-7, 70).

Статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: десять суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Статья 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует порядок реализации права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, первоначально заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении было подано в Арбитражный суд ... и принято им к производству. Оснований полагать, что данное заявление подано за пределами срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Определением Арбитражного суда ... от ** ** ** производство по делу прекращено со ссылкой, в том числе на правовые позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся вопросов подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами (л.д.44-49). Определение получено заявителем ** ** **. Определение может быть обжаловано в ----- арбитражный апелляционный суд ( ...) в течении месяца со дня вынесения определения (л.д.49).

** ** ** Смоленским областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Починковского района» подана жалоба и ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении в Починковский районный суд Смоленской области (л.д.2-5, 42-43).

Из материалов дела усматривается, что законный представитель юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» обратился в Починковский районный суд Смоленской области с жалобой на постановление должностного лица в кратчайшие сроки после получения копии судебного акта арбитражного суда о прекращении производства по делу, в связи с его неподведомственностью арбитражному суду (срок обжалования определения арбитражного суда так же не истек).

Данные действия законного представителя юридического лица позволяют сделать вывод о том, что он добросовестно пользовался правами, которыми лицо, в отношении которого ведется производство по делу, наделено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и имел намерения реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обращение законного представителя юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» с жалобой в Арбитражный суд ... является уважительной причиной пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в суде общей юрисдикции, суд приходит к выводу о восстановлении срока для обжалования вышеназванного постановления.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что юридическому лицу Смоленскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Починковского района» вменяется нарушение пунктов 6 и 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года №7 и статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработаны во исполнение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Согласно п.6, 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года №7, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне. Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены требования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу абз.7 п.4 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Субъектами данных правонарушений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа или грузов, в том числе предприниматели, самостоятельно управляющие транспортным средством при осуществлении такой деятельности, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Необходимо учитывать, что на организации и индивидуальных предпринимателей, для которых перевозка не является видом деятельности и которые используют автотранспорт для собственных нужд, нормы комментируемой статьи не распространяются.

В соответствии с Уставом Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района», утвержденного распоряжением администрации ... от ** ** **№ ** (в редакции распоряжения администрации ... от ** ** **№ **) учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг, исполнения государственных функций в сфере содействия занятости населения. Предметом деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти Смоленской области в сфере содействия занятости населения. Целями деятельности учреждения являются обеспечение государственных гарантий в области занятости населения; оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения. За учреждением в целях обеспечения его деятельности учредителем закреплено на праве оперативного управления имущество в виде основных и оборотных средств, которое является государственной собственностью Смоленской области (л.д.10-39).

Административным органом не доказано, что Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Починковского района» является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов. Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что юридическим лицом осуществлялись не перевозки пассажиров и грузов, как вид предпринимательской деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов», а доставка транспортом сотрудников юридического лица, то есть последнее осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Следовательно, требования пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Починковского района» не распространяются.

При изложенных обстоятельствах, Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Починковского района» не является субъектом ответственности, предусмотренной ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В нарушение требований, изложенных в ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении № ** от ** ** ** не раскрыто событие административного правонарушения в соответствии с диспозицией ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемое юридическому лицу, что является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, который не может быть восполнен при рассмотрении дела по существу.

Согласно ст.24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.1 ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Из анализа норм действующего законодательства усматривается, что в постановлении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, то есть установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении является административным актом, который должен полностью соответствовать его содержанию, предусмотренному ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако в постановлении о назначении административного наказания № ** от 21 ноября 2016 года не указано время и место совершения административного правонарушения, не следует конкретное описание события административного правонарушения, нет ссылки на доказательства, подтверждающие факт совершения лицом административного правонарушения, не указаны мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о виновности, что не соответствует требованиям ч.1 ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При принятии решения по данному делу об административном правонарушении должностное лицо должно было учесть все доказательства виновности либо невиновности юридического лица во вменяемом ему правонарушении, сославшись на них и раскрыв их содержание в оспариваемом постановлении, что сделано не было.

При таких обстоятельствах, жалоба законного представителя юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» подлежит удовлетворению, постановление должностного лица - государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - отмене, а производство по делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» состава вмененного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить законному представителю юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» срок для обжалования постановления государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении по ч.6 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района».

Постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 ноября 2016 года о привлечении юридического лица Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Починковского района» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд с подачей жалобы через Починковский районный суд.

Судья: В.А.Шабанова