ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2021 от 14.01.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

12-2/2022

Р Е Ш Е Н И Е

п. Ола 14 января 2022 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Жаворонков И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области жалобу главы администрации МО «Ольский городской округ» ФИО1 на постановление № 86 начальника Ольского районного отделения судебных приставов УФССП России по Магаданской области от 7 декабря 2021 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Ольского районного отделения судебных приставов УФССП России по Магаданской области (далее по тексту – Ольский РОСП) от 7 декабря 2021 года № 86 глава администрации МО «Ольский городской округ» ФИО1 привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В поданной жалобе ФИО1 просит отменить постановление о назначении административного наказания, указывая, что вопреки выводам, изложенным в постановлении, главой администрации предпринимались необходимые меры, направленные на исполнение решения суда. Полагает, что производство по делу подлежит прекращению в соответствии с положениями ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Заявитель и представитель административного органа, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Представитель заявителя ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. С учётом имеющихся сведений о надлежащем извещении указанных лиц жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и материалов дела № 86/21/49003, 28 апреля 2017 года во исполнение решения Ольского районного суда Магаданской области по делу № 2-942/2017 выдан исполнительный лист № 012828244, в соответствии с которым на администрацию МО «Ольский городской округ» возложена обязанность создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории населённого пункта «посёлок Янский» путём бурения водозаборной скважины для целей пожаротушения в срок до 1 декабря 2017 года.

19 декабря 2017 года на основании указанного исполнительного листа Ольским РОСП возбуждено исполнительное производство № 15092/17/49003‑ИП, имеющее по состоянию на 2021 год № 46979/20/49003‑ИП. Должнику – администрации МО «Ольский городской округ», установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112, 116 названного закона.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.

В соответствии с названными требованиями закона в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, 17 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Ольский городской округ» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Затем, 19 ноября 2021 года в администрацию направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда по делу № 2-942/2017 в срок до 12 часов 00 минут 24 ноября 2021 года, полученное главой администрации МО «Ольский городской округ» 22 ноября 2021 года.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, 7 декабря 2021 года судебным приставом–исполнителем ФИО2 в присутствии представителя главы администрации МО «Ольский городской округ» ФИО1 – ФИО3, составлен протокол № 86 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Впоследствии, по результатам рассмотрения данного протокола 7 декабря 2021 года начальником Ольского РОСП вынесено постановление № 86 по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В силу п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в котором формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Из содержания ч.ч. 1, 2, 3 ст. 26.2 КоАП РФ, протокол об административном право нарушении, являясь наряду с иными материалами дела, доказательством по делу, не может быть использован в качестве такового в случае нарушения требований закона, предъявляемых к его оформлению и составлению.

В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, дата и место его составления, время совершения и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается запись в протоколе.

В свою очередь, содержание протокола от 7 декабря 2021 года № 86 об административном правонарушении не позволяет однозначно определить лицо, в отношении которого он составлен, а также кому вменяется совершение правонарушения. Так, из текста протокола следует, что он составлен в отношении «должника – администрации МО “Ольский городской округ” в лице главы администрации МО “Ольский городской округ” ФИО1». Аналогичным образом изложен и вывод о наличии состава административного правонарушения: «…таким образом, 24 ноября 2021 года должником администрацией МО “Ольский городской округ” в лице главы администрации ФИО1О…. совершено административное правонарушение». При этом по всему тексту протокола указаны индивидуализирующие признаки юридического лица – администрации МО «Ольский городской округ» (юридический адрес, ИНН, КПП, ОГРН).

Аналогичным образом изложено и обжалуемое постановление, из текста которого, в частности следует, что административным органом установлена «... вина администрации МО “Ольский городской округ” в лице главы администрации МО “Ольский городской округ” ФИО1 в совершении административного правонарушения».

Далее, согласно ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

По смыслу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведётся производство, и может быть рассмотрено в его отсутствие, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, либо в случаях, прямо предусмотренных КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что 7 декабря 2021 года начальником Ольского РОСП вынесено постановление о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 17 часов 00 минут 7 декабря 2021 года, которое в тот же день вручено представителю ФИО1 по доверенности ФИО3

Вместе с тем, сведений об извещении самого ФИО1 о времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется. В то же время, в тексте обжалуемого постановления имеется указание на извещение последнего надлежащим образом.

Также в материалах дела отсутствуют сведения о направлении копии протокола лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня его составления, как того требуют положения ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник. При этом полномочия иного, не являющегося адвокатом, лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Исходя из названных положений закона, а также разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, принадлежащие законным представителям юридических лиц права, предусмотренные ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, в частности – на ознакомление с материалами дела, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие во всех делах об административных правонарушениях, либо на участие в конкретном деле).

Между тем, имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении доверенность, выданная ФИО1 ФИО3, представлена не в полном объёме и не содержит подпись представляемого лица доверителю, в связи с чем, ФИО3 не мог быть допущен административным органом к участию в рассматриваемом деле.

Вопреки требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ начальник Ольского РОСП на стадии подготовки дела к рассмотрению правильность составления протокола не проверил, и, несмотря на допущенные нарушения закона, не возвратил его составившему должностному лицу для устранения недостатков.

Изложенные нарушения являются существенными, поскольку повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления. При этом, исходя из содержания ст. 29.4 КоАП РФ, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ названный протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку составлен с существенными нарушениями закона, в связи с чем, в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было принято обжалуемое постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, прихожу к убеждению, что с учётом признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, в отсутствие иных доказательств по делу, вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых данное постановление вынесено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Удовлетворить жалобу ФИО1

Отменить постановление начальника Ольского районного отделения судебных приставов УФССП России по Магаданской области от 7 декабря 2021 года № 86, которым глава администрации МО «Ольский городской округ» ФИО1 привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, лицами, указанными в ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья подпись И.В. Жаворонков