Дело № 12-19/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
22 февраля 2022 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Губановой М.В.
при секретаре Замаховой Е.С.,
с участием специалиста-эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующей на основании доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по производству – главного инженера филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел России» ФИО3 на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Д.А.Г. в отношении заместителя директора по производству – главного инженера филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел России» ФИО3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Челябинску Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не соответствующий документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в котором просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить. В обоснование жалобы указал на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины должностного лица ФИО3
Представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 отменить, производство по делу прекратить. Дополнительно пояснила, что в действиях ФИО3 отсутствует состав и событие административного правонарушения. Факт совершения ФИО3 административного правонарушения административным органом не доказан.
Представитель Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы жалобы не признала. Пояснила, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ФИО3 – ФИО2 в поддержание доводов жалобы, а также представителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенностям ФИО1, возражавшей против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная плановая проверка на предмет исполнения ПАО «Энел Россия» требований природоохранного законодательства при эксплуатации Производственной территории «Среднеуральская ГРЭС».
В ходе проверки установлено, что ПАО «Энел Россия» допущено осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Общество осуществляет хозяйственную деятельность на объекте 1 категории – Производственная территория «Среднеуральская ГРЭС» филиала ПАО «Энел Россия» по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, юридический лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
На балансе Общества имеется объект длительного хранения отходов – Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов.
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Объект размещения отходов (ОРО) – Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов, включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов является объектом размещения (хранения) отходов 4 класса опасности «Отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты» (№).
В соответствии с характеристикой ОРО Шламоотвод (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов, по результатам инвентаризации, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, назначение ОРО – хранение отходов, вместимость ОРО: 30 000 куб.м.; размещено 48,989 тонн, ввод в эксплуатацию ОРО ДД.ММ.ГГГГ., площадь ОРО 10 000 кв.м.
Котлован отходов химпромывок котлов примыкает к западной стороне площадки мазутного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. Сооружение введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и представляет собой двухсекционный герметичный открытый резервуар. Секции № котлована отходов химпромывок котлов представляет собой бетонные сооружения с плоским днищем и стенками с углами 30 градусов по всему периметру секций. Длина сторон каждой секции по днищу составляет 66 м. Секции разделены дамбой, также с гидроизолированными откосами. Между секциями № проложена перепускная труба в ограждающей дамбе-перемычке. В теле дамбы имеется перепускной колодец для возможности перепуска воды из одной секции в другую. Рабочая вместимость заполнения каждой секции составляет 15 тыс.кв.м.
Конструктивно каждая секция № котлована отходов химпромывок котлов представляет собой сооружений из щебеночной подготовки, бетона и слоя поверхностной обработки (покраска горячим битумом с посыпкой каменной крошкой). Наружные откосы дамб закреплены посевом трав.
В ДД.ММ.ГГГГ начата разработка проектной документации «Реконструкция сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов) для филиала «Среднеуральская ГРЭС» ОАО «Энел Россия».
Согласно ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
На проектную документацию «Реконструкция сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов) для филиала «Среднеуральская ГРЭС» ОАО «Энел Россия» получено заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Департамента Росприпроднадзора по УФО № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации Реконструкция сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов) для филиала «Среднеуральская ГРЭС» ОАО «Энел Россия», целью реализации проекта реконструкции секций № шламонакопителя является обеспечение работоспособности Среднеуральской ГРЭС в части размещения отходов химпромывок котлов с перспективой долгосрочного использования существующего шламонакопителя в границах выделенного земельного отвода.
Шламонакопитель состоит из 4 секций, из которых в работе находятся: секции № (карта отстоя мазутного хозяйства), № (котлован отходов химпромывок котлов).
Площадь реконструируемых секций № и № шламонакопителя составляет 1,9 га.
В состав основных работ входит реконструкция секций № и №в существующем шламонакопителе (котлован отходов химпромывок котлов) путем поочередного восстановления нарушенного противофильтрационного экрана секций № и № с устройством сброса осветленной (надшламовой) воды на карту отстоя мазутного хозяйства и установкой контрольно-измерительной аппаратуры.
Восстановление противофильтрационного экрана начинается с секции №. Реконструкция секций № и № предполагает устройство по дну и откосам противофильтрационного экрана, состоящего из монолитного железобетона, поверх которого положен геосинтетический материал.
После окончания работ по реконструкции секции № в той же последовательности выполняются строительно-монтажные работы в секции №.
Продолжительность выполнения работ по реконструкции шламонакопителя составляет 6 месяцев.
Эксплуатация секций № и № шламонакопителя после реконструкции. Заполнение существующего шламонакопителя водными растворами от химических промывок котлов предусматривается через одиночный выпуск шламопровода в секцию №. При заполнении секции № до максимальной отметки происходит перелив осветленного раствора в секцию № через перепускную трубу. После заполнения секции № отведение осветленной (надшламовой) воды предусматривается через водосбросной колодец по трубопроводу в «мокрый» колодец, из которого, в свою очередь, сточные воды перекачиваются в карту отстоя мазутного хозяйства (секция №).
Система возврата воды в секциях № и № отсутствует, в связи с чем секции № и № работают как накопительные и через 10 лет будут полностью заполнены.
В соответствии с тем, что накопление осадка (твердой части шламов промывки котлов) предусматривается с интенсивностью не более 2 см за 15-17 лет при рабочей глубине секции 2,4 м при соблюдении режимов эксплуатации и организации частичного отведения дебалансных вод через секцию №, эксплуатация шламонакопителя предполагается бессрочно, в связи с чем его рекультивация не предусматривается.
Работы по «Реконструкции сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов) были окончены в ДД.ММ.ГГГГ. Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией подписан ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Актом приемки от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены следующие виды работ: устройство противофильтрационного экрана секции №, площадью 5670 кв.м.; прокладка трубопровода возврата осветленной воды из секции №; устройство контрольно-измерительной аппаратуры секций №, №. Предъявленный в приемке объект «Реконструкция сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов) выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным, строительным нормам, правилам и государственным стандартам, принимается и водится в эксплуатацию.
Таким образом, реконструкция секции №, предусмотренная проектной документацией Реконструкция сооружения мазутного хозяйства в части восстановления секций № Шламонакопителя (Котлована отходов химпромывок котлов), получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, не была выполнена.
По информации предприятия в ДД.ММ.ГГГГ для извлечения накопленного отхода со дна секции № была выполнена перекачка дождевых вод из секции № в секцию №, шлам со дна секции № в количестве 51,299 т. собран и вывезен на полигон ООО «УТИЛИС». В ДД.ММ.ГГГГ была выполнена промывка котла № в секцию №, аналогичным способом дождевые воды перекачены в секцию №. Отходы со дна секции № в количестве 2,111 т. собраны и вывезены на полигон ООО «УТИЛИС». В последующие годы при промывке котлов будет использоваться только секция №, использование секции № не планируется.
Осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Таким образом, Обществом допущена эксплуатация объекта размещения отходов Шламоотвал (асфальтовые ямы) – Котлован отходов химпромывок котлов (ГРОРО №) с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 3 должностной инструкции заместителя директора по производству – главного инженера ПАО «Энел России» филиала «Среднеуральская ГРЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, в трудовые обязанности ФИО3 входит: организация разработки, проведения и контроля мероприятий с безусловным соблюдением требований российского законодательства в части экологии; участие в разработке и обеспечение внедрения утвержденных Планов организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение экологических показателей работы оборудования и сооружений; организует контроль качества выполнения ремонтных, наладочных, монтажных и других работ на оборудовании, зданиях и сооружениях станции, их соответствия проектной, нормативной и технологической документации.
Приказом ПАО «Энел Россия» филиала «Среднеуральская ГРЭС» от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителем директора по производству – главным инженером назначен ФИО3
Постановление о привлечении заместителя директора по производству – главного инженера филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел России» ФИО3 к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО4 в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь безусловное изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Д.А.Г., государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении заместителя директора по производству – главного инженера филиала «Среднеуральская ГРЭС» ПАО «Энел России» ФИО3 к административной ответственности по ч. 2 ст.8.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа 10 000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Разъяснить участникам и заинтересованным лицам порядок пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренный ст. 30.12 КоАП РФ
Председательствующий: М.В. Губанова