ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2023 от 21.09.2023 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 сентября 2023 года

Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Беляев И.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Турочакский районный суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, указывая, что о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена не была, в связи с чем право на защиту ею утрачено. Постановление о привлечении её к административной ответственности не получала. С протоколом об административном правонарушении не согласна, так как в проверяемом периоде документально не было установлено порядка учета имущества казны, периодичности и способов передачи информации в отдел финансирования и бухгалтерского учета о наличии и движении имущества казны, не установлено лицо, ответственное за достоверность переданной информации для отражения в бюджетном учете. Ведение учета имущества казны и сдача бухгалтерской отчетности в финансовый отдел администрации МО «Турочакский район» по данному учету осуществлялась отделом экономики и имущественных отношений администрации. Порядок ведения учета имущества казны и взаимодействие между отделами установлены только в апреле 2023 года распоряжениями врио главы администрации.

В судебном заседании заявитель жалобы, ФИО1 поддержала доводы жалобы.

Представитель контрольно-счетной палаты Республики Алтай представил возражения на жалобу, в которой указывает, что ФИО2 как должностное лицо привлечена законно и обоснованно, просит постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание должностное лицо административного органа не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, не известил суд о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, не просил об отложении судебного заседания.

Судья полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении субъекта отчетности в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на достоверную (п. 17 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Согласно п. 141 указанной инструкции счет 10800 Нефинансовые активы имущества казны предназначен для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих муниципальную казну муниципальных образований, в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Согласно п. 143 объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований" за 2021-2022 годы в администрации МО «Турочакский район», были выявлены: нарушение требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в неотражении объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих муниципальную казну МО «Турочакский район» и операций по их перемещению (поступлению, выбытию) на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны», что привело к искажению данных бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетных данных за 2021 год, а именно:

- баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) администрации МО «Турочакский район» на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в занижении по строке 140 «Нефинансовые активы имущества казны (010800000) (остаточная стоимость)» в графе 3 «На начало года» на сумму <данные изъяты> рублей и в графе 6 «На конец отчетного периода» на сумму <данные изъяты> рублей (строка искажена на 100%);

- сведений o движении нефинансовых активов (ф. 0503168) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в занижении по строке 400 «Недвижимое имущество в составе имущества казны» в графе 5 «Поступление (увеличение) всего» на сумму <данные изъяты> рублей, в графе 8 «Выбытие (уменьшение) всего» на сумму <данные изъяты> рублей (строка искажена на 100%).

Факты выявленных нарушений подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 02-13/06-23, выпиской из акта по результатам контрольного мероприятия в администрации МО "Турочакский район" "Проверка законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-127), а также другими копиями документов, имеющимися в материалах дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Указанные доказательства получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 2 1.2 Учетной политики Администрации МО «Турочакский район» для целей бюджетного учета, утвержденной распоряжением администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ-р ведение учета возложено на начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета.

Одной из основных задач Отдела является осуществление организации бухгалтерского учета по исполнению бюджетной сметы. При этом ответственность за обеспечение организации, соблюдение и состояние порядка ведения бухгалтерского учета несет начальник отдела (главный бухгалтер) (п. 2, 5 Положения об отделе финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район», утв. распоряжением администрации МО «Турочакский район от ДД.ММ.ГГГГ-р) (л.д. 103, 105).

Согласно распоряжению администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ-к ФИО1 переведена на должность исполняющей обязанности начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета. Распоряжением л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108-109).

Должностной инструкцией начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» установлено, что начальник отдела, в том числе обязан отражать в регистрах бухгалтерского учета операции, в пределах своей компетенции; осуществлять ведение peгистpов бюджетного учета в соответствии с инструкцией о бюджетном учете, взаимодействовать с сотрудниками других подразделений государственного органа, других государственных органов для решения вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с разделом 4 должностной инструкции начальник отдела несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что о дате и месте рассмотрения дела она не была уведомлена надлежащим образом, не имела возможности осуществить своё право на защиту, противоречат материалам дела.

Как следует из абзаца 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343.

Извещение о месте и времени рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по адресу ее места жительства, содержащемуся в протоколе об административном правонарушении, почтовым отправлением с идентификатором . Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, имеющемуся в материалах дела, с идентификатором , почтовое отправление возвращено в связи с истечением срока хранения.

Таким образом, требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела в отсутствие ФИО3 мировым судьей не нарушены, необходимые условия для реализации ее права на судебную защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела ей были созданы.

Неполучение ФИО3 поступающей по адресу проживания и регистрации почтовой корреспонденции является её риском, все неблагоприятные последствия несет заявитель.

Доводы поданной по делу жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вменяемых ей административных правонарушений, являлись предметом тщательного исследования судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклонены как несостоятельные.

Выводы, изложенные в постановлении мирового судьи, не ставят под сомнение установленные по настоящему делу обстоятельства и не являются основанием к отмене принятого по настоящему делу судебного акта.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки нижестоящей судебной инстанцией, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в деянии начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» ФИО1 объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является.

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для прекращения производства по делу и для освобождения ФИО1 от административной ответственности суд первой инстанции обоснованно не усмотрел. Не усматривается таковых и при административном пересмотре настоящего дела.

Назначенное административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета администрации МО «Турочакский район» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья И.В. Беляев