ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022 от 01.08.2022 Агинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-19/2022

УИД 80RS0001-01-2022-001431-57

РЕШЕНИЕ

п. Агинское 01 августа 2022 года

Судья Агинского районного суда Забайкальского края Дашиева Ц.Ц.,

рассмотрев жалобу Жапова Жаргала Владимировича на постановление заместителя министра финансов Забайкальского края Сидуновой О.В. от 23.06.2022 года по делу об административном правонарушении о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

23.06.2022 года заместителем министра финансов Забайкальского края Сидуновой О.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица-главы муниципального района «Агинский район» Жапова Ж.В., по которому должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Жапов Ж.В. подал жалобу, просит указанное постановление №11-1-15 от 23.06.2022 года отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе на постановление Жапов Ж.В. ссылается на наличие обстоятельств, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24 КоАП РФ.

Так, он является главой муниципального района образования, возглавляющий местную администрацию; им в адрес Совета муниципального района «» вносились и направлялись в письменном виде в соответствии с порядками и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, что подтверждается Повесткой Совета муниципального района «» и пояснениями; бюджетные средства на указанные цели не были выделены. Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный район «» информировал Министерство о сложившейся ситуации и просил о перечислении средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на что Министерство не предприняло мер по исполнению п. 2.3.6 Соглашения. Министерство было уведомлено о складывающейся ситуации с НДФЛ и НДПИ, однако в течение года не произведено изменение объема субвенций, и не решен вопрос о внесении изменений либо дополнений в соглашение. Имелись обстоятельства, препятствующие выполнению обязательства такие как банкротство основного налогоплательщика ИП Бажина, не дополучено в бюджет НДПИ от основного налогоплательщика Новоорловского ГОКа. При этом, при вынесении постановления не учтено п.4 ст. 24.5 КОАП РФ. В 2021 проведена работа по оптимизации численности работников дошкольных образовательных учреждений района всего 5 штатных единиц. С непоступлением налоговых и неналоговых доходов не было возможности уменьшения кредиторской задолженности. Создан МКУ «Центр бухгалтерского учета», произведено сокращение штатных единиц в учреждениях МР «» с 01.02.2022г.-4 шт.ед. Для исполнения принятых на себя обязательств, предприняты все исчерпывающие меры, направленные на выделение бюджетных ассигнований с учетом обстоятельств конкретного дела и не считает, что им допущено ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В судебное заседание Жапов В.В. не явился о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель по доверенности Арднаев З.Ш. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Министерства финансов, извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав Арднаева З.Ш., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, администрацией муниципального района «» в нарушение пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, пункта 3(1) Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ «О Соглашениях, заключаемых Министерством финансовс руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), и мерах ответственности за невыполнение муниципальными районами (муниципальными округами, городскими округами)указанных соглашений», пунктов 4 пункта 2.1.1, подпункта 2 пункта 2.1.2, подпунктов 1,13 пункта 2.1.3 Соглашения не выполнены условия Соглашения в части мер, направленных на бюджетную консолидацию, мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств муниципального образования.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица- главы муниципального района «» к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Административная ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Факт совершения должностного лица – главы МР «» Жапова Ж.В., вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении от 22.06.2022г.; пояснением по невыполнению обязательств, предусмотренных Соглашением .

В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций местным бюджетам.

В соответствии с абзацем 1 части 8 статьи 138 БК РФ финансовый орган субъекта Российской Федерации заключает с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением).

14.01.2021г. между Министерством финансови администрацией муниципального района «» заключено Соглашение по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округови увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных округов, городских округов, а также на бюджетную консолидацию и повышение эффективности использования бюджетных средств, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом соглашения является осуществление в 2021 году мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципального района «» и увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района «», а также на бюджетную консолидацию и повышение эффективности использования бюджетных средств муниципального района «», являющегося в 2021 году получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, предусмотреннойот ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О бюджетена 2021 год и на плановый перио 2023 годов».

Из материалов дела (протокола, постановления) следует, что муниципальный район «» не реализовал следующие меры:

-подпункт 4 пункта 2.1.1 Соглашения - обеспечение поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированною бюджета муниципального образования не ниже показателей, согласованных при рассмотрении параметров консолидированного бюджета муниципального образования на 2021 год;

-подпункт 2 пункта 2.1.2 Соглашения № I - реализация органом местного самоуправления муниципального образования плана мероприятии по оздоровлению муниципальных финансов (росту доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга), включающего мероприятия но оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также оптимизации численности работников бюджетной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих:

-подпункт 1 пункта 2.1.3 Соглашения - соблюдение требований к предельному объему заимствований муниципального образования, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

-подпункт 13 пункта 2.1.3 Соглашения № I - осуществление централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2.1.6 Соглашения в целях выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2.1 Соглашения муниципальный район «» обязан обеспечить выполнение целевых показателей исполнения указанного соглашения согласно приложению к Соглашению .

В соответствии с приложением к Соглашению Перечнем показателей и целевых индикаторов для муниципального района «» установлен показатель «Объем поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района, муниципального и городского округане ниже показателей, согласованных при рассмотрении параметров консолидированного бюджета муниципального района, муниципального и городского округана 2021 год» (далее - показатель) с целевым индикатором -241 602,7 тыс. рублей. Из служебной записки следует, что муниципальным районом «» не достигнут данный показатель, который составил 217 785,5 тыс. рублей, отклонение составило 23 817,2 тыс. рублей.

Оценка исполнения обязательств Министерством произведено по данным отчета об исполнении бюджета муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ и отчета об исполнении бюджета на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Министерством на основании служебной записки управления в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Министерства финансовот ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении главы муниципального района «» Жапова Ж.В.

Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что заявителем были предприняты все исчерпывающие меры, направленные на выделение бюджетных ассигнований с учетом обстоятельств, суд находит необоснованными.

Суд полагает, что Жапов Ж.В. не принял всех возможных мер, направленных на снижение уровня дотационности муниципального образования и увеличения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования, мер направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств муниципального образования.

Выявленные нарушения заявителем по существу не оспариваются, а приводятся объяснения причин этих нарушений, которые, по мнению главы администрации, объективно не позволили исполнить обязательства, установленными соглашением.

Объектом совершенного Жаповым Ж.В. административного правонарушения является нарушение надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении состав административного правонарушения должностным лицом Министерства финансовустановлен в полном объеме.

Процедура привлечения к административной ответственности Жапова Ж.В. полностью соответствует требованиям закона.

Оценивая доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном дела не учтена специальная норма части 4 стать 24.5 КоАП РФ, не рассмотрен вопрос о применении п.3.5 соглашения, не верно указаны сроки давности привлечения, суммы вменяемые правонарушителю, а также дата совершения административного правонарушения, прихожу к следующему.

Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является по своему составу формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих правовых обязанностей.

Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения убытков. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.

Степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, определена законодателем путем установления значительного размера штрафа в санкции указанной нормы (от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет).

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, доказаны состав и событие вменяемого административного правонарушения.

Действия Жапова Ж.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом административного органа не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного постановления по делу, а само постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу судом не принимаются, поскольку при рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

В соответствие с пунктом 2.3.6 Соглашения Министерство обязано обеспечивать в 2021 году перечисление средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджетав бюджет муниципального образования в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджетаи кассовым планом.

Документы, указывающие на неисполнение Министерством пункта 2.3.6 Соглашения , Жаповым Ж.В. не представлены.

С учетом того, что допущенное правонарушение создает реальную угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины, основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, у суда отсутствуют.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Следовательно, в силу содержащейся в части 3 статьи 4.5 КоАП РФ специальной нормы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде дисквалификации, составляет один год.

На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения Жапова Ж.В. за приведенное выше правонарушение, квалифицированное по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, не истек.

Административное наказание назначено Жапову Ж.В. с учетом характера административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что является соразмерным характеру допущенных нарушений, обстоятельствам дела, данным о личности нарушителя, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств и нарушений, которые в силу положений КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление №11-1-15 заместителя министра финансов Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица –главы администрации муниципального района «Агинский район» Жапова Жаргала Владимировича оставить без изменения, жалобу –без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Агинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья Ц.Ц. Дашиева