Дело № 12-19/2023
УИД 70RS0020-01-2023-000073-92
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 августа 2023 года с. Первомайское Томской области
Судья Первомайского районного суда Томской области Сенькина Т.Е., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от /дата/ № АП-30 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.02.2023 № АП-30 Глава администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с вышеупомянутым постановлением, Глава администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1 обратился в Первомайский районный суд Томской области с жалобой, в которой просит постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.02.2023 № АП-30 отменить.
В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении старшим государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 были допущены процессуальные нарушения, а именно: не было объявлено кем рассматривается дело; не установлен факт явки лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении; не проверялись полномочия представителя администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение»; Главе администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» не разъяснены его процессуальные права и обязанности; заявленное 01.02.2023 ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении рассмотрено 09.02.2023, то есть с нарушением установленного ст. 24.4 КоАП РФ срока; не рассмотрено заявленное 01.02.2023 ходатайство об истребовании дополнительных доказательств по делу. Также ссылался на оказание на него давления со стороны сотрудника Департамента охраны окружающей среды, а также на формальное рассмотрение должностным лицом дела об административном правонарушении.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Глава администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в администрации сельского поселения имеется должностное лицо, ответственное за осуществление производственного экологического контроля, при проведении проверки ей была выдана доверенность; проверка прокуратурой Первомайского района проведена незаконно, в акте проверки указано, что основанием для ее проведения является информация контрольно-надзорных органов, а в требовании имеется ссылка на задание прокуратуры Томской области.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие. На основании п. 2,4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу ФИО1 в отсутствие лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ФИО2
Ранее ФИО2 представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому дело об административном правонарушении в отношении Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Лицу, привлекаемому к административной ответственности, были разъяснены его права, разрешены заявленные им ходатайства, материалы дела содержат документы, подтверждающие полномочия. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление от 09.02.2023 № АП-30 о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. Данное постановление также вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
Согласно п. 1 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
В силу п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В силу ч.ч. 2 - 4 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Аналогичные положения о сроках платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 03.03.2017 № 255.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в ходе рассмотрения дела 02.03.2022 Глава администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1, осуществляя эксплуатацию объектов негативного воздействия на окружающую среду III категории - водогрейный котел ZOTA «PELLET» 40а (код объекта: 69-0270-002943-Т) находясь по /адрес/, в нарушение ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к статье 2.4 КоАП РФ следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Главой администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» является ФИО1
Иные должностные лица, ответственные за осуществление производственного экологического контроля, в администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» отсутствуют.
Таким образом, Глава администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ.
Факт совершения Главой администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: ответом администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» от 06.10.2022, решением прокурора Первомайского района Томской области от 28.11.2022 о проведении проверки, актом прокурорской проверки от 07.12.2022, сведениями Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 19.09.2022, свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № COUIY61N от 24.12.2018, постановлением прокурора Первомайского района Томской области от 07.12.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Оснований сомневаться в относимости, достоверности, допустимости и достаточности доказательств, на которых основано обжалуемое постановление, не имеется.
На основании совокупности представленных доказательств старшим государственным инспектором Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 верно установлено, что ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств, надлежаще оцененных с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.02.2023 № АП-30 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами.
В обжалуемом постановлении должностного лица содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении являются несостоятельными.
Так, вопреки доводам жалобы постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.02.2023 № АП-30 содержит сведения о лице, рассматривающим дело об административном правонарушении и вынесшем данное постановление; о лицах, участвующих при рассмотрении дела - Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1
Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеется подписка о разъяснении Главе администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 его процессуальных прав, включая ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ, подписанная лично ФИО1
Доводы подателя жалобы относительно того, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не были проверены полномочия представителя администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» (Главы администрации) являются не обоснованным, поскольку материалы дела об административном правонарушении содержат решение Избирательной комиссии муниципального образования Первомайское сельское поселение от 25.09.2021 № 18/49 «О регистрации избранного на должность Главы муниципального образования Первомайское сельское поселение ФИО1, выписку из ЕГРЮЛ от 06.12.2022 в отношении администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение», в которой в качестве Главы муниципального образования Первомайское сельское поселение указан ФИО1
Довод жалобы о том, что заявленное 01.02.2023 ходатайство об истребовании дополнительных доказательств по делу не рассмотрено опровергается определением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 01.02.2023 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в целях истребования дополнительных доказательств.
Довод жалобы о том, что заявленное 01.02.2023 ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении рассмотрено 09.02.2023, то есть с нарушением установленного ст. 24.4 КоАП РФ срока, основан на неправильном толковании норм КоАП РФ, поскольку в силу п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, тогда как 01.02.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении окончено не было.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, не имелось В указанной связи довод жалобы ФИО1 о не рассмотрении ходатайства о прекращении производства по делу, не может быть принят как состоятельный. При этом следует указать, что ходатайство ФИО1 фактически касалось разрешения дела по существу, в связи с чем не могло быть разрешено немедленно.
Довод ФИО1 о том, что в Администрации сельского поселения имеется уполномоченное должностное лицо ответственное за производственный экологический контроль не находит своего подтверждения. Так, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства подтверждающие возложение указанной обязанности на специалиста Администрации М.А., а подготовка и направление ею 02.02.2023 (то есть после проведения проверки и выявления административного правонарушения) декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, не свидетельствует о возложении на неё данной обязанности в период совершения правонарушения (02.03.2022).
Проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области законодательства об охране атмосферного воздуха проводилась прокуратурой Первомайского района на основании задания прокуратуры Томской области от 04.05.2021 № 07-32-2021. Согласно уведомлению прокуратуры Томской области от 28.06.2022 срок проведения данной проверки во исполнение поручения заместителя генерального прокурора Российской Федерации продлен до 15.09.2022. Во исполнение поступившего задания прокуратурой района 12.09.2022 направлено требование в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора в целях получения информации, необходимой для проведения проверки. Из поступившей информации следовало, что Администрацией Первомайского сельского поселения допущены нарушения требований законодательства об атмосферном воздухе, в связи с чем, прокуратурой района приняты меры прокурорского реагирования, в том числе, вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица Администрации сельского поселения дела об административном правонарушении. Действующее законодательство не ограничивает полномочия прокурора по запросу сведений фактом проведения проверки. В рамках реализации полномочий, направленных на осуществление надзора за исполнением законов и выявление нарушений, прокурор вправе запрашивать необходимые сведения без принятия решения о проведение проверки. Поступившая информация о допущенных нарушениях закона может являться основанием для принятия решения о проведении проверки.
Получение сведений и необходимой информации в сфере охраны атмосферного воздуха из Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора осуществлялись прокуратурой района на основании соответствующего поручения прокуратуры Томской области. На основании полученных от Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и администрации поселения сведений о наличии нарушений действующего законодательства, прокуратурой района проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения, по результатам которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ.
Таким образом, проведение прокуратурой Первомайского района Томской области проверки соответствует положениям ст. ст. 6, 21, 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Каких-либо доказательств, подтверждающих оказание на Главу администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 давления со стороны сотрудника Департамента охраны окружающей среды или иными лицами в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, последним не представлено.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Главе администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» ФИО1 в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 09.02.2023 № АП-30 оставить без изменения, жалобу Главы администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Первомайского района Томской области ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья/подписано/ Т.Е. Сенькина