ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2021 от 09.07.2021 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 12-19/2021

РЕШЕНИЕ

гор. Южа Ивановской области 09 июля 2021 года

Судья Палехского районного суда Ивановской области Беляева О.Н.,

при секретаре Бурдановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Южский» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 12.31.1 КоАПРФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей,

установил:

постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Южский" от ДД.ММ.ГГГГ N 18ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Палехский районный суд <адрес>ФИО1 просит постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств.

В обосновании жалобы указал, что предрейсовый осмотр технического состояния был им проведен ДД.ММ.ГГГГ и в путевом листе проставлено время 6-40. Результат предрейсового технического осмотра вписал в журнал учета технического осмотра транспортных средств, также указав там дату и время проведения осмотра. Однако, должностное лицо, осмотрев путевой лист расценило запись в штампе о времени прохождения предрейсового технического осмотра не как указание времени, а как нечто другое. Также указал, что ранее приказом Минстранса России от 06.04.2017 года № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» был утвержден порядок проведения технического контроля транспортных средств при выпуске на линию. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»- приказ № 141 от 06.04.2017 года был отменен и был утвержден новый порядок, который регламентировал действия должностного лица при проведении предрейсового контроля транспортного средства. При этом, в приказе Минтранса № 296 от 08.08.2018 года нет ни слова о том, что в путевом листе должно быть указано время, а в п. 15 указано, что время должно быть указано в журнале. 26.10.2020 года Постановлением Правительства РФ № 1742 «О признании утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств» ( п.144 Приложения №2), приказ Министерства транспорта РФ от 08.08.2020 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» был отменен. Приказом Минстранса России от 11.09.2020 года № 368 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Таким образом, ссылка на нарушение п.4 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 года № 368, с квалификацией нарушения по ч.3 ст. 12.31.1 КоАПРФ, как «нарушение требований о проведении предрейсового технического контроля транспортных средств», не состоятельна, так как за нарушение указанного приказа Минтранса, устанавливающего требования к обязательным реквизитам и порядку заполнения путевых листов- административной ответственности не предусмотрено. Также обращает внимание суда на допущенные при вынесении в отношении него постановления процессуальные нарушения, а именно: в нарушение ст. 4.2 КоАПРФ в постановлении не указаны сведения о наличии или отсутствии обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, которые должны быть установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, постановление по делу немотивированно, отсутствует указание на основании каких доказательств сделан вывод о виновности лица в совершении правонарушения, чем подтверждается факт совершения указанного административного правонарушения. Считает, что административному органу не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение, отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой.

В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ жалобу поддержал в полном объеме. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ предрейсовый осмотр транспортного средства был им проведен и в путевом листе пропечатана дата-ДД.ММ.ГГГГ, время проставлено- 6-00, оно вписано рукой черной ручкой. То что ее не разобрал сотрудник ОГИДББ, не свидетельствует о том, что она отсутствует. Считает, что в его действиях состав правонарушения отсутствует.

Представитель лица, привлеченного к административной ответственности ФИО5 в судебное заседание не явился. Ранее ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержал, просит суд отменить постановление в связи с отсутствием события административного правонарушения, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки обязаны: организовывать и проводить осмотр технического состояния транспортных средств. Порядок проведения осмотра транспортного средства устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики. Таким органом является Минтранс РФ. С 1.01.2021 года утратил силу Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный Приказом Минтранса РФ № 296. Новый порядок Минтранс не утвердил. Пунктом 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,установлено, что индивидуальные предприниматели обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Перечень неисправностей прописан в правилах дорожного движения. Юридическая конструкция статьи 12.31.1 ч.3 КоАП РФ заключается в том, что лица, осуществляющие перевозки обязаны организовать предрейсовый контроль транспортного средства, а если его не проведут или проведут с нарушением,- за это последует наказание. Следовательно, смысл проведения предрейсового контроля сводится к проверке наличия неисправностей, указанных в этом перечне, при которых исключен выезд транспортного средства. ФИО1 предрейсовый технический осмотр транспортного средства был проведен, результат осмотра внесен в журнал учета проведения предрейсового технического осмотра. В путевом листе в штампе технического осмотра имеется запись «6-00» сделанная ручкой черного цвета, запись внизу с отметкой о выпуске на линию «7-00», также сделана ручкой черного цвета одного и того же человека- ФИО1, записи хронологичны и подтверждают друг друга. При проверке автобуса каких-либо технических неисправностей, при которых эксплуатация данного транспортного средства запрещена не выявлено. Инспектору не понравилась сделанная закорючка в штампе на путевом листе, он посчитал, что это не время, а нечто другое, но что, не выяснил.

Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, его представителя, свидетеля ФИО6, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:

согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В порядке статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрена частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 являясь должностным лицом, в обязанности которого входит выпуск на линию технически исправных транспортных средств, а также контроль и заполнение путевой документации (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) допустил выпуск на линию транспортного средства марки ПАЗ 4234-04, государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя ФИО6, с нарушением требований о проведении предрейсового технического контроля транспортных средств (в путевом листе от 9.04.2021г. отсутствовало время проведения технического контроля транспортного средства), что является нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, а именно п.4 приказа Минтранса России от 11.09.2020 года № 368.

Из показаний свидетеля ФИО6, допрошенного в судебном заседании следует, что предрейсовый осмотр транспортного средства был проведен механиком ФИО7ДД.ММ.ГГГГ в 6-00, при проведении осмотра он сам ( ФИО2) присутствовал, поскольку после осмотра поехал проходить медосмотр, который, согласно отметке на путевом листе прошел в 6-30 минут. Почему сотрудник ГИБДД не смог разобрать, что в путевом листе написано время проведения предрейсового осмотра, пояснить не может.

Из представленной копии путевого листа N 415 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предрейсовый технический осмотр транспортного средства проведен ДД.ММ.ГГГГг., однако, понять написано в нем время или нет не возможно. В штампе о прохождении предрейсового контроля содержится указание на дату его прохождения - ДД.ММ.ГГГГ и имеются какие- то символы, понять которые что они обозначают затруднительно.

Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Указанной нормой определено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона N 259-ФЗ утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1 раздел 1, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе; 6) сведения о перевозке.

При этом, сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того - марку и модель прицепа (полуприцепа); 2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев); 3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации); 5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

Согласно пункту 16 Порядка, даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

В соответствии с ранее действовавшим пунктом 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7, к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.

Пунктом 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. N 296 предусмотрено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 этого Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Исходя из совокупности приведенных выше норм, следует, что путевой лист должен содержать как сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки так и сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. При этом подпись ставится с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль.

Однако, при вынесении постановления по делу должностным лицом оставлен без внимание тот факт, что Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденный Приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 и Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. N 296 с 01.01.2021 года утратили силу в связи изданием 26.10.2020 года Правительством РФ постановления № 1742 «О признании утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств».

Приказом Минтранса России № 9 от 15.01.2021 года утвержден новый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», который вступит в силу с 01.09.2021 года.

Приказом Минтранса России № 145 от 30.04.2021 года утверждены новые «Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которые должны вступить с силу с 01.09.2021 года.

Административная ответственность по ч.3 ст. 12.31.1 КоАПРФ наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрена частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Поскольку на день выявления (9.04.2021г) управления водителем ФИО6 транспортным средством ПАЗ 4234-04, государственный регистрационный номер <данные изъяты><данные изъяты> Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. N 296 с 01.01.2021 года утратил силу, а новый еще не вступил в законную силу, делать вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.31.1 КоАПРФ, является неверным.

Административной же ответственности за ненадлежащие оформление путевых листов, ч.3 ст. 12.31.1 КоАПРФ, не предусматривает.

Оценивая по правилам ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле материалы прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Южский» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАПРФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД МО МВД России «Южский» ФИО4, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Н. Беляева