ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022 от 07.04.2022 Белокалитвинского городского суда (Ростовская область)

61RS0011-01-2022-000771-42

к делу №12-19/2022

Р Е Ш Е Н И Е

07.04.2022 года ст. Тацинская.

Судья Белокалитвинского городского суда Ростовской области Брегвадзе С.Ю., рассмотрев жалобу Управляющего ИП ООО «Тацинское ДСУ» Гаркавенко С.Я. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 02.03.2022 года № по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении ООО «Тацинское ДСУ».

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Запорожцевым А.Н. от 02.03.2022 года ООО «Тацинское ДСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 400000 рублей.

С постановлением о назначении административного наказания Управляющий ИП ООО «Тацинское ДСУ» Гаркавенко С.Я. не согласился, обжаловал его и просит назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, ссылаясь на то, что 02 марта 2022 года заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия было вынесено постановление о назначении наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в размере 400 000 рублей

ООО «Тацинское ДСУ» является коммерческой организацией, зарегистрированной с 2007 года. Основными видами деятельности ООО «Тацинское ДСУ» являются дорожные работы, проводимые на дорогах муниципального, межмуниципального, федерального значения, начиная с осуществления содержания автомобильных дорог, ямочного ремонта и заканчивая строительством новых автомобильных дорог. ООО «Тацинское ДСУ» заключаются долгосрочные контракты на выполнение работ.

В связи с тем, что заказчиками на выполнение указанных работ являются государственные организации, финансирование которых осуществляется из средств федерального (муниципального) бюджета, денежные средства ООО «Тацинское ДСУ» за им работы по таким контрактам перечисляются со значительными задержками» а также данные денежные средства имеют целевую направленность (поставка материалов во исполнение контрактов, заработная плата работникам, оплата субподрядчикам за выполненные работы).

ООО «Тацинское ДСУ» является подрядчиком по действующим государственным и муниципальным контрактам, договорам субподряда сроков выполнения работ на 2022- 2023 гг. без авансирования.

Муниципальный контракт № на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог Волгограда от «30» августа 2021 года сроком выполнения работ - 2022 год.

Договор субподряда с ООО «Т-Транс» на ремонт автомобильных дорог в 2022 году с предусмотренной оплатой после выполнения работ.

В настоящее время у ООО «Тацинское ДСУ» отсутствуют денежные средства, а также существует значительная финансовая нагрузка по выполнению в срок контрактов, оплата работ субподрядчикам, оплата аренды Арендодателям, оплата услуг Исполнителям. Также ООО «Тацинское ДСУ» необходимо в срок оплачивать заработную плату работникам.

По настоящее время на ООО «Тацинское ДСУ» возлагается значительная финансовая нагрузка на выполнение условий работы в период пандемии новой короновирусной инфекции (COVTD-19), а именно:

Приобретение организацией одноразовых и многоразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа), кожных антисептиков;

Приобретение в большем количестве средств гигиены;

приобретение бесконтактных термометров;

Финансовая нагрузка имеет место быть при выполнении всех рекомендаций, направленных в адрес непрерывно действующих организаций, соблюдать которые юридические лица обязаны для предотвращения распространения новой короновирусной инфекции.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность виновного в соответствии с п. 1. 4.1 ст. 4.2. КоАП РФ, является раскаяния ООО «Тацинское ДСУ».

Руководителем ООО «Тацинское ДСУ» были проведены совещания по вопросу соблюдения профилактики нарушения указанного законодательства.

Кроме того, ООО «Тацинское ДСУ» обязуется земельный участок, которому нанесен ущерб, привести в соответствие требованиям законодательствам Российской Федерации.

В судебное заседание Управляющий ИП ООО «Тацинское ДСУ» Гарькавенко С.Я. не явился, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель госоргана в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду административный материал.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 1 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанных Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Из положений статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии с приказом Минсельхоза России от 18.06.2021 N 402 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель" утверждены индикаторы :

1. Наличие на земельном участке специализированной техники, используемой для снятия и (или) перемещения плодородного слоя почвы.

2. Признаки негативных процессов на земельном участке, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения и уровень плодородия почвы (водная и ветровая эрозия, сели, подтопление, заболачивание, засоление, иссушение, уплотнение, загрязнение химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнение отходами производства и потребления).

3. Зарастание сорной растительностью и (или) древесно-кустарниковой растительностью, не относящейся к многолетним плодово-ягодным насаждениям, за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений, земельного участка, свидетельствующее о его неиспользовании для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

4. Наличие на земельном участке признаков, свидетельствующих о повреждении или уничтожении мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения (утечка воды из канала или отсутствие подачи воды в канале (его части), который входит в мелиоративную систему или является отдельно расположенным гидротехническим сооружением <1>; заболачивание земельного участка, на котором расположены мелиоративная система или отдельно расположенное гидротехническое сооружение), а также мелиоративных защитных лесных насаждений (спиливание, складирование или сжигание древесно-кустарниковой растительности, составляющей защитные лесополосы).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения - разработка и утверждение норм и правил в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий;

деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

агрохимическое обслуживание - деятельность по обеспечению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатами, технологиями, техникой, а также деятельность по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно письма Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 <О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель> (вместе с "Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель", утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов.

По ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ квалифицируются действия(бездействие) по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как следует из материалов дела в Управление от собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером Косяка А.В, поступило заявление о нарушении земельного законодательства арендатором ООО «Тацинское ДСУ» на арендуемой части земельного участка. В заявлении за вх. № 447-ж от 18.11.2021 Косяк А.Н. указал, что после окончания срока аренды земельного участка ООО «Тацинское ДСУ» не выполнило требований о восстановлении плодородного слоя почвы, в связи с чем акт-приема передачи от 30.10.2021 собственнику не подписан.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» уполномоченным лицом Управления проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории <адрес>.

В ходе выездного обследования старшим государственным инспектором Жерновским А.А. 24.11.2021 осуществлен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером по результату осмотра земельного участка с кадастровым номером общей площадью 17,6 га. расположенного на территории х. Большетерновой Чернышковского района Волгоградской области. Осмотром арендованной части земельного участка по договору аренды № от 01.06.2021 г. установлено, что на площади 9000 кв. м плодородный слой перекрыт землей смешанной с мелкой фракцией щебня и песка. Высота перекрытия составляет от 20 см до 40 см. На момент выезда техника проводившая работы по перекрытию плодородного слоя почвы отсутствовала. Географические координаты перекрытия плодородного слоя почвы: В месте перекрытия плодородного слоя почвы с участием агрохимика сектора агрохимии и токсикологии Волгоградского Филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» Саушкина И.П. было отобрано 10 шт. почвенных образцов на определение агрохимических показателей.

06.12.2021 г. проведена проверка начальником сектора агрохимии и токсикологи Марчуковым А.М., проведена оценка соответствия результатов лабораторных испытаний десяти почвенных проб отобранных согласно «Протокола отбора проб (образцов) от 24.11.2021 г. и дано заключение №110 с выводами : в почвенных пробах №2-10 не являющихся контрольными выявлено 23 случая снижения показателей плодородия в сравнении с контрольной пробой №1 из них:

снижение содержания органического вещества на 15% и более произошло в девяти пробах №2-10 при этом содержание снизилось о 60,1% до 85,2 % по сравнению с контрольной пробой.

снижение содержания обменного калия на 25% и более произошло в девяти пробах №2-10 при этом содержание снизилось от 61,0% до 85,1% по сравнению с контрольной.

снижение содержания подвижного фосфора на 25% и более произошло в пяти пробах №2,7,8,9,10 при этом содержание снизилось от 32,6 % до 58,7% по сравнению с контрольной пробой.

Таким образом по результатам лабораторных исследований 10 почвенных проб отобранных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного на территории <адрес> в почвенных пробах №2-10 выявлено 23 случая снижения показателей плодородия в сравнении с контрольной пробой №1. В пяти пробах №2,7,8,9,10 выявлено пятнадцать случаев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в изменении числовых значений не менее 3 критериев для каждой пробы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г №612 «об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок к кадастровым номером принадлежит на праве собственности Косяку А.В.

Между Косяком А.В. и ООО «Тацинское ДСУ» заключен договор аренды земельного участка площадью 20000 кв.м., с кадастровым номером от 27.07.2020 года до 31 мая 2021 года. В дальнейшем аренда земельного участка пролонгирована на основании договора от 01.06.2021 г. до 31.10.2021 г.

Согласно договору арены арендатор земельного участка обязан: использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, не наносящими вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту: осуществлять мероприятия по охране земельного участка, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, пожарных и иных правил, нормативов: обязанность Арендатора возникает с момента фактической передачи земельного участка по акту приема-передачи: после окончания срока действия Договора произвести рекультивацию земельного участка.

Но данному поводу 10.11.2021 Косяком А.В. подано заявление в ОМВД России по <адрес>. Согласно материалам КУСП 1518. поступивших в Управление для принятия решения в рамках компетенции, УУП о МВД России по <адрес> капитаном полиции Кливоденко КВ., установлено, что по окончании договора аренды, ООО «Тацинское ДСУ» не выполнило условия договора по рекультивации земельного участка. 10.11.2021 в ходе осмотра территории (в месте с координатами УУП о МВД России по Чернышковскому району капитаном полиции Кливоденко И.В. при участии Косяка А.В. установлены следы нарушения плодородного слоя, загрязнения земли в виде бытового, строительного мусора, строительной галькой, асфальтной крошкой,

В результате проведенного выездного обследования выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - на защиту которых направлены полномочия Управления в сфере государственного земельного надзора.

В соответствии с п.1 ст. 60, Федерального закона от 3L07.2020 № 248-ФЗ «0 государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении ООО «Тацинское ДСУ» проведена внеплановая документарная проверка в соответствии с решением заместителя Руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ. Атом документарной № ДП-0307 от 24.01.2022г. установлено, что проверки ООО «Тацинское ДСУ» о проведении проверки уведомлено, истребуемые документы и письменные объяснения не представило, что является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

В ходе анализа всех имеющихся материалов ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Жерновским А.А. установлен и подтвержден факт использования обществом с ограниченной ответственностью «Тацинское ДСУ» земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Факт административного правонарушения и вина ООО «Тацинское ДСУ» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается:

Оценивая представленные доказательства в совокупности, должностное лицо пришло к правильному выводу о совершении ООО «Тацинское ДСУ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Доводы заявителя, указанные в жалобе, не являются основанием для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Административное наказание ООО «Тацинское ДСУ» назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является справедливым и оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Управляющего ИП ООО «Тацинское ДСУ» Гаркавенко С.Я. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 02.03.2022 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении ООО «Тацинское ДСУ», отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: С.Ю. Брегвадзе