ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022320032-01-2021-002092-40 от 14.07.2022 Унечского районного суда (Брянская область)

Дело № 12-19/2022 32RS0032-01-2021-002092-40

РЕШЕНИЕ

14 июля 2022 года <...>

Судья Унечского районного суда Брянской области Ручко М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Брянской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 подал жалобу в Унечский районный суд Брянской области, в которой просил постановление признать незаконным и производство по делу прекратить. При этом ссылается на то, что согласно заключенных договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Мясокомбинат «Модуль» и ООО «Руссо» в настоящее время пользователем и владельцем здания и земельного участка по адресу: <адрес> является ООО «Руссо».

В судебное заседание ФИО1, его защитник Абушенко Ю.Е., представитель Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Брянский природоохранный прокурор, надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились, поэтому, судья счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и приложенные к ней документы, допросив свидетеля, судья пришел к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

ФИО1 является директором ООО «Мясокомбинат «Модуль» на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

Согласно ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами безлицензиина пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 7.5ичастью 1 статьи 15.44настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, выражается в трех противоправных деяниях: пользовании недрами без лицензии; пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией; пользовании недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах").

В соответствии с ч.1 ст.1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1"О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции – с даты вступления такого соглашения в силу.

Пользователи недр вправе осуществлять пользование недрами с привлечением других лиц по договорам подряда, трудовым договорам,соглашениямо сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и в предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами случаях по иным соглашениям.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии с частями 1, 3 ст.11 вышеуказанного закона, предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции – с даты вступления такого соглашения в силу.

Предоставление лицензий на право пользования участками недр на территории Брянской области в целях добычи пресных подземных вод относится к полномочиям департамента (положение о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.03.2013 №283) и отдела геологии и лицензирования по Брянской и смоленской областям.

Как следует из материалов дела,Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области совместно с прокуратурой Унечского района, Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, Управлением Россельхознадзора по Брянской, Калужской и Смоленской областям, Управления Роспотребнадзора по Брянской области, Управления миграционной службы, МО МВД России «Унечский», администрации Унечского района, экспертов филиала ЦЛАТИ по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка производственных объектов и территории, расположенных по адресу: <адрес>, находящихся в собственности ООО «Мясокомбинат «Модуль» на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Однако, при обследовании территории, принадлежащей ООО «Мясокомбинат «Модуль», специалистами Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области выявлен факт наличия двух замаскированных скважин для добычи подземных вод. Лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод по вышеуказанному адресу Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области не выдавались.

Согласно имеющейся в Департаменте информации на момент проверки заявочные материалы на получение лицензии для добычи пресных подземных вод от ООО «Мясокомбинат «Модуль» в адрес Департамента и отдел геологии и лицензирования по Брянской и Смоленским областям не поступали, лицензии на право пользование недрами ООО «Мясокомбинат «Модуль» не выдавались.

В связи с нарушением действующего законодательства в части осуществления пользования недрами без лицензии, и.о. Брянского природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, которым возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 и направлено для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 постановления старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ с назначением административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Довод о том, что согласно заключенных договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Мясокомбинат «Модуль» и ООО «Руссо» в настоящее время пользователем и владельцем двухэтажного здания и земельного участка по адресу: <адрес> является ООО «Руссо», судья считает несостоятельным.

Так согласно письма генерального директора ООО «Руссо» ФИО5, направленного в прокуратуру Унечского района, ООО «Руссо» зарегистрировано и фактически находится по адресу: <адрес>, <адрес>. Видом деятельности его являются: торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями. Данная организация никогда не находилась и не осуществляла какой-либо деятельности, в том числе трудовой, на территории ООО «Мясокомбинат «Модуль». Между ООО «Руссо» и ООО «Мясокомбинат «Модуль» никаких договоров, в том числе договоров аренды, не заключалось и не подписывалось. Также ООО «Руссо» не осуществляло какой-либо деятельности на территории Брянской области. Данные обстоятельства подтвердил также и свидетель ФИО6

Также согласно поступившего ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ-ДПРи Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке ООО «Мясокомбинат «Модуль» департаментом выдана лицензия на пользование недрами БРН 001157 ВЭ для разведки и добычи пресных подземных вод, то есть уже после вынесения постановления старшим государственным инспектором Брянской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушений процедуры привлечения директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 к административной ответственности судьей не установлено, поскольку он был надлежащим образом извещен о времени и месте вынесения постановления о назначении административного наказания, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу. Копия постановления вручалась лично директору ФИО1, который лично участвовал при его рассмотрении.

Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ и надлежащим лицом.

При назначении директору ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено с учетом характера административного правонарушения и конкретных обстоятельств его совершения в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ для юридических лиц.

Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, а также, что административное наказание назначено в минимальных пределах, установленных санкцией ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, а факт совершения директором ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения постановления старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу директора лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ООО «Мясокомбинат «Модуль» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья М.Л. Ручко