Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Иркутск 11 января 2022года
Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Обыскалов А.В.,
с участием защитника Шиховой М.В., представившей доверенность,
рассмотрев материалы дела № 38RS0034-01-2021-001999-63 (№ 12-19/2022) по жалобе защитника Шиховой М.В.на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Кот 12 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Акционерного общества «Байкалэнерго» (АО «Байкалэнерго»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории К от 12 апреля 2021 годаАО «Байкалэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в невыполнении АО «Байкалэнерго» обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно в отсутствие сведений о выполнении мероприятий в периоды наступления НМУ в г.Иркутске в декабре 2020 года на промплощадке котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленного подразделения «Центральные тепловые сети».
Этим постановлением юридическому лицу АО «Байкалэнерго» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, защитник Шихова М.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, указывая, что мероприятий, направленных непосредственно на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий 1 режимаАО «Байкалэнерго» планом НМУ не предусмотрено. Контроль за топочным режимом и работой КИП и автоматики на котельной ведется непрерывно. Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные при НМУ 1 режима выполняются постоянно вне зависимости от наступления неблагоприятных метеорологических условий. Отсутствие в журнале записей прогнозов о НМУ не является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Внеплановая проверка по правилам ФЗ-294 в отношении АО «Байкалэнерго» не была проведена, административным органом нарушен порядок осуществления экологического надзора. АО «Байкалэнерго» не было извещено о проведении плановой и внеплановой проверки, следовательно, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось.
В соответствии с положениями части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так как в материалах дела имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения жалобы и от него не поступало ходатайство об отложении ее рассмотрения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Шихову М.В., участвующую в рассмотрении жалобы и поддержавшую приведенные в ней доводы, проверив с учетом требований части 3статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Согласно п.п. 2,3 указанных требований, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительный власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 23 раздела III указанных требований установлен порядок организации работ по реализации мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории поступили обращения граждан РФ, а также обращения, поступившие от службы государственного экологического надзора по Иркутской области по факту загрязнения атмосферного воздуха от котельной АО «Байкалэнерго», расположенной в Ленинском районе г. Иркутска. Согласно сведениям программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, промплощадка котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети», код объекта негативного воздействия на окружающую среду25-0138-002320-П, III категория, категория риска умеренная (5), расположенная на промышленной площадке Северного промузла по адресу: г.Иркутск, ...., .... поставлена на государственный учет и подлежит федеральному государственному экологическому надзору. Для промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети» в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов, основными источниками выделения загрязняющих веществ на котельной являются котлоагрегаты типа БКЗ-75-39в количестве 5 штук. Очистка газа от пыли и твердых частиц происходит с помощью золоулавливающих установок – МП-ВТИ2300с трубами «Вентури», установленных за каждым котлоагрегатом. В 2017 году службой по охране природы и озера Байкал по Иркутской области для промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети» службой государственного экологического надзора по Иркутской области был согласован план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий состоящий из 3 режимов (сроком на 5 лет) (далее - план НМУ).
Согласно абз. 12 раздела II «Разработка и согласование мероприятий при НМУ» Требований установлено, что для объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе, не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять: при НМУ I степени опасности до 5-10%, то есть при данных мероприятиях происходит незначительное, но сокращение выбросов.
Также указанное требование подтверждается разделом 6 «Мероприятия в период НМУ» представленного Отчета о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельной Северного промузла ОП «ЦТС» «Центральные тепловые сети» АО «Байкалэнерго» от 2019 года, за подписью директора ОП «ЦТС» АО «Байкалэнерго» Ф, в котором указано, что для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды НМУ следует, в первую очередь, сокращать выбросы из наиболее высоких источников загрязнения, таких как дымовые трубы.
Мероприятия по I режиму обеспечивают сокращения выброса каждого загрязняющего вещества примерно на 5-10%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер.
По имеющейся в Управлении информации в г. Иркутске были неблагоприятные метеорологические условия с I режимом, а именно в периоды: с 20.00 часов14 декабря 2020 годадо 20.00 часов15 декабря 2020 года, с 20.00 часов15 декабря 2020 годадо 12.00 часов16 декабря 2020 года, с 15.00 часов18 декабря годадо 20.00 часов21 декабря 2020 года, с 20.00 часов21 декабря 2020 годадо 20.00 часов 22 декабря 2020 года, с 20.00 часов22 декабря 2020 годадо 20.00 часов23 декабря 2020 года, с 20.00 часов23 декабря 2020 годадо 20.00 часов24 декабря 2020 года, с 08.00 часов29 декабря 2020 годадо 08.00 часов30 декабря 2020 года, с 08.00 часов30 декабря 2020 годадо 08.00 часов31 декабря 2020 года, с 20.00 часов30 декабря до 20.00 часов31 декабря 2020 года.
ФГБУ «Иркутское УГМС» на общедоступном информационном ресурсе https://www.irmeteo.ru/, осуществляется оповещение даты и времени наступления НМУ по городам.
АО «Байкалэнерго» письмом были представлены копии документов, в том числе, журнал выполнения мероприятий в период неблагоприятных метеоусловий по УКСПУ.
По данным журнала НМУ в декабре 2020 года была внесена запись о наступлении НМУ I режима только на28 декабря 2020 годаи 31 декабря 2020 года, кроме того, не указана информация о выполнении мероприятий, установленных планом НМУ.
Кроме того, на промплощадке котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети», в периоды: с 20.00 часов14 декабря 2020 годадо 20.00 часов15 декабря 2020 года, с 20.00 часов15 декабря 2020 года до 12.00 часов16 декабря 2020 года, с 15.00 часов18 декабря 2020 годадо 20.00 часов21 декабря 2020 года, с 20.00 часов21 декабря 2020 годадо 20.00 часов22 декабря 2020 года, с 20.00 часов22 декабря 2020 годадо 20.00 часов23 декабря 2020 года, с 20.00 часов23 декабря 2020 годадо 20.00 часов24 декабря 2020 года, с 08.00 часов29 декабря 2020 годадо 08.00 часов30 декабря 2020 года, не регистрировались и не выполнялись мероприятия при наступлении НМУ I режима, поскольку отсутствует фиксация сведений в журнале.
Юридическом лицом АО «Байкалэнерго» не было представлено сведений об остановке котельной Северного промузла в вышеуказанные даты.
В результате осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленного подразделения «Центральные тепловые сети» в периоды наступления НМУ в декабре месяце 2020 года и при отсутствии подтверждения осуществления мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, юридическом лицом АО «Байкалэнерго» не выполнялись данные мероприятия в периоды наступления НМУ в г. Иркутске в вышеуказанные даты, вследствие чего АО «Байкалэнерго» своими действиями создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, в частности атмосферному воздуху и населению г. Иркутска.
Вопреки доводам жалобы факт невыполнения АО «Байкалэнерго» обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: предписанием № А-229 (304-30/148) (л.д.8-10); протоколом об административном правонарушении(л.д.27-31); обращениями(л.д.43, 51, 56); копиями представленных АО «Байкалэнерго» документов (л.д.62-161); выпиской ЕГРЮЛ (л.д.165-183) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника Шиховой М.В.о том, что нарушен порядок осуществления государственного экологического надзора, является не состоятельным, поскольку основанием проведения в отношении АО «Байкалэнерго»проверки послужили поступившие в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру обращения граждан о фактах нарушения закона, повлекшее принятие мер прокурором.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом того, что проверка проводилась с участием прокуратуры и положений пункта 3 части 3 статьи 1 названного Закона, не имеется.
Поскольку должностным лицом мероприятия по поступившему обращению граждан (истребование документов, получение объяснений) проведены в рамках возбужденного дела об административном правонарушении при проведении административного расследования, требования к проведению внеплановой выездной проверки, установленные статьями 10, 14 Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующими организацию и проведение внеплановой проверки, на эти мероприятия не распространяются.
Другие приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях АО «Байкалэнерго» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что они получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины АО «Байкалэнерго» в его совершении.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены судебного постановления при рассмотрении жалобы и проверке его законности не установлено.
При производстве по данному делу об административном правонарушении принципы презумпции невиновности и объективности, а также иные процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
При назначении наказания должностное лицо административного органа выполнило требования ст. 4.1 КоАП РФ, и назначило справедливое административное наказание в соответствии с санкцией ст.8.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории К от 12 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Байкалэнерго» оставить без изменения, жалобу защитника Шиховой М.В.- без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ________________