ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/13 от 14.01.2013 Магаданского городского суда (Магаданская область)

№ 12-1/13

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                     14 января 2013 года

    Судья Магаданского городского суда Магаданской области Малая В.Г.,

с участием защитника Торгашевой Е.А.,

представителя административного органа - Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области – главного специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Кашу Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу генерального директора ОАО «Колыматранснефть» В.Н. Жигалина на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г. Задорожного № 43 от 8 августа 2012 года о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Колыматранснефть» Жигалина В.Н.,

у с т а н о в и л:

    Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г.З. *** от *** должностное лицо – генеральный директор ОАО «Колыматранснефть» Жигалин В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Жигалин В.Н. подал на него жалобу, из содержания которой следует, что с 1998 года по настоящее время ОАО «Колыматранснефть» оказывает услугу по обслуживанию нефтепирса по цене - 40 рублей за 1 тонну, руководствуясь при этом установленной Комитетом экономики Администрации Магаданской области согласно реестру №МД-5-98, зарегистрированному Председателем комитета экономики администрации области ***, предельной свободной цене в размере 58 рублей за 1 тонну (без НДС).

Вышеуказанная предельная свободная цена была установлена на основании п. 3.11. Положения о комитете экономики администрации Магаданской области, утвержденного Постановлением Администрации Магаданской области от 24 января 1996 года № 11 «Об утверждении Положения о комитете экономики администрации области», согласно которому Комитет осуществляет функции, в том числе, по проведению работ по реализации направлений ценовой политики региона, способствует выполнению законов РФ, постановлений Правительства РФ и решений Администрации области по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в отраслях народного хозяйства, в том числе на продукцию и услуги естественных монополий; а также на основании Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифом), в редакции от 15 апреля 1996 года, действовавшей на момент установления предельной свободной цены, т.е. на 13 февраля 1998 года и на основании Постановления Администрации Магаданской области №220 от 28 декабря 1995 года «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов».

Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239 утверждены:

перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ:

перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых. сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственной регулирование тарифов и надбавок.

В перечень товаров и услуг, в отношении которых государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ входят: топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемый населению и снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Руководствуясь Постановлением Правительства от 07 марта 1995 года № 239, Администрация Магаданской области приняла Постановление от 28 декабря 1995 года «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов», которым были утверждены два Перечня согласно Приложению №1 и №2.

В Приложении №1 установлен перечень продукции, товаров и услуг, на которое государственное регулирование тарифов, цен и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом экономики Администрации Магаданской области, в частности:

- снабженческо-сбытовые надбавки к ценам на продукты, реализуемые всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, доминирующими на рынке. Данный Перечень не противоречит Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239, в котором указывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, а именно: снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза.

Таким образом, Перечень, утвержденный Правительством РФ от 7 марта 1995 года № 239 с изменениями на дату утверждения тарифов для ОАО «Колыматранснефть» общий, так как не содержит наименования продуктов и товаров. Перечень, утвержденный постановлением Администрацией от 28 декабря 1995 года № 220, - конкретный с указанием на нефтепродукты.

Постановление Администрации от 28 декабря 1995 года № 220 согласовано с начальником антимонопольного управления Никулиным В.И.

В заключении комитета экономики администрации области от 27 февраля 1998 года №10-05/212 указывается, что с 13 февраля 1998 года для ОАО «Колыматранснефть» установлены тарифы на переработку нефтепродуктов.

13 декабря 2003 года Федеральная энергетическая комиссия РФ Постановлением № 107-т/З утвердила тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услугами в ОАО «Колыматранснефть» в размере 40 рублей за 1 тонну. Согласно п. 2.8. Приложения 2 к Постановлению №107-т/3 в перечень операций, стоимость которых включена в тарифы за производство ПРР, включено инфраструктурное обеспечение производства грузовых работ. Предоставление пирса — это и есть инфраструктурное обеспечение.

Таким образом, Федеральная энергетическая комиссия РФ подтвердила тариф Комитета экономики Магаданской области в размере 40 рублей за 1 тонну. Фактически на протяжении своей хозяйственной деятельности ОАО «Колыматранснефть» предоставлял нефтепирс для разгрузки нефтепродуктов по цене 40 рублей за 1 тонну (инфраструктурное обеспечение производства грузовых работ), погрузо-разгрузочные работы ОАО «Колыматранснефть» не осуществляло.

Подпунктом 5 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 12 июля 1999 года № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства» были определены основные его задачи, в том числе:

государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополии на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

Согласно пункту 6 вышеуказанного Постановления Министерство выполняет, в том числе следующие функции:

2) дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

8) согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации), а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

21)    применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных
монополий в области связи и на транспорте, предусмотренные законодательством
Российской Федерации о естественных монополиях, включая ценовое регулирование,
осуществляемое посредством определения (установления) цеп (тарифов) пли их
предельного уровня;

22)    осуществляет контроль за перекрестным субсидированием между категориями и группами потребителей транспортных услуг и потребителей услуг связи и разрабатывает предложения по его прекращению, за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий в области связи и на транспорте с потребителями их услуг, за инвестиционной и иной деятельностью субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте в части ее влияния на цены (тарифы), устанавливаемые на транспортные услуги и услуги в области связи;

23)    анализирует и прогнозирует экономическую ситуацию, складывающуюся в Российской Федерации в процессе реализации мер государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, готовит предложения по развитию и совершенствованию конкурентных отношений и изменению режима государственного регулирования субъектов естественных монополий, направленные на обеспечение роста экономической эффективности деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте и защиту прав потребителей их услуг;

24)    утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти методики, требования и правила учета затрат на услуги, обязательные для субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, и определяет порядок представления соответствующей отчетности;

28) осуществляет проверки соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной поддержке предпринимательства, о защите прав потребителей, о рекламе, а также законодательства о естественных монополиях.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 года №741 были внесены изменения в п. 11 Положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» следующего содержания: «11. Для определения основных направлений деятельности Министерства по регулированию естественных монополий и принятия решений по вопросам введения, изменения или прекращения регулирования, а также применения предусмотренных законодательством о естественных монополиях методов регулирования в Министерстве образуется правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи».

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2002 года № 223 «О внесений изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 960 и от 12 июля 1999 года № 793» регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, включая ценовое регулирование передано от Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства» к Федеральной энергетической комиссии РФ.

Таким образом, начиная с июля 1999 года по апрель 2002 года МАП РФ осуществлял ценовое регулирование посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня для субъектов естественных монополий на транспорте, осуществлял проверку соблюдения органами исполнительной власти субъектов РФ законодательства о естественных монополиях.

Министерство РФ по Антимонопольной политике приказом от 18 декабря 2000 года № 982 приняло решение правления МАП России:

1. Утвердить решение правления МАП России от 14.12.2000г. №38/11-2-р

2. Довести принятое решение до Северо - Восточного управления МАП России и возложить на его руководителя контроль за исполнением данного решения.

В свою очередь, Северо - Восточное управление МАП России в рамках своих полномочий тариф для ОАО «Колыматранснефть» не утвердило; по настоящее время тариф никто не оспорил.

Согласно п. 1 решения Правления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 14 декабря 2000 года ОАО «Колыматранснефть» включено в «Реестр субъектов естественных монополий на транспорте» без расшифровки видов услуг.

При принятии решения за № 38/11-2-р МАП России руководствовался ст. 11 ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ и п. 1 раздела Положения о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, утвержденного Приказом МАП России от 09 июля 1999 года № 215.

Согласно п. 3 Положения о реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденного Приказом МАП России от 9 июля 1999 года №215 государственное регулирование и контроль, установленные Федеральным законом "О естественных монополиях", распространяется на хозяйствующий субъект после его включения в Реестр. В разделе 2 данного Положения перечислены виды деятельности, отнесенные к сферам услуг естественных монополий на транспорте, включающиеся в себя услуги транспортных терминалов: погрузочпо -разгрузочные работы и складские операции.

Таким образом, ОАО «Колыматранснефть» было включено в реестр в связи с тем, что оно осуществляло погрузочно-разгрузочные работы и складские операции. На момент принятия МАП решения №38/11-2-р услуга по предоставлению причала не была отнесена к сфере услуг естественных монополий на транспорте. Услуга по предоставлению причала была выделена в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством только в Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2008 года № 293.

ОАО «Колыматраннефть» осуществляет свою деятельность в транспортном терминале.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 год № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а именно:

1. погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам);

2.    хранение грузов.   

    С 2000 года ОАО «Колыматранснефть» не осуществляет погрузочно-разгрузочные работы и хранение нефтепродуктов в связи с отсутствием лицензии (погрузо-разгрузочные работы и хранение нефтепродуктов являются лицензируемыми видами деятельности).

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 332, с июня 2004 года по настоящее время ФСТ России является правопреемником Федеральной энергетической комиссии РФ и органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

    Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 7 августа 2009 года № 182-т/З «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России».

ОАО «Колыматранснефть» под №125 автоматически включено в этот перечень па основании решения МАП России № 38/11-2-р от 14.12.2000г., т.е. по погрузо-разгрузочным работам и складским операциям, которые ОАО «Колыматранснефть» не осуществляет. В данном приказе также отсутствует расшифровка, по каким видам услуг включено    в реестр ОАО «Колыматранснефть».

    Считает, что ОАО «Колыматранснефть» было незаконно включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в декабре 2000 года по погрузо-разгрузочным работам и складским операциям, так как данные услуги не оказывало. Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области не проанализировало рынок услуг, предоставляемых ОАО «Колыматранснефть». С 2001 года услуги по предоставлению пирсов осуществляют три предприятия: ОАО» Колыматранснефть». ООО «Тосмар» и ООО «Аржан» (с 2001 года по 2010 года), а с 2011 года Магаданский торговый порт. Таким образом, ОАО «Колыматранснефть» не занимает доминирующее положение.

    Полагает, что оказываемая ОАО «Колыматранснефть» услуга входит в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239.

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" Федеральной службой по тарифам был издан Приказ от 24 июня 2009 года № 135-тЛ «Об утверждении порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)», которым был утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России. Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов (п. 4. Приказа №135-т/1). Отсутствие мотивировки является основанием для отказа в принятии предложения к рассмотрению (п. 9, 12, 13, 14 вышеуказанного Приказа).

В рамках предоставленных ФСТ России полномочий, в своем письме от 5 марта 2011 года №ПС-1663/10 Федеральная служба по тарифам не обязала ОАО «Колыматранснефть» предоставить документы для установления либо изменения тарифов на услугу по предоставлению причала.

2 мая 2012 года (исх. 01-10/1188) Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области обратилось в ФСТ России с просьбой пояснить, правомерно ли ОАО «Колыматранснефть» применяло в 2009-2011г.г. неутвержденные ФСТ России тарифы на услугу по предоставлению нефтепирса в морском порту Магадан, а также обязано ли было Общество обратиться в ФСТ России для рассмотрения вопроса но установлению (изменению) тарифа.

В своем письме ФТС России от 6 июня 2012 года № ТС-4398/13 указало, что если Комитет экономики администрации Магаданской области был наделен в установленном порядке полномочиями органа исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, то, по мнению Службы, осуществление Обществом деятельности по установленным тарифам, не является нарушением законодательства о ценообразовании. Что касается вопроса обязанности Общества обратиться в ФСТ России для рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифа, то в соответствии с п. 4 Приказа от 24 июня 2009 года № 135-т/1, рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Таким образом, ФСТ России дополнительно подтвердила, что у Общества отсутствует обязанность обратиться в ФСТ России для рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифа.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ (в редакции от 17.08.1995г.) органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль:

- определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требовании настоящего Федерального закона. А с декабря 2008 года принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №281-ФЗ).

        Согласно статье 11 ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют полномочия, в том числе:

- принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов):

- принимают в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;

- направляют субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

- принимают решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

- направляют органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

- привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- обращаются в суд с иском, а также участвуют в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона.

В силу подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Полагает, что решение Комитета экономии Администрации Магаданской области по реестру №МД-5-98 обязательно для ОАО «Колыматранснефть» с 13 февраля 1998 года по настоящее время.

Ни МАП России в то время (с июля 1999 года по апрель 2002 года был органом регулирования естественных монополий на транспорте), ни Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, ни ФСТ России (с июня 2004 года по настоящее время является органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий) в рамках предоставленных им полномочий не направляли в адрес Администрации Магаданской области предписания об отмене принятого им решения, а также не обращались в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Указывает, о том, что при рассмотрении дела комиссией он ходатайствовал (письмо от 27 апреля 2012 года №31) на основании п. 4 Приказа от 24 июня 2009 года № 135-т/1 выступить с предложением к ФСТ России по установлению либо изменению тарифов на услугу по предоставлению нефтепирса, предоставляемую ОАО «Колыматранснефть», так как рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется также на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, однако данное ходатайство не было рассмотрено комиссией в нарушении подпункта 6 пункта 3 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26 июля 2006 года.

    Указывает также, что не мог предвидеть возможности наступления вредных последствий своего действия, не должен был и не мог их предвидеть, так как руководствовался действовавшим на тот момент законодательством.

Кроме того, обращает внимание на то, что решением Арбитражного суда Магаданской области от *** частично удовлетворено его заявление Жигалина В.Н. об оспаривании решения от *** и выданного на его основании предписание *** от ***, пункты 2,4,5 решения *** от *** признаны незаконными и отменены как несоответствующие требования п.6,10 ч.1 ст.10, ст.41, 50 ФЗ № 135-ФЗ от *** «О защите конкуренции».

В связи с изложенным полагает, что в его действия отсутствует состав и событие административного правонарушения, просит постановление от *** отменить, производство по делу прекратить.

        В части привлечения к административной ответственности за нарушение действующего законодательства, выразившегося в применении ОАО «Колыматранснефть» цены в размере 70 рублей (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по договору от *** просил в соответствии с п.2.9 КоАП РФ освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием, мотивируя тем, что разница в стоимости услуги для ООО «Магадантранснефть» составила 390 рублей, т.е. менее 400 рублей, а также тем, что стороны действовали добровольно при подписании договора, согласовав цену. Просил учесть, что данный случай единственный за 14 лет.

        Кроме того, в жалобе Жигалиным В.Н. ставится вопрос о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

В судебном заседании *** Жигалин В.Н. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судья определил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании *** Жигалин В.Н. доводы заявления поддержал в полном объеме, просил восстановить процессуальный срок обжалования постановления от *** и отменить оспариваемое постановление по доводам, изложенным в заявлении.

Защитник Торгашева Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, полагала, что оспариваемое постановление подлежит отмене по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Также просила признать причины пропуска процессуального срока на обжалование постановления уважительными и восстановить указанный срок.

Участвующая в деле представитель административного органа Кашу Е.В. возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном письменном мнении, а также письменном мнении на дополнение в заявлению, представленное защитником ***; полагала, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г.З. *** от *** является законным и обоснованным, просила оставить его без изменения. В части ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления от *** указала, что его копия была направлена Жигалину В.Н. в день вынесения, нарушений со стороны УФАС не допущено, решение по заявленному ходатайству оставила на усмотрение суда.

Разрешая ходатайство Жигалина В.Н. о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, суд исходит из следующего.

В соответствии с с.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу ч.2 названной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно исследованным в ходе судебного заседания материалам дела *** *** Жигалиным В.Н. подано заявление о признании незаконным постановления *** от ***, вынесенного руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Колыматранснефть» Жигалина В.Н.

*** Магаданским городским судом указанное заявление возвращено заявителю в связи с пропуском установленного законом срока на его обжалование и отсутствием ходатайства о его восстановлении.

Из содержания заявления, поданного Жигалиным В.Н. ***, следует, что в нем содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, мотивированное тем, что копию оспариваемого постановления он получил ***, что подтверждается справкой УФПС Магаданской области – Филиал ФГУП «Почта России» от ***, при этом первоначально обратился с жалобой в суд ***, однако жалоба с приложенными документами была возвращена в его адрес в связи с пропуском срока на обжалованием и отсутствием ходатайства о его восстановлении.

Согласно справке от *** № 35.23.05402 УФПС Магаданской области – Филиал ФГУП «Почта России», выданной Жигалину В.Н., заказное письмо № ШПИ 68501723054027, поданное к пересылке 8 августа 2012 года (отправитель – Управление ФАС по Магаданской области) в ОПС-17 на имя Жигалина В.Н. поступило *** в участок доставки УФПС Магаданской области, вручено адресату *** (л.д.76). При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения закона, судья приходит к выводу о возможности признать причины пропуска процессуального срока на подачу жалобы уважительными, а приведенные лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и его защитником доводы – обоснованными.

С учетом изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, его защитника, представителя административного органа, судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 14.31 совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Как следует из оспариваемого постановления *** от ***, решением Комиссии Магаданского УФАС России от *** по делу *** в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признано доминирующим положение ОАО «Колыматранснефть» на рынке оказания услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области.

Так, согласно реестру №МД-5-98 от *** Комитет экономики администрации Магаданской области установил для ОАО «Колыманефтепродукт» предельную свободную цену в размере 58 рублей за 1 тонну (без НДС) на услуги по обслуживанию нефтепирса. Фактически Обществом с *** на услуги по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов применяется тариф в размере 40 рублей (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов и на момент рассмотрения дела цена осталась неизменной.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением МАП России от 14 декабря 2000 года №38/11-2-р ОАО «Колыматранснефть» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Постановлением Правительства Российской Федерации №293 от 23 апреля 2008 года «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее- Постановление Правительства РФ № 293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Пунктом 7 в указанный Перечень включены услуги по предоставлению причалов.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (далее -Постановление № 239) определены перечни услуг субъектов естественных монополий тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и установлено разграничение полномочий по их регулированию между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации.

Согласно действующей редакции Постановления Правительства № 239 услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам включены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

ОАО «Колыматранснефть» включено в Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, утвержденный Приказом ФСТ России от 7 августа 2009 года №182-т/3. Указанный Приказ ФСТ России вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 года. Следовательно, с 1 января 2010 года государственное регулирование тарифов для ОАО «Колыматранснефтъ» осуществляется ФСТ России.

ОАО «Колыматранснефть» не обращалось после 1 января 2010 года в ФСТ России за утверждением в установленном порядке тарифа на услугу по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области.

На момент утверждения Обществу (13 февраля 1998 года) Комитетом экономики Администрации Магаданской области тарифов на услуги по предоставлению причала, тариф на данную услугу являлся свободным, поскольку услуга не входила ни в один из перечней, утвержденных Постановлением Правительства № 239, в редакции от 7 марта 1995 года, следовательно, в силу действия пункта 7 названного постановления, услуга по предоставлению причала не подлежала государственному регулированию.

В связи с изложенным, тариф на услугу предоставления причала в феврале 1998 года являлся свободным и установление 13 февраля 1998 года Комитетом экономики администрации Магаданской области предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в полномочия Комитета, как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий. Предоставленное Постановлением Правительства РФ № 239 право Комитету экономики Магаданской области осуществлять регулирование цен (тарифов), а также полномочия определенные пунктом 3.11. Положения о Комитете экономики администрации Магаданской области, не относятся к услуге предоставления причала - нефтепирса, оказываемой ОАО «Колыматранснефть». Следовательно, с учетом вышеизложенного, тариф ОАО «Колыматранснефть» на услугу предоставления причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области установленный с 13 февраля 1998 года и действующий по настоящее время является неутвержденным в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, действия ОАО «Колыматранснефтъ» по применению в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном, порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» и признаны решением Комиссии от 18 июня 2012 года по делу № 03-10/3-2012 злоупотреблением доминирующим положением.

Вступившее в законную силу решение Комиссии от 18 июня 2012 года в соответствии с требованиями п.1.2. ст. 28.1 КоАП послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в рамках которого в действиях генерального директора ОАО «Колыматранснефть» Жигалина В.Н. административным органом установлен факт злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в применении ОАО «Колыматранснефть» в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФТС России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала-нефтепирса в Магаданском морском торговом порту, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.

    Решением Арбитражного суда Магаданской области от *** частично удовлетворено заявление Жигалина В.Н., оспорившего решение от *** и выданное на его основании предписание *** от ***, пункты 2,4,5 решения *** от ***, которыми

действия ОАО «Колыматранснефть» по применению в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФТС России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала-нефтепирса в морском торговом порту Магадан (Магаданская область) признаны нарушением п.10. ч.1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»;

- определено выдать ОАО «Колыматранснефть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего направить документы в ФТС России для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала-нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область;

- в связи с выявлением при рассмотрении дела нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, определено направить материалы дела должностному лицу Магаданского ФАС для принятия мер в соответствии с КоАП РФ,

признаны незаконными и отменены как несоответствующие требования п.6,10 ч.1 ст.10, ст.41, 50 ФЗ № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции».

В настоящее время указанное решение не вступило в законную силу.

    Выслушав доводы участников процесса, проанализировав представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Доминирующим в силу ч.5 ст. 5 названного Закона признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Ст.3 ФЗ № № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» определяет понятия естественной монополии, под которым понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъекта естественной монополии как хозяйствующего субъекта, занятого производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Как следует из материалов дела, ОАО «Колыматранснефть» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в соответствии с решением МАП России от 14 декабря 2000 года № 28/11-2-р.

При этом, по мнению судьи, довод лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, о незаконном включении ОАО «Колыматранснефть» в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в декабре 2000 года по погрузо-разгрузочным работам и складским операциям в ходе судебного разбирательства, равно как и об отсутствии доминирующего положения данного хозяйствующего субъекта, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, проанализировав представленные письменные доказательства, заслушав пояснения участников процесса, судья полагает, что вывод административного органа о том, что установление Комитетом экономики администрации Магаданской области предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в полномочия Комитета как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий, вследствие чего тариф ОАО «Колыматранснефть» на услугу предоставления причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области, установленный с 13 февраля 1998 года и действующий по настоящее время, является неутвержденным в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, является ошибочным.

Так, постановлением Администрации Магаданской области *** от *** утверждено Положение о комитете экономики администрации Магаданской области. Согласно п.3.11 данного положения Комитет проводит работу по реализации направлений ценовой политики региона, способствует выполнению законов РФ, постановлений Правительства РФ и решений администрации области по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в отраслях народного хозяйства, в том числе и на услуги естественных монополий (л.д.31-33).

*** Комитетом по экономике администрации Магаданской области установлен тариф на услуги по предоставлению причала-нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов в размере 58 рублей (без НДС) за тонну нефтепродуктов.

*** постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ в отношении ОАО «Колыматранснефть» как субъекта естественных монополий, включенного в реестр естественных монополий, в 2000 году утвержден тариф на погрузо-разгрузочные работы и связанные с ним услуги в размере 40 рублей за 1 тонну (без НДС).

Обосновывая наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, выразившегося в применении ОАО «Колыматранснефть» в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФТС России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала-нефтепирса в Магаданском морском торговом порту, административный орган ссылается на то, что услуга по предоставлению причала на момент утверждения ОАО «Колыматранснефть» Комитетом экономики Администрации Магаданской области тарифов на указанные услуги не подлежала государственному регулированию, в связи с чем тариф на данную услугу в феврале 1998 года являлся свободным и установление Комитетом предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в его полномочия.

Кроме того, административный орган указывает, что ОАО «Колыматранснефть» не обращалось после *** в ФСТ России за утверждением в установленном порядке тарифа на услугу по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области, тогда как с *** государственное регулирование тарифов для ОАО «Колыматранснефть» осуществляется ФТС России.

С данными выводами судья не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно п.6 постановления Правительства РФ *** от *** «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и настоящим Положением.

Государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Перечень услуг при погрузо-разгрузочных работах в портах определен постановлением Правительства РФ № 293 от 23 апреля 2008 года «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Названным постановлением (п.7, п.9) в указанный Перечень включены услуги по предоставлению причалов, по погрузке и выгрузке судов. До принятия указанного постановления Правительства РФ данный перечень конкретизирован не был. При этом перечень услуг по сравнению с ранее действовавшими услугами естественных монополий, расширен за счёт выделения конкретных хозяйственных операций субъектов естественных монополий, в частности, в перечень включена услуга по предоставлению причалов как самостоятельная хозяйственная операция.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов наряду с представленными письменными доказательствами свидетельствует о том, что вопреки выводам административного органа Комитет экономики Администрации Магаданской области обладал полномочиями в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования в период утверждения 13 февраля 1998 года Реестра № МД-5-98, согласно которому утвержден тариф на услугу по предоставлению причала-нефтепирса в Магаданском морском торговом порту.

Кроме того, по мнению судьи, является обоснованной ссылка лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, о том, что ОАО «Коламатранснефть» лишено возможности самостоятельно обратиться в ФТС Росси по вопросу установления либо изменения тарифов, поскольку перечень субъектов, обладающих правом предложения таких цен тарифов, сборов) субъекту естественных монополий не принадлежит.

Данные обстоятельства отражены в п. 4 Приказа ФТС России № 135-т/1 от 23 октября 2012 года «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления», согласно которому рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Таким образом, осуществляя деятельность по установленным тарифам, Жигалин В.Н. не допустил нарушения положений действующего законодательства, в связи с чем его доводы в этой части следует признать обоснованными.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния; субъективная сторона характеризуется умыслом.

    Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что действия должностного лица – Жигалина В.Н. по применению ОАО «Колыматранснефть» в 2010-2011 годах тарифов при оказании услуг по предоставлению причала-нефтепирса в Магаданском морском торговом порту, не утвержденных ФТС России, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в связи с чем в этой части постановление *** от *** подлежит отмене по основанию, предусмотренному ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В силу положений части 3 статьи 1.7 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

При этом частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно исследованным материалам дела, между ОАО «Колыматранснефть» и ООО «Магадантраснефть» *** был заключен договор № 08/09, по условиям которого ОАО «Колыматранснефть» предоставляет во временное пользование ООО «Магадантраснефть» нефтепирс для бункеровки 13 тонн нефтепродуктов, а ООО «Магадантраснефть» оплачивает услуги на условиях и в срок, предусмотренный договором. При этом согласно п. 2.1. договора заказчик возмещает исполнителю расходы, связанные с обслуживанием нефтепирса, исходя из расчета 70 рублей (без учета НДС) за каждую тонну нефтепродуктов. В силу п.2.3 заказчик после подписания договора и получения счет-фактуры на оплату в трехдневный срок производит оплату в размере 100 % от суммы, указанной в счет-фактуре (л.д.54-55).

Как следует из оспариваемого постановления *** от ***, объективную сторону правонарушения, вмененного Жигалину В.Н., образует злоупотребление ОАО «Колыматранснефть» доминирующим положением, выразившееся в применении цены в размере 70 рублей (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по предоставлению ООО «Магадантранснефть» причала – нефтепирса в морском торговом порту Магадан Магаданской области по договору от *** № 08/09, допущенное в связи с ненадлежащим исполнением генеральным директором ОАО «Колыматранснефть» Жигалиным В.Н. своих должностных обязанностей. Время совершения административного правонарушения – день его обнаружения - ***.

В соответствии с ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

    Между тем, положения ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ были введены Федеральным законом № 160-ФЗ от ***.

    До вступления в силу названного ФЗ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ составлял 1 год.

    Поскольку ч.6 ст.4.5. КоАП РФ, предусматривающая специальный срок давности привлечения к административной ответственности, введена в действие ***, то есть после заключения указанного договора № 08/09, по мнению судьи, ее положения не могут распространяться на правоотношения, возникшие до ее вступления в законную силу как ухудшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о наличии условий, предусмотренных п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, являющихся основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.

    В связи с установлением факта привлечения должностного лица Жигалина В.Н. к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, судьей не рассматриваются доводы лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и его защитника о малозначительности совершенного деяния.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу Жигалина В.Н. удовлетворить частично.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г.З. *** от *** в части признания Жигалина В.Н. виновным в злоупотреблении доминирующим положением, выразившемся в применении ОАО «Колыматранснефть» в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФТС России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала-нефтепирса в Магаданском морском торговом порту – отменить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить;

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Г.З *** от *** в части признания Жигалина В.Н. виновным в злоупотреблении доминирующим положением, выразившемся в применении ОАО «Колыматранснефть» цены в размере 70 рублей (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по предоставлению ООО «Магадантранснефть» причала – нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданской области) по договору от *** – отменить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

Судья                          В.Г. Малая