Дело № 12-19/2024
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2024 г. г. Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Лазуткин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО1 на постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 14 декабря 2023 г. № о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ЦФО) от ДД.ММ.ГГГГ№ открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель ОАО «РЖД» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в нарушение пп. «а» п. 18 и пп. «а» п. 21 Требований № 1633 объекты транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) станций Орел, Лужки-Орловские не оснащены техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение 30 суток; выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры. В целях безопасности на ОТИ осуществляется воспрепятствование проникновению на критический элемент ОТИ нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, путем использования инженерных средств обеспечения транспортной безопасности (решетки на окнах, домофон, металлические двери, замки, частичное ограждение) в соответствии с утвержденным Росжелдором планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», реализация требований по обеспечению транспортной безопасности в части оснащения техническим средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 974-р, были утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании. Согласно п. 5 вышеуказанного распоряжения оснащение ОТИ станций Орел, Лужки-Орловские техническим средствами обеспечения транспортной безопасности должно быть обеспечено на пятом этапе (начиная с 2025 г.). Правительство РФ как единственный учредитель и акционер ОАО «РЖД» определяет приоритетные направления развития и деятельности компании как стратегически важной отрасли, формируя и утверждая программу развития, в том числе в вопросе обеспечения транспортной безопасности. Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р, установлено, что на выполнение полного комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности необходимо более 2 трлн. рублей. За счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрено до 2025 г. 48,5 млрд. рублей. Полное наполнение инвестиционных проектов на 2020-2025 г. сформировано в соответствии с проведенным ранжированием ОТИ. Предъявление Ространснадзором требований в отношении объектов без учета указанных критериев ранжирования, является необоснованным и нарушает принцип поэтапной реализации требований законодательства о транспортной безопасности. Полагает, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Просит отменить вышеуказанное постановление.
Определением судьи Орловского районного суда Орловской области от 15 января 2024 г. жалоба представителя ОАО «РЖД» на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ№ направлена для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Орла.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные содержащимся в жалобе. При этом, указал, что вмененное им правонарушение основано на нарушении требований Правительства РФ, указанных в постановлении № 1633 от 8 октября 2020 г. Однако, 21 апреля 2022 г. то же Правительство РФ издало другое распоряжение, в котором указаны этапы, при которых реализовывается оснащение техническими средствами той или иной станции. Их станции в данных этапах с 1 по 4 не поименованы. Соответственно, станции Орел, Лужки-Орловские подпадают под действия 5 пункта, который начинает действовать с 2025 г. В связи с чем, им позволяет оснастить указанные станции только начиная с 2025 г., то есть не наступил еще срок, когда они это должны сделать. Нужны денежные средства в достаточно большом объеме, и не возможно всю инфраструктуру единовременно обеспечить тем, что указано в постановлении № 1633. Имеется «Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 г.», которой установлено, что на выполнение полного комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности необходимо более 2 трлн. рублей.
Старший помощник Орловского транспортного прокурора Евтюхова Е.Н. полагала, что доводы жалобы не подлежат удовлетворению. Просила оставить постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 14 декабря 2023 г. без изменения. Указала, что распоряжение Правительства РФ № 974-р носит характер планирования и не отменяет требования Федерального закона «О транспортной безопасности» и постановление Правительства РФ № 1633, согласно которым станции должны быть оснащены техническими средствами. Станции Орел, Лужки-Орловские потенциально опасны и уязвимы для угроз и требования по их защите, в том числе и техническими средствами. ОАО «РЖД» уже неоднократно привлекалось к административной ответственности за данные нарушения. Постановление Правительства РФ № 1633 действует с 2020 г., а постановление 974-р, которое носит характер планирования, введено только с 2022 г. Требование ОАО «РЖД» по оснащению станций не исполняется уже длительное время.
Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО3 пояснил, что в ноябре 2023 г. прокуратурой были проведены проверочные мероприятия, в которые попали станции Орел, Лужки-Орловские. С данными станциями имеются проблемы. Из года в год, одно и тоже нарушение, в видеофиксации. По данному факту он вынес постановление, штраф в нем минимальный.
Выслушав представителя ОАО «РЖД», прокурора, государственного инспектора, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ определено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности»), а также в постановлении Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» (далее – Требования № 1633).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу пп. «а» п. 18 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры I категории (железнодорожные станции, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, а также участки железнодорожных путей) дополнительно к положениям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: - видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; - видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; -передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; - хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; - выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; - возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности; - документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; - определение соответствия постоянного пропуска предъявителя на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности;
В соответствии с пп. «а» п. 21 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные станции, на которых не осуществляется обслуживание пассажиров, а также участки железнодорожных путей) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: - видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; - видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; - передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; - хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; - выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; - возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности; - документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени; - определение соответствия постоянного пропуска предъявителя предъявителю на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности;
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, Орловской транспортной прокуратурой в период времени с 21 по 24 ноября 2023 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», находящегося по адресу: г. Орел, Привокзальная площадь, д. 1.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности.
Так, в нарушение пп. «а» п. 18 и пп. «а» п. 21 Требований № 1633 на железнодорожных станциях Орел, Лужки-Орловские на объектах транспортной инфраструктуры отсутствуют технические средства и инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие: видеонаблюдение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение 30 суток; выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.
Указанные данные явились основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной вменяемой нормой, постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО.
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: решением Орловского транспортного прокурора о проведении проверки от 21 ноября 2023 г., актом проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности ОАО «РЖД», постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 ноября 2023 г.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, государственный инспектор МТУ Ространснадзора по ЦФО пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в целях безопасности на ОТИ осуществляется воспрепятствование проникновению на критический элемент ОТИ нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, путем использования инженерных средств обеспечения транспортной безопасности (решетки на окнах, домофон, металлические двери, замки, частичное ограждение) в соответствии с утвержденным Росжелдором планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, имеется «Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 г.», не свидетельствуют об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам представителя ОАО «РЖД», в перечне ОТИ, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническим средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указным обществом на ином законном основании сроком до 2025 г. станции Орел, Лужки-Орловские отсутствуют.
Более того, обязанность ОАО «РЖД» по реализации мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности установлена Федеральный закон «О транспортной безопасности», а также постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1633.
Таким образом, доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и охраны объектов должны быть реализованы в срок до 2025 г., установленный Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 947-р, в связи с чем, указанные требования носят преждевременный характер, суд признает несостоятельными, поскольку станции Орел, Лужки-Орловские относятся к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, и мероприятия по их оснащению должны были быть реализованы в течение 1 года со дня вступления в законную силу постановления Правительства РФ.
Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание соразмерно совершенному правонарушению и назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в размере, предусмотренном санкцией статьи.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, в связи с чем, оснований для отмены постановления государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 14 декабря 2023 г. № о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «РЖД» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.А. Лазуткин