ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022 от 24.03.2022 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 12-19/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

с. Кабанск 24 марта 2022 года

Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Герасименко В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мисюра Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Открытого Акционерного общества «Селенгинский целлюлозно -картонный комбинат» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия ФИО2 от 21 января 2022 года в по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Селенгинский целлюлозно -картонный комбинат»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия ФИО2 от 21 января 2022 года -в юридическое лицо ОАО«Селенгинский целлюлозно -картонный комбинат» (далее ОАО «Селенгинский ЦКК») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица ОАО «Селенгинский ЦКК» – его генеральный директор ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление как незаконное, ссылаясь на то, что в соответствии с экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 21.12.2021 г. результаты отбора проб, лабораторные исследования и испытания не показали превышений концентраций загрязняющих веществ в пробах промышленных выбросов от стационарных источников ОАО «Селенгинский ЦКК», эксплуатация промышленных объектов не приводит к загрязнению атмосферного воздуха в п. Селенгинск, ввиду отсутствия превышения концентраций загрязняющих веществ и превышения предельно допустимых выбросов от стационарных источников общества. При этом оснащение стационарного источника выбросов газоочистной установкой (далее-ГОУ) подлежит в том случае, если не соблюдаются нормативы допустимых выбросов или технологические нормативы и нормативы качества атмосферного воздуха. При этом эффективность ГОУ для резервуаров хранения щелоков рассчитать невозможно, ввиду отсутствия входа в газоочистную установку, которая включает в себя сопутствующую оснастку: газоходы, вентиляторы, насосы, бункеры, отстойники, теплообменники, автоматика, системы контроля. При этом установить данную оснастку невозможно, поскольку в практике России отсутствуют разработанные и внедренные системы газоочистных установок для резервуаров хранения щелоков.

В судебном заседании представитель ОАО «Селенгинский ЦКК» ФИО3, действующая на основании доверенности, просила постановление отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе, дополнительно пояснив, что общество, осуществляя эксплуатацию стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, ведет учет вредных выбросов в атмосферный воздух и их источников, осуществляет производственный экологический контроль за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух. Обществом выполняются обязательные требования в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух, кроме того выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте осуществляются на основании разрешения с установленными предельно-допустимыми выбросами, обществом предоставляется вся информация и отчетность в надзорные органы. Ввиду отсутствия превышения концентраций загрязняющих веществ и превышения предельно допустимых выбросов от стационарных источников общества, согласно протоколам испытаний и экспертному заключению, нет необходимости в установке газоочистных оборудований, а также, учитывая, что в практике России отсутствуют разработанные и внедренные системы газоочистных установок для резервуаров хранения щелоков не представляется возможным их установить.

Представитель ОАО «Селенгинский ЦКК» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, дополнительно указав, что в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям отсутствует информация и внедренные технологии газоочистного оборудования для резервуаров временного хранения щелоков, как и для любых источников загрязняющих веществ в выбросах от которых не превышаются установленные нормативы и концентрации.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия ФИО2 в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление – без изменения, ссылаясь на то, что вина юридического лица ОАО «Селенгинский ЦКК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ установлена имеющимися в материалах дела доказательствами. Дополнительно пояснив, что 23 декабря 2021 года в результате внеплановой выездной проверки по требованию прокуратуры в отношении юридического липа ОАО «Селенгинский ЦКК», выявлено нарушение требований федерального природоохранного законодательства. В Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру поступила информация Бурятского ЦГМС - филиала ФГБУ «Забайкальское ЦГМС» о кратном превышении допустимой концентрации сероводорода в атмосферном воздухе на территории Республики Бурятия в п.Брянск Кабанского района (от 5,7 до 12,9 раз). Информация о выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО «СЦКК» (N 3-0001 (вакуум-выпарной аппарат (ВВУ N1), вакуум-выпарной аппарат (ВВУ№2), N 3-0003 (бак №1 хранения питательных щелоков), №3-0004 (бак N2 хранения питательных щелоков), №3-0005 (бак № 2а хранения питательных щелоков), №3-0006 (бак № 3 хранения крепкого щелока), №3-0007 (бак № 4 хранения крепкого щелока), №3-0008 (бак №5 хранения сульфатного мыла), № 3-0009 (бак №1а хранения полуупаренных щелоков), №3-0010 (бак № 5а хранения полуупаренных щелоков) подтверждается данными, указанными в инвентаризации, утв. 24.12.2015 г., действующим проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. приказом № 829 от 24.12.2015, разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 4 от 26.01.2016г. (продлено по 23.12.2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 440 от 03.04.2020 (с изменениями от 04.02.2021), программой производственного экологического контроля (ПЭК) для ОАО «Селенгинский ЦКК», утв. 01.06.2018, протоколами результатов измерений промышленных выбросов за 2021 год, проведенных лабораторией, протоколами отбора проб и инструментальным измерениям промышленных выбросов. Кроме того, в период с 08 декабря 2021 года по 10 декабря 2021г. проведен отбор проб промышленных выбросов специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» филиал «ЦЛАТИ по ВСР» по источникам: № 7-0001 (содорегенерационные агрегаты СКР—320№2), № 8-0001 (Энергетические котлоагрегаты БКЗ-75 № 5, №7, №8), № 3-0003 (бак № 1 хранения питательных щелоков), № 3-0004 (бак № 2 хранения питательных щелоков), № 3-0005 (бак №2а хранения питательных щелоков), № 3-0008 (бак №5 хранения сульфатного мыла), № 3-0009 (бак № 1а хранения полуупаренных щелоков), № 3-0010 (бак № 5а хранения полуупаренных щелоков), № 4-0004 (осветлители белого щелока (Дорр №3, №6), № 4-0005 (промыватель шлама белого щелока (Дорр№4), оформлены протоколы проб, протоколы инструментальных измерений промышленных выбросов. Из письма ОАО «СЦКК» от 16 декабря 2021г. следует, что в период отбора проб не работали следующие источники: №2-0001 (варочные котлы (передувка) – выведен в ремонт с 17.09.2021г., № 4-0001 (известерегенерационная печь №1), остановлен 01.12.2021 в связи с достаточным количеством выработанного шлама для производства, № 4-0002 (известерегенерационная печь №2)- остановлен на зимний период согласно технологическому регламенту, №4-0003 (осветлитель зеленого щелока (Дорр № 1) - с 29.11.2021 выведен в текущий ремонт, № 3-0001 вакуум-выпарные аппараты ВВУ №1, ВВУ №2 – запрещено проводить отбор проб (выбросов ЗВ, воздуха рабочей зоны в связи с коррозионным износом металлоконструкций крыши бака, № 3-0006 (бак № 3 хранения крепкого щелока), № 3-0007 (бак № 4 хранения крепкого щелока) - выведены из эксплуатации 18.11.2021 в связи с отработкой щелока на производство, о чем составлен акт о невозможности отбора проб. Также СКР-320 № 3 (ист.№ 7-0001) с 29.11.2021г. находится в резерве, источник №8-0001 (энергетические котлоагрегаты БКЗ-75 № 6 и №9) в ремонте с 15.11.2021года. Таким образом, эксплуатация объекта I категории ОАО «Селенгинский ЦКК» в отсутствие установок очистки газов на источниках № 3-0001, № 3-0003, № 3-0004, № 3-0005, № 3-0006, № 3-0007, № 3-0008, № 3-0009, № 3-0010 может привести к загрязнению атмосферного воздуха п. Селенгинск, при этом состав вмененного административного правонарушения является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий.

Представитель Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО5 в судебном заседании просил жалобу должностного лица оставить без удовлетворения, обжалуемое постановление без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002№7ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ) запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа (ГОУ).

Из пункта 8 указанных Правил следует, что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 9 Правил определено, что газоочистная установка (ГОУ) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

Согласно пункту 10 Правил в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.

Материалами дела установлено, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 1 декабря 2021 г. по 10 декабря 2021 г. и с 22 декабря 2021 г. по 23 декабря 2021 г., должностными лицами Забайкальского межрегионального Управления Росприроднадзора установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 16, ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 16, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 8,9,10 Правил эксплуатации установок очистки газа утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498 на объекте I Категории ОАО «Селенгинский ЦКК» отсутствуют установки очистки газов на источниках № 3-0001 (вакуум-выпарной аппарат (ВВУ №1), вакуум-выпарной аппарат (ВВУ №2), № 3-0003 (бак № 1 хранения питательных щелоков), № 3-0004 (бак № 2 хранения питательных щелоков), № 3-0005 (бак № 2а хранения питательных щелоков), № 3-0006 (бак № 3 хранения крепкого щелока), № 3-0007 (бак № 4 хранения крепкого щелока), № 3-0008 (бак № 5 хранения сульфатного мыла), № 3-0009 (бак № 1а хранения полуупаренных щелоков), № 3-0010 (бак № 5а хранения полуупаренных щелоков), что может привести к загрязнению атмосферного воздуха. По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 23 декабря 2021 г. № А-363-в.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.01.2022г., актом выездной проверки от 23 декабря 2021 г. , приложенными к нему документами, а также иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Должностное лицо пришло к верному выводу о наличии в действиях юридического лица ОАО «Селенгинский ЦКК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.

При этом, доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ОАО «СЦКК» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Так, довод жалобы о том, что эксплуатация указанных промышленных объектов не приводит к загрязнению атмосферного воздуха в п. Селенгинск, ввиду отсутствия превышения концентраций загрязняющих веществ и превышения предельно допустимых выбросов от стационарных источников общества и как следствие оснащение стационарных источников выбросов газоочистными установками не подлежит, не состоятелен и судом не принимается, так как п. 7 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ, пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газа предусмотрен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов. Кроме того, не состоятелен и доводы заявителя жалобы о том, что на практике отсутствуют разработанные и внедренные системы газоочистных установок для резервуаров временного хранения щелоков, как и довод о том, что согласно паспортам на баки для хранения жидких продуктов, газоочистные устройства (ГОУ) не предусмотрены, поскольку эти обстоятельства не указаны в законе как допускающие эксплуатацию объектов без установок очистки газов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение принятого по делу акта, не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятия ФИО2 от 21 января 2022 года в отношении юридического лица ОАО «Селенгинский целлюлозно -картонный комбинат» оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья В.С. Герасименко