Дело № 12-19/2022
УИД 24RS0056-01-2021-008493-38
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2022 г. с. Шалинское
Красноярского края
Судья Манского районного суда Красноярского края Д.Г. Капошко,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора ООО «СибСельМаш» ФИО1,
его защитника - адвоката Кибирева К.Н. (на основании ордера от 30.08.2021),
должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2
представителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 (доверенность от 08.11.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе адвоката Кибирева Константина Николаевича - защитника должностного лица директора ООО «СибСельМаш» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Красноярскому краю, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.08.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «СибСельМаш» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Красноярскому краю, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.08.2021 № НВЗ-312b/2 должностное лицо – директор ООО «СибСельМаш» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за то, что ООО «СибСельМаш»: 1) в 2020 году проводило добычные работы без действующей проектной документации, допускающей добычу полезных ископаемых, что является нарушением п. 10 лицензионного соглашения к лицензии КРР 02292 БР, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; 2) не соблюдены требования технического проекта в части самовольной постройки и использования технологических сооружений (отстойников), в связи с чем нарушены требования п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 15, 27, 31 раздела II Правил охраны недр от 06.06.2003 № 71, не выполнение п.10 условий пользования недрами по лицензии КРР 02292 БР; 3) не предоставлены в обозначенный в лицензионном соглашении срок подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, тем самым нарушены п. 4.1.4.2 условий пользования лицензией КРР 02292 БР, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 29 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ФИО1 – адвокат Кибирев К.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, ссылаясь на то, что ООО «СибСельМаш» в настоящее время осуществляет деятельность по добыче россыпного золота в верхнем течении р. Кувай в Манском районе Красноярского края на основании проекта «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения р. Кувай и оценочные работы по притокам р. Кувай». Вышеуказанный проект получил положительное заключение на проведение работ, что подтверждается заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» № 193-02-09/2020 от 18.09.2020 г. В 2020 году ООО «СибСельМаш» деятельность по добыче россыпного золота в верхнем течении р. Кувай в Манском районе Красноярского края не осуществляло, что подтверждается материалами проведенных в отношении ООО «СибСельМаш» многочисленных проверок.
Кроме того, административным органом при рассмотрении дела административном правонарушении не учтены следующие обстоятельства:
В соответствии с п. II изменений к лицензии на пользование недрами КРР 02292 БР 13.04.2017 признаны утратившими силу с даты государственной регистрации изменений, все ранее оформленные приложения и дополнения к лицензии КРР 02292 БР, за исключением действующих горноотводных актов, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии КРР 02292 БР. В соответствии с п. III изменений к лицензии на пользование недрами КРР 02292 БР от 13.04.2017 изменения являются неотъемлемой составной частью лицензии КРР 02292 БР и вступают в силу с даты их государственной регистрации в установленном порядке. В 2020 г. ООО «СибСельМаш» сдано 5,8 кг. золота, добытого в 2019 г. на основании проекта «Опытно-промышленная отработка 2-го ручья в верхнем течении р. Кувай», утвержденного в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, а также в соответствии с письмом б/н от 17.08.2020 Гохран России. ООО «СибСельМаш» получено открепительное письмо от Гохран России с указанием, что у ООО «СибСельМаш» отсутствуют обязательства перед Госфондом России. В соответствии с п. 8 настоящих изменений к лицензии КРР 02292 БР от 13.04.2017, добытое из недр минеральное сырьё, является собственностью пользователя недр. Пользователь имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В 2020 году ООО «СибСельМаш» не вело работы по разведке или добыче золота в связи с введением на территории России и Красноярского края на основании федеральных и региональных нормативных актов ряда ограничений в отношении физических и юридических лиц, ограничений на осуществление некоторых видов деятельности, а также введением на территории Красноярского края режима самоизоляции, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции и пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с вышеуказанными ограничениями ООО «СибСельМаш» не смогло нанять необходимое количество работников для проведения работ в период весна - осень 2020 года. В зимний период ООО «СибСельМаш» работы не ведет в связи с отсутствием технической возможности их проведения. Сданное в 2020 году золото получено в том же году путем промывки на концентрационном столе ранее добытого и вывезенного с участка минерального сырья не на участке добычи, а в рабочем поселке в п. Жайма. По мнению заявителя, доводы о проведении ООО «СибСельМаш» в 2020 году добычных работ не соответствуют действительности;
Кроме того, на месте проведения работ находятся технологические отстойники и насыпь, препятствующая попаданию отстоявшейся воды в реку Кувай, которые построены в рамках проекта 2012 года «Поиск и оценка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай», утвержденного в порядке предусмотренном законодательством РФ и лицензионным соглашением КРР 02292 БР от 25.11.2011. Проектом предусматривалось строительство технологического пруда отстойника в выработанном пространстве, то есть после проведения работ по выемке грунта из разведочных канав, с целью реализации закрытой оборотной системы водоснабжения, так как какие-либо водные объекты для забора воды для промывки проб на участке отсутствуют. Проведение поисково-оценочных работ до настоящего времени не завершено, в связи с чем необходимость использования закрытой оборотной системы водоснабжения имеется и на сегодняшний день. Промывка проб без использования воды проектом не предусмотрена и технически невозможна. ООО «СибСельМаш» до настоящего времени не завершило проведение работ по геологическому изучению участка недр и поисково-оценочных работ, и, следовательно, не приступило к разведочным работам, предусмотренным п. 4.1.3 лицензионного соглашения. Протоколом заседания ТКЗ Центрсибнедра от 19.02.2016 ООО «СибСельМаш» рекомендовано продолжить на месторождении оценочные работы. В настоящее время ООО «СибСельМаш» ведет работы на основании проекта «Поисковые работы на россыпное золото в долине р. Кувай и оценочные работы по притокам р. Кувай», предусматривающего проведение поисковых и оценочных работ. Согласно п. 4.1.2 лицензионного соглашения, срок предоставления материалов по результатам работ по геологическому изучению участка недр и поисково-оценочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не установлен. По мнению заявителя, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в действиях ООО «Сибсельмаш» отсутствует.
В судебном заседании защитник Кибирев К.К. и директор ООО «СибСельМаш» ФИО1 доводы жалобы поддержали по основаниям, указанным в жалобе, просили обжалуемое постановление отменить, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в действиях директора ООО «СибСельМаш» ФИО1 отсутствует.
Представители Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю ФИО2 и ФИО3 сочли обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 23.29 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, при этом от имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).
В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.03.2015 N 224, государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела осуществлено должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависните от него меры по их соблюдению.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Данное правонарушение относится к административным правонарушениям в области охраны собственности, по которым давность привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 является директором ООО «СибСельМаш» и как лицо, выполняющее руководящие и организационно-распорядительные функции, обязан обеспечивать выполнение Обществом лицензионных обязательств и проектных решений.
Правоотношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».
Согласно статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Также в указанной статье предусмотрено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» указано, что пользователь обязан обеспечить: 1) соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; 2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; 4) представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; 5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 8.1) безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; 11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; 12) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.04.2021 № 312-р/п проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении ООО «СибСельМаш».
Основания и порядок проведения данной проверки заявителем не оспариваются.
Согласно акту проверки от 31.05.2021 № НВЗ-312в установлено, что ООО «Сибирские Сельские Машины» является владельцем лицензии на право пользование недрами КРР 02292 БР от 10.11.2011 (далее по тексту –лицензия) с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на объекте Верхнее течение р. Кувай. Участок недр расположен на территории Манского района Красноярского края, в 5 км к северо-западу от п. Жайма, в 90 км к югу от райцентра с. Шалинское и в 125-130 км к юго-юго-востоку от г. Красноярска. Срок действия лицензии до 25.11.2021. Право пользования недрами на лицензионном участке представлено недропользователю на основании статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» как победителю аукциона, состоявшегося 25.10.2011 в г. Красноярске.
Лицензионному участку на период геологического изучения придается статус геологического отвода без ограничения по глубине. Площадь участка составляет 23,6 км2.
Согласно приказу Роснедра от 23.12.2015 № 853 лицензия КРР 02292 БР актуализирована с внесением изменений от 13.04.2017.
Горноотводный акт от 28.06.2016 № 2031, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на объекте верхнее течение р. Кувай, выдан Енисейским управлением Ростехнадзора сроком действия до 25.11.2021 и включен в состав лицензии дополнением №1 от 24.01.2017.
Протоколом № 1284 заседания ТКЗ Центрсибнедра от 19.02.2016 по материалам отчета «Поиски, оценка и разведка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай (с подсчетом запасов на 01.01.2016)» утверждены и поставлены на государственный баланс запасы россыпного золота в пределах лицензионной площади.
Протоколом № 1284 заседания ТКЗ Центрсибнедра от 19.02.2016 месторождение по степени изученности отнесено к оцененным и рекомендовано ООО «СибСельМаш» продолжить на месторождении оценочные и разведочные работы. В тоже время, в связи с крайне неравномерным распределением металла в продуктивных отложениях, для выработки наиболее рациональной технологии обогащений комиссия ТКЗ рекомендовала ООО «СибСельМаш» провести опытно-промышленную разработку россыпи в пределах Второго правого притока р. Кувай продолжительностью не более 3-х лет.
Протоколом заседания ТКР Центрсибнедра от 25.05.2016 №18-2016 согласована проектная документация «Опытно промышленная разработка (ОПР) россыпного золота в верхнем течении р. Кувай» в границах, утвержденных ТКЗ запасов. Утвержденный объем добычи в рамках ОПР составляет 121 кг золота, с согласованными техническими потерями в размере 2,6% и сроком проведения работ – 4 года с учетом рекультивации. Срок действия проекта истек в 2019 году.
Согласно государственной статистической отчетности по формам 5-гр и 2-лс в период действия проектной документации «Опытно промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай» в 2016-2019 гг. было добыто 54 кг золота, при этом технологические потери не превысили установленных проектной документацией. В информационных отчетах по выполненным работам за 2019 и 2020 годы по лицензионному объекту указано, что в 2020 и 2021 годах планируется продолжить опытно-промышленную отработку остаточных балансовых запасов россыпного золота в долине ручья 2-й Правый приток месторождения «Верхнее течение р. Кувай».
Директор ООО «СибСельМаш» ФИО1 обвиняется в том, что ООО «СибСельМаш» (далее по тексту – Общество) в 2020г. проводило добычные работы без действующей проектной документации, допускающей добычу полезных ископаемых, что является нарушением п. 10 лицензии, а также п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». В качестве доказательства добычных работ указано на то, что согласно сведениям государственной статистической отчетности по формам 5-гр и 2-лс в 2020 году Обществом показана добыча золота в количестве 5,8 кг.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник пояснили, что в 2020 году в связи с принятыми ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции Общество деятельность в районе долины р.Кувай не осуществляло. В 2019 году в результате разведочных работ получен грунт (минеральное сырье) с частицами золота (отвал). Данный отвал переработан в 2020 г. в п. Жайма, а не на участке в долине р.Кувай, в результате чего получено золото, что подтверждается письмом Общества в ФКУ «Гохран России» от 17.08.2020г. При этом в существующей отчетности нет строки «из отвала», а имеется только «добыча», в связи с чем при составлении отчетности по формам 5-гр и 2-лс указана именно добыча.
Из выписки из формы государственной статистической отчетности 5-гр за 2020 год следует, что Обществом показана добыча золота в количестве 6 кг. Указания на то, что золото добыто из спецотвала не имеется. Данная выписка представлена должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, ФИО2, пояснившим суду, что отчет по указанной форме предоставляется в феврале года, следующего за отчетным, и предоставлен в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора сопроводительным письмом от 09.02.2021 из Цетрсибнедра. Проектная документация Общества «Опытно промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении р.Кувай» от 2016 г. прекратила свое действие в 2019 году, так как срок ее реализации составляет 3 года.
В материалах дела имеется форма государственной статистической отчетности 5-гр за 2020 год, предоставленная ФИО1 и его защитником, из которой следует, что Обществом добыто золото в количестве 6 кг. из спецотвала (т. 1 л.д. 227-229), по поводу которой ФИО1 и его представитель указали на то, что данный отчет является скорректированным в части ссылки на спецотвал, поскольку ФИО1 в адрес руководителя ЦентрСибнедра направлена соответствующая заявка от 23.11.2021, то есть после вынесения обжалуемого постановления.
Из письма от 27.08.2021 ООО НИЦ «Геопартнер», имеющего лицензию на производство маркшейдерских работ, следует, что если добытое сырье не поступает на обогатительную фабрику, а складируется в специальные отвалы, то такое сырье списывается по графе «добыча». При организации добычи из отвалов в последующие годы количество сырья, поступившего на обогатительную фабрику, снимается с учета запасов в отвалах по графе «добыча».
С учетом изложенного, суд полагает необходимым указать следующее.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом 19.08.2021. В постановлении лишь указано на то, что правонарушение совершено в 2020г. без указания конкретного временного периода и места совершения правонарушения, что не соответствует положениям ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ, по смыслу которых указание в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении места и времени совершения правонарушения является обязательным с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ составляет один год в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Однако из обжалуемого постановления невозможно установить данные обстоятельства.
Данное процессуальное нарушение является существенным, носит неустранимый характер и порождает неопределенность в части вынесения обжалуемого постановления в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при том, что всякие сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что формулировка обвинения не соответствует закону и не позволяет сделать однозначный вывод о вынесении обжалуемого постановления в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при том, что судебное постановление не может строиться на предположениях.
При таких обстоятельствах указание на проведение ООО «СибСельМаш» в 2020г. добычных работ без действующей проектной документации, допускающей добычу полезных ископаемых, подлежит исключению из обвинения.
ООО «СибСельМаш» в 2017 году разработало и согласовало в установленном порядке документацию на выполнение работ по объекту «Поисковые работы на россыпное золото в долине р. Кувай и оценочные работы по притокам р. Кувай» (положительное экспертное заключение 057-02-09/2017 от 09.07.2017). В 2020 году было разработано дополнение к проекту «Поисковые работы на россыпное золото в долине р.Кувай и оценочные работы по притокам p. Кувай» и получено положительное заключение экспертизы Красноярского территориального отделения «Росгеолэкспертиза» № 193-02-09/2020 от 18.09.2020.
Проект предусматривает проведение буровых и горнопроходческих работ с отбором керновых и бороздовых проб.
Директор Общества ФИО1 обвиняется в том, что 27.04.2021 в ходе натурного осмотра должностным лицом Росприроднадзора участка в долине р.Кувай установлено наличие двух технологических отстойников, по одному на участках «Третий приток р. Кувай» и «ФИО4 р. Кувай» c подведенным к отстойникам насосным оборудования, что указывает на их использование. Между тем, как полагает должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, строительство и использование технологических отстойников рабочим проектом не предусмотрено. Предыдущим проектом «Опытно промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай» предусмотрено строительство только одного отстойника на участке «Второй правый приток р. Кувай».
Вышеуказанное, по мнению должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, свидетельствует о том, что ООО «СибСельМаш» не соблюдены требования технического проекта в части самовольной постройки технологических сооружений, в связи с чем нарушены требования п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», не выполнен п.10 лицензии.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО2 указал, на то, что в формулировке обвинения в виде фразы «строительство и использование технологических отстойников рабочим проектом не предусмотрено» имелся в виду проект на выполнение работ по объекту «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения р.Кувай и оценочные работы по притокам р. Кувай» от 2017 года, которым строительство и использование технологических отстойников, установка и использование промывочных приборов, а также разработка карьеров не предусмотрена. Кроме того, в формулировке обвинения под фразой « предыдущим проектом «Опытно промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении р.Кувай» имелся в виду проект от 2016 г., которым предусмотрено строительство только одного отстойника на участке «второй правый приток р.Кувай» в то время как отстойники Обществом устроены на третьем правом притоке р. Кувай и в долине р. Кувай. Срок действия проекта от 2012г., которым предусмотрено строительство отстойников, истек, поэтому данные отстойники подлежали рекультивации.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник не согласились с фактом наличия самовольных отстойников, пояснив, что данные отстойники возведены по проекту от 2012г. и последующие проекты не исключали их использование.
Суд считает, что 27.04.2021 в ходе натурного осмотра должностным лицом Росприроднадзора участка в долине р.Кувай установлено наличие двух технологических отстойников, по одному на участках «Третий приток р. Кувай» и «ФИО4 р. Кувай». Отстойник на участке «ФИО4 р. Кувай» имеет подведенное к нему насосное оборудования, что указывает на его использование.
Суд считает, что в результате использования отстойника на участке «ФИО4 р. Кувай» Обществом допущено нарушение требований п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а также не выполнен п.10 лицензии. К такому выводу суд пришел, исходя из следующего.
Проектом на проведение работ по объекту: «Поиски, оценка и разведка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай» от 2012 г. предусмотрено строительство 4 отстойников в долине р. Кувай и ее притоках, однако согласно данному проекту работы подлежали завершению в 2015 г. (т. 2 л.д. 157- 225).
Проектной документацией «Опытно промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении р.Кувай» от 2016 г. предусмотрено строительство только одного отстойника на участке «второй правый приток р.Кувай» (л. 79 проекта).
Проектом на выполнение работ по объекту «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения р.Кувай и оценочные работы по притокам р. Кувай» от 2017 года строительство и использование технологических отстойников, установка и использование промывочных приборов, а также разработка карьеров не предусмотрена (т. 3 л.д. 12-71).
Таким образом, должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, сделан правильный вывод о том, что Обществом допущено противоправное использование отстойника на участке «ФИО4 р. Кувай». Данных считать, что технологический отстойник на участке «Третий приток р. Кувай» используется или использовался на момент проверки, суду не представлено. Более того, в судебном заседании должностное лицо, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО2 указал на то, что на момент осмотра данный отстойник не использовался, в связи с чем указание на использование технологического отстойника на участке «Третий приток р. Кувай» подлежит исключению из обвинения. Кроме того, из формулировки обвинения надлежит исключить указание на самовольное возведение отстойников, поскольку они возведены, как указывает ФИО1 и его защитник, в 2013 году не самовольно, а на основании проекта от 2012 года, что данным проектом и подтверждается. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах действия ФИО1 верно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта или иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 4.1.4.2 условий пользования лицензией КРР 02292 БР установлен срок предоставления в Центрсибнедра подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых - не позднее 6 месяцев после завершения разведки.
Согласно протоколу № 1284 территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) от 19.02.2016 запасы по результатам работ в рамках проекта «Поиски, оценка и разведка россыпного золота в верхнем течении р. Кувай (с подсчетом запасов на 01.01.2016 по притокам р. Кувай 1-й Правый и 2-й Правый утверждены и подготовлены к промышленному освоению). Месторождение отнесено по степени изученности к оцененным. Материалы по данным разведочных работ на государственную экспертизу не предоставлены.
Таким образом, по мнению должностного лица, составившего обжалуемое постановление, ООО «СибСельМаш» не предоставлены в обозначенный в лицензионном соглашении срок подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, тем самым нарушены п. 4.1.4.2 условий лицензии, а также п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 29 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», поскольку ООО «СибСельМаш», являясь владельцем лицензии на право пользования недрами КРР 02292 БР, обязано обеспечить соблюдение требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, окружающей среды, безопасного ведения работ.
Суд считает, что такая формулировка обвинения является ненадлежащей, поскольку не содержит указания на объективную сторону допущенного правонарушения: не указано с какого момента следует исчислять установленный приложением к лицензии шестимесячный срок, что порождает правовую неопределенность в части момента совершения нарушения при том, что вывод о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не может строиться на предположениях.
Невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. N 5).
Поскольку по данному делу срок, к которому Обществом должна быть выполнена обязанность по предоставлению необходимых материалов в уполномоченный орган, конкретной датой не установлен, невозможно определить вынесено ли должностным лицом обжалуемое постановление в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при том, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ составляет один год в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление в этой части не основано на законе, нарушает требования ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ (не указано место, время совершения правонарушения), а также право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности. Такое процессуальное нарушение носит существенный характер и не может быть восполнено судом, порождает неопределенность в части вынесения обжалуемого постановления в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при том, что всякие сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что из формулировки обвинения подлежит исключению указание на проведение Обществом в 2020г. добычных работ без действующей проектной документации, допускающей добычу полезных ископаемых, а также указание на то, что ООО «СибСельМаш» не предоставлены в обозначенный в лицензионном соглашении срок подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Кроме того, из обвинения надлежит исключить указание на использование Обществом технологического отстойника на участке «Третий приток р. Кувай», а также формулировку о том, что технологические отстойники на участках «Третий приток р. Кувай» и «ФИО4 р. Кувай» возведены самовольно, что не влияет на квалификацию действий директора Общества ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В остальной части обжалуемое постановление изменению или отмене не подлежит. Директору Общества ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере и оснований для его смягчения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного геологического надзора по Красноярскому краю, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «СибСельМаш» ФИО1 – изменить.
Исключить из обвинения: указание на проведение ООО «СибСельМаш» в 2020г. добычных работ без действующей проектной документации, допускающей добычу полезных ископаемых; указание на то, что ООО «СибСельМаш» не предоставлены в обозначенный в лицензионном соглашении срок подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; указание на использование ООО «СибСельМаш» технологического отстойника на участке «Третий приток р. Кувай», а также формулировку о том, что технологические отстойники на участках «Третий приток р. Кувай» и «ФИО4 р. Кувай» возведены самовольно.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 19.08.2021 оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – адвоката Кибирева К.Н. без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Манский районный суд Красноярского края в течение 10 дней со дня его вынесения или получения его копии.
Судья Д.Г. Капошко