Дело 12-1/16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петухово 09 февраля 2016 года
Судья Петуховского районного суда Курганской области Александрова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Российские железные дороги» на постановление начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО от 18.09.2015г.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Петуховский районный суд с жалобой на постановление начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО от 18.09.2015г., которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В обоснование жалобы указано, что ОАО «РЖД» не является субъектом данного административного правонарушения, так как событием данного административного нарушения - является факт остановки электропоезда № 6411 на ст. Горбуново, остановочных пунктах Сочино и «2541 км» и факт высадки и посадки пассажиров на данных станциях. В данном случае на участке Горбуново-Петухово, Перевозчиком является ОАО «Свердловская пригородная компания», ОАО «Российские железные дороги» является владельцем инфраструктуры. Между ОАО «Свердловская пригородная компания» и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования в пригородном сообщении от 01.02.2013г. № 6/ЮУрЛ, со сроком действия с 01.01.2013г. по 31.12.2015г., следовательно, лицом являющимся субъектом данного административного правонарушения будет являться перевозчик. Кроме того, 22 июля 2015 года электропоезд № 6411 следовал под управлением машиниста ФИО1 и помощника машиниста ФИО2, которые являются работниками Петропавловского локомотивного депо Дочернего предприятия «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ». Поездные бригады, обслуживающие электропоезд № 6411 на участке Петропавловск-Макушино, находятся в штате локомотивного депо Петропавловского отделения. ОАО «РЖД», ОАО «Свердловская пригородная компания» и ДП «Петропавловское отделение» ФГУП «ЮУЖД» МПС РФ» это разные юридические лица. Считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям не установило виновность ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ. Полагает, что административный орган, на котором лежит обязанность доказывания вины, вину ОАО «РЖД» не доказал. В соответствии с действующим законодательством, заказчиком пригородных перевозок железнодорожным транспортом выступает Правительство той или иной области. По мнению Правительства Курганской области, закрытие данных железнодорожных остановок приведет к ограничению транспортной доступности для жителей указанных населенных пунктов. Электропоезд № 6411 обоснованно включен в график движения поездов на 2015г., т.к. между Правительством Курганской области и ОАО «Свердловская пригородная компания» заключен договор «Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курганской области» от 10.02.2015 года № 3/15. Утвержденный график движения поездов обязателен для исполнения. Кроме того, станция Горбуново, остановочные пункты Сочино и «2541 км» включены в тарифное руководство №4, утвержденное Советом по железнодорожному транспорту государств - участников содружества, и официально открыты для посадки и высадки пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Кроме того, неисполнение обязанности по продаже билетов до станций и остановочных пунктов открытых для посадки и высадки пассажиров, будет является нарушением ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку, электропоезд № 6411 производил остановку строго по расписанию, в месте, предусмотренном графиком движения поездов, на станциях и остановочных пунктах, открытых для посадки и высадки пассажиров, то субъективная и объективная сторона административного правонарушения отсутствуют. Кроме того, нормативный правовой акт об открытии пункта пропуска на ст. Петухово Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации не принимался, следовательно, пункт пропуска на ст.Петухово в установленном законом порядке не открыт. В паспорте железнодорожного пункта пропуска через государственную границу РФ «Петухово» указано: «Правовая основа открытия пункта пропуска отсутствует». Следовательно, полномочия ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям» по привлечению ОАО «РЖД» к ответственности за нарушения, выявленные на участке от гос.границы, до пункта пропуска, который не открыт в установленном порядке, отсутствуют. Действующей технологической схемой на ст.Петухово утвержден порядок организации пропуска и контроля, в том числе в электропоездах. Технологическая схема предусматривает проведение пограничного контроля непосредственно в вагоне от ж.д. станции Горбуново до ж.д. станции Макушино и обратно во время движения поезда. ОАО «РЖД» не препятствует пограничным органам осуществлять пограничный контроль. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, заключено в г.Уральске 23.03.1992г. В ст.6 Соглашения указано: «Договаривающиеся стороны согласились сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действия конвенций и других соглашений в области транспорта, участником которых являлся СССР». Кроме того, отмена остановок на ст. Горбуново, остановочных пунктах Сочино и «2541 км», является социальным вопросом, который неоднократно рассматривался Правительством Курганской области. Закрытие данных железнодорожных остановок приведет к ограничению транспортной доступности для жителей указанных населенных пунктов. В связи с тем, что Правительство Курганской области не может обеспечить транспортную доступность для жителей данных населенных пунктов иными видами транспорта, ежегодно данные остановки указываются в договорах между Правительством Курганской области и ОАО «СПК». Считает, что штраф в сумме 400 000 рублей не соответствует целям наказания, является значительным.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО3, действующая на основании доверенности, при рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО4 действующий на основании доверенности, при рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
При рассмотрении жалобы, представитель отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО10, действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился, считает постановление от 18.09.2015г., которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ законным и обоснованным. Просил в жалобе ОАО «РЖД» отказать.
При рассмотрении жалобы, представитель отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО5, действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился, считает постановление от 18.09.2015г., которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ законным и обоснованным. Просил в жалобе ОАО «РЖД» отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, являются физические лица, исключительно граждане РФ, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица, юридические лица.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При характеристике юридического лица в качестве субъекта административного правонарушения необходимо учитывать положения ГК РФ, определяющие понятие и признаки юридического лица. Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Обязательным признаком юридического лица, как субъекта административного правонарушения, является наличие у него гражданской правоспособности, возникновение которой ГК РФ связывает с фактом государственной регистрации юридического лица.
Порядок пересечения Государственной границы РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 и осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, под которыми понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1, где указано, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Установлено, что 22.07.2015г. электропоезд №6411 сообщением «Петропавловск-Макушино», после пересечения государственной границы РФ из Республики Казахстан в Российскую Федерацию при следовании от государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска, установленного на железнодорожной станции «Петухово», осуществлял остановки на посадочных платформах «2541км», Сочино, станции Горбуново. Во время остановок в вагонах электропоезда осуществлялось открытие дверей, высадка и посадка пассажиров, согласно времени, утвержденному расписанием движения поезда.
Согласно ст.2 «Устава железнодорожного транспорта РФ», перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
В силу ст. 50 «Устава железнодорожного транспорта РФ», для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг): предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры; обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры; управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта; предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок; заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования; погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).
Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.
Согласно п.2.2, п.2.3 Устава ОАО «Свердловская пригородная компания», общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из п.3.2.1 Устава ОАО «Свердловская пригородная компания» следует, что основной целью деятельности общества является получение прибыли, а для получения прибыли, общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в том числе.. .перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 09.02.2016 г., ОАО «Свердловская пригородная компания» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга 28.06.2005 г.
Из материалов дела следует, что между ОАО «РЖД» и ОАО «Свердловская пригородная компания» заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем №12/15/ЦДМВ от 17.03.2015г.
В соответствии с п.1.1, п.1.2 указанного договора, арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав в соответствии с перечнем передаваемого в аренду транспорта, являющемся приложением №1 к настоящему договору, для осуществления перевозки пассажиров, годный к эксплуатации и оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспорта локомотивными бригадами арендодателя.
Согласно Приложения №2 к Договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем №12/15/ЦДМВ от 17.03.2015г., электропоезд № 6411 выдан арендатору (ОАО «Свердловская пригородная компания») в рейс на период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. с маршрутом следования от станции Горбуново до станции Макушино, период курсирования – ежедневно, круглогодично 4 вагона.
Из сообщения зам.начальника Южно-Уральской региональной службы развития пассажирских сообщений и представления доступа к инфраструктуре ФИО6 от 23.06.2015г. следует, что участок Макушино-Горбуново-Макушино обслуживает и является перевозчиком (приложение№1) ОАО «Свердловская пригородная компания». Продажа проездных документов в пригородных поездах на данном участке осуществляется разъездными билетными кассирами ОАО «СПК».
Согласно справки начальника моторвагонного депо г.Кургана (филиала ОАО «РЖД») ФИО4 б/н, для организации движения пригородным поездом №6411 сообщением Петропавловск-Макушино 22.07.2015г. использовался подвижной состав, состоящий из 4 вагонов, находящийся в собственности ОАО «РЖД». Подвижной состав является движимым имуществом и находится на балансе моторвагонного депо Курган- структурного подразделения Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава – структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД». Данный подвижной состав на участке Макушино - Горбуново передан в аренду ОАО «СПК».
Из сведений представленных заместителем начальника дороги по безопасному режиму Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» ФИО8 от 28.08.2015г. №5095/107р начальнику Пограничного управления ФСБ России по курганской и Тюменской областям ФИО7 следует, что подвижной пригородного поезда №6411 находится на балансе Курганского моторвагонного депо Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава – структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД». На участке от станции Горбуново до станции Макушино перевозчиком и арендатором подвижного состава является ОАО «Свердловская пригородная компания». Станция Горбуново является конечной станцией участка обслуживания ОАО «СПК». ОАО «СПК» арендует подвижной состав на участке Макушино-Горбуново по договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем от 17.03.2015г. №12/15 ЦДМВ, заключенному с ОАО «РЖД» в соответствии с маршрутной сетью.
Представитель ОАО «СПК» ФИО9 в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что действительно между ОАО «РЖД» и ОАО «Свердловская пригородная компания» заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем от 17.03.2015г. Перевозчиком на участке следования электропоезда №6411 Горбуново - Макушино является ОАО «СПК». Между Правительством Курганской области и ОАО «СПК» заключен договор «Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курганской области» от 10.02.2015г. Утвержденный график движения поездов обязателен для исполнения ОАО «СПК». Электропоезд №6411 включен в график движения поездов на 2015г. с остановками на ст.Горбуново, Сочино, «2541км», которые являются открытыми для посадки и высадки пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения, согласно Выписки из тарифного руководства №4 Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Указанные обстоятельства не были учтены и надлежаще оценены должностным лицом отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям при рассмотрении административного дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что ОАО «РЖД» не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таком положении постановление начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО10 от 18.09.2015г., вынесенное в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 КоАП РФ подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.7. - 30.9. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить.
Постановление начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям ФИО от 18.09.2015г., которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей – отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в срок 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2016г. в 17-00 час.
Судья О.В. Александрова
Решение вступило в законную силу 20.02.2016 г., не обжаловалось