ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022 от 14.03.2022 Камызякского районного суда (Астраханская область)

УИД 61RS0003-01-2022-000513-76

№12-19/2022

Р Е Ш Е Н И Е

14 марта 2022 г. г. Камызяк Астраханская область

Судья Камызякского районного суда Астраханской области Шараева Г. Е.

при секретаре Барсуковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шурекова Николая Александровича на постановление о привлечении генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО3 от 15 декабря 2021 генеральный директор ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шуреков Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Генеральный директор ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шуреков Н.А., не согласившись с выводами заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО3, подал на вышеназванное постановление жалобу, в которой указал, что постановление незаконно по следующим основаниям. Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности №47 устанавливают требования к порядку учета затрат по ГОЗ и не содержат каких-либо требований к порядку осуществления расчетов по ГОЗ. Закон № 275-ФЗ не устанавливает каких-либо требований (запретов) к тому, как исполнители ГОЗ должны распоряжаться собственными средствами, предусмотрено право исполнителя ГОЗ оплатить закупаемую продукцию за счет собственных средств, а в дальнейшем компенсировать соответствующие затраты в установленном порядке за счет денежных средств с отдельного счета. Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за чет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно. Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, в ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ прямо прописано, где и в каких случаях проставляется идентификатор государственного контракта, а именно в контракты, заключаемые с другими исполнителями. При закупке материалов, в целях исполнения Договора № 37, Общество осуществляло закупку необходимых материалов на основании заключенных с поставщиками договоров. Договора по ООО «Йотун Пейнтс», ООО «Компенсатор» заключались в рамках ГОЗ, соответственно в счетах-фактурах номера ИГК проставлены, в ТОРГ-12 не предусмотрено указание ИГК. Остальные поставщики отказались заключать договора с открытием специальных счетов из-за минимальных объемов поставки. Поставщики поставляли товар на основании договора, счет-фактуры и товарных накладных (ТОРГ-12). В договорах и счетах - фактурах Поставщик проставлял идентификатор госконтракта в соответствии с законодательством. Товарные накладные ТОРГ-12 имеют унифицированную форму, в которой не предусмотрена графа для проставления идентификатора. По заключению аудиторской фирмы ООО «Информ Аудит» обществом выполнены требования законодательства в полном объеме по формированию раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, нарушений порядка ведения раздельного учета и результатов финансово-хозяйственной деятельности по исполнению государственного оборонного заказа не выявлено. Первичные документы (договор, заявки поставщику) обществом оформлены в соответствии с законодательством, в действиях Шурекова Н.А. не усматривается состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ. Просит суд признать незаконным и отменить постановление в отношении Шурекова Н.А. ввиду отсутствия вины должностного лица, а также ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, генеральный директор ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шуреков Н.А., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Защитник Зубанова М.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Представитель административного органа – Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав защитника Зубанову М.Н., прокурора, специалиста, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 061/04/15.37-2821/2021, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный Закон № 275-ФЗ) указанный Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, и определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

Под головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ). В свою очередь, исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их прав ответственность.

Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Федерального закона № 275-ФЗ исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее Правила №47).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 47 организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

В силу пункта 3 Правил фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:

- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

- накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

- административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

- расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.

Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» состоит в кооперации по исполнению государственного оборонного заказа (Государственный контракт от 30.04.2020) в качестве исполнителя, заключившего 29.10.2020 с головным исполнителем в лице Акционерного общества «<данные изъяты>» договор на выполнение работ по ремонту и докованию заказа зав. прдк «<данные изъяты>» проекта 21980, стоимость работ – 8244341,84 руб.

Прокуратурой Камызякского района Астраханской области на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и поручения прокуратуры Астраханской области 29.10.2021 проведена в отношении ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» (далее Общество) проверка соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе.

По результатам проведенной проверки установлено, что Обществом в нарушение требований п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по указанному договору не осуществлялся.

По факту выявленного нарушения исполняющим обязанности прокурора Камызякского района Астраханской области ФИО6 15.11.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н. А., который не обеспечил выполнение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, связанной с выполнением государственного оборонного заказа.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами в совокупности:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 ноября 2021 г. в отношении должностного лица -генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А. по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ;

- актом проверки от 29.10.2021, проведенной старшим помощником прокурора Камызякского района Астраханской области ФИО7 в отношении ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе;

- справкой заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Астраханской области ФИО8 о проведенной проверке ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод», согласно которой установлено, что представленные Обществом оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10, 20, 25, 26, 50, 51, 60, 62, 76, 91, 90 за период с 01.10.2020 по 07.04.2021 не содержат учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов отдельно по каждому государственному контракту, заказу, в представленных ведомостях отражены все заказы, которые были выполнены Обществом за период с 01.10.2020 по 07.04.2021, а также все расходы от осуществляемой деятельности за указанный период без разбивки по субсчетам и аналитического учета;

- заключенным между Акционерным обществом «<данные изъяты>» и ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» договором на выполнение работ по ремонту и докованию заказа зав. прдк «<данные изъяты>» проекта 21980;

- актом №56 от 07.04.2021 и сметной калькуляцией о выполнении работ по договору , стоимость работ составила 8244341,84 руб.;

- приказом о внесении дополнений в учетную политику ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» №08а от 11.01.2018, приказом №254 от 29.12.2012 о принятии учетной политики в ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод»;

- оборотно-сальдовыми ведомостями ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» по счетам 20, 51, 60, 62 за октябрь 2020 г. – апрель 2021 г.;

- договором от 12.11.2020, заключенным между АО «НПП «Компенсатор» и ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» о проведении работ во исполнение государственного контракта от 30.04.2020;

- товарной накладной №1085 от 29.12.2020, поставщик - «НПП «Компенсатор», грузополучатель - ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод»;

- универсальным передаточным актом от 28.12.2020; продавец – индивидуальный предприниматель ФИО9, грузополучатель - ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод»;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н. А.;

- Уставом ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод».

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оценивая в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица - генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ Шуреков Н. А. генеральный директор ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» является должностным лицом.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При рассмотрении настоящего дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Административное наказание назначено в пределах (минимальном размере), установленных санкцией части 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на заключение аудиторской фирмы ООО «Информ Аудит» судом отклоняются, поскольку противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не опровергают установленный факт нарушения заявителем п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ и Правил № 47.

В силу прямого указания действующего законодательства Общество должно вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу. Каких-либо исключений законом не предусмотрено.

При рассмотрении дела административным органом дана оценка заключению аудиторской фирмы ООО «Информ Аудит», которое не содержит выводов проведенного анализа первичных документов контрагентов Общества.

При исследовании данного заключения в судебном заседании установлено, что для проведения заключения Обществом был предоставлен ряд документов, при этом первичные документы контрагентов Общества в рамках договора на выполнение работ во исполнение государственного контракта не предоставлялись и не были предметом исследования.

Иных доводов, способных повлечь отмену постановления административного органа, в жалобе не приведено.

Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно, вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в полном объеме, а наказание назначено в соответствии с санкцией данной статьи, суд находит жалобу генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А., не подлежащей удовлетворению, а постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО3 от 15.12.2021, не подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО3 от 15.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод» Шурекова Н.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток.

Судья подпись Г. Е. Шараева