ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2021 от 19.08.2021 Сорского районного суда (Республика Хакасия)

Дело №12-19/2021

УИД: 19RS0013-01-2021-000314-13

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сорск 19 августа 2021 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Кожиной И.А.,

при секретаре: Акияковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении: юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Полигон 19» (далее – МУП «Полигон 19»), юридический адрес: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

по жалобе и.о. директора ФИО1, на постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № РХ-АВЗРТ-165-077-21 от 31 мая 2021 года о привлечении юридического лица МУП «Полигон 19» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) к штрафу в размере 300 000 рублей, суд,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № РХ-АВЗРТ-165-077-21 от 31 мая 2021 года юридическое лицо МУП «Полигон 19» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, и.о. директора юридического лица, привлеченного к административной ответственности МУП «Полигон 19» - ФИО1, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № РХ-АВЗРТ-165-077-21 от 31 мая 2021 года изменить в части назначенного наказания, назначить МУП «Полигон 19» административное наказание в виде административного штрафа в минимально возможном размере с рассрочкой платежа на 3 месяца, мотивировав тем, что сам факт совершения административного правонарушения не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности. Однако, просит учесть, что в настоящее время все допущенные нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается фотоснимками, произведенными 4 июня 2021 г. на производственной территории полигона. Данное обстоятельство является смягчающим административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не имеется. Кроме того, просит учесть, что МУП «Полигон 19» находится в тяжелом финансовом положении. Основным источником поступления денежных средств в организацию является оплата по договорам на оказание услуг со стороны регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000», которая длительное время не производится, в результате чего образовалась задолженность более 3 млн. рублей. В настоящее время на расчетном счету МУП «Полигон 19» денежных средств практически нет. Просит суд применить положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а также рассрочить уплату штрафа на 3 месяца.

В судебном заседании и.о. директора МУП «Полигон-19» ФИО1 отсутствовала, о дате, времени и месте была уведомлена надлежащим образом.

Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, главный специалист-эксперт межрегионального отдела правового обеспечения ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии административного органа.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе и по сохранению восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что МУП «Полигон 19» осуществляет деятельность в части сбора, транспортирования, размещения отходов IV класса опасности на полигоне для размещения твердых бытовых отходов г. Сорска, расположенного по адресу: Республика Хакасия, городской округ, г. Сорск, в 1 км северо-восточнее 4-го км участка Ербинская – Туманный автодороги Ербинская – Сорск, принадлежащей на праве собственности МО г. Сорск. На сооружение – полигон твердых бытовых отходов г. Сорска получено Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.03.2012 №19АА424903.

Полигон для размещения твердых бытовых отходов г. Сорска внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за № 19-00020-3-00 758-281114 (актуализация приказа Росприроднадзора от 02.03.2018 №70).

Полигон ТБО, должен эксплуатироваться МУП «Полигон 19» в соответствии с проектом «Полигон для размещения твердых бытовых отходов», разработанный ОАО «СибНИиПИ землеустройства и мелиорации».

Данный проект, имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 22.04.2011 №90.

Согласно проекту на полигоне выполняются работы по приему, складированию, уплотнению и изоляции твердых бытовых отходов от промышленных предприятий. Не допускается беспорядочное складирование ТБО по всей площади полигона и за пределами площадки, отведенной на данные сутки рабочей карты. Один раз в десять дней, силами обслуживающего персонала производится осмотр санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка смета мусора на рабочие карты полигона. Для контроля высоты отсыпаемого и уплотняемого слоя ТБО на полигоне устанавливаются мерные столбы (реперы). С помощью репера ведется наблюдение за соблюдением заданной высоты слоя отсыпки и контролируется плотность укладки ТБО и степень их уплотнения.

На основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 03.03.20210 г. № 165-р/п с 12.03.2021 г. по 08.04.2021 г. Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка на производственной территории полигона МУП «Полигон 19», расположенной в Республике Хакасия г. Сорске в 1 км северо-восточнее 4-го км участка Ербинская-Туманный автодороги Ербинская-Сон.

Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 12.03.2021 установлено, что захоронение отходов осуществляется в траншее первой очереди эксплуатации полигона. На момент осмотра заполнение траншеи происходило в ее восточной части, путем проходки бульдозерной техники по слоям отходов. При осмотре наличия реперных указателей степени уплотнения слоев отходов, предусмотренных проектной документацией не установлено. В восточной (конечной) части траншеи размещенными отходами образован навал высотой до 2,5 метров. На данном участке изолирующий слой предусмотренный проектной документацией, отсутствует, прилегающий земельный участок и первый водоносный горизонт не защищены от поступления дренажных вод с тела траншеи. Грунтовые кавальеры на указанном отрезки траншеи также отсутствуют. Полигон ТБО огорожен металлической сеткой по железобетонным столбам. Вместе с тем на территории земельных участков, прилегающих к восточной территории полигона отмечается разнос отходов, представленных легко переносимыми воздушными массами, отходами полиэтилена, пластика, бумаги и картона.

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что отсутствуют реперные указателей степени уплотнения слоев отходов, размещение отходов происходит вблизи траншеи предназначенной для захоронения отходов, а так же установлено наличие, легко разносимых отходов на территориях земельных участков, прилегающих к восточной территории полигона, что является отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вина юридического лица МУП «Полигон 19» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в административном материале, а именно: протоколом № РХ-АВЗРТ-47-165-077-21 об административном правонарушении от 18.05.2021 г., распоряжением № 165-р/п о проведении плановой выездной проверки от 03.03.2021 г., актом проверки от 08.04.2021 г., актом обследования от 12.03.2021 г.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях юридического лица МУП «Полигон 19» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, являются обоснованными.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что к административной ответственности Муниципальное унитарное предприятие «Полигон 19» за аналогичное правонарушение не привлекалось, вину в совершении административного правонарушения признало, приняло все меры для устранения выявленных нарушений.

В суд представлены документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении лица, привлеченного к административной ответственности.

Указанные обстоятельства, а именно совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение, устранение выявленных нарушений, следует признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.

При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает, что вид назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения.

Изложенные выше обстоятельства связанные с характером совершенного правонарушения и с финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, суд расценивает как исключительные, и, исходя из принципа индивидуализации наказания, усматривает основания для снижения размера административного наказания в виде административного штрафа в соответствии с требованиями ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 150 000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.30.7, ст.ст.30.8 и 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № РХ-АВЗРТ-165-077-21 от 31 мая 2021 года о привлечении юридического лица Муниципальное унитарное предприятие «Полигон 19» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 рублей - изменить, при назначении наказания применить ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа, назначенного МУП «Полигон 19» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ до 150 000 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Председательствующий: И.А. Кожина