Дело №12-1/16
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тамбов 22 января 2016 года
Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Воронцова Е.С.,
рассмотрев жалобу ТУ Росимущества в Тамбовской области на постановление УФСБ России по Тамбовской области от 04.09.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.12. КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.09.2015, вынесенным УФСБ России по Тамбовской области, ТУ Росимущества в Тамбовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.13.12 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Основанием для привлечения к указанному виду ответственности явилось то, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ и приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 в ТУ Росимущества в Тамбовской области не проведена аттестация компьютеров, имеющих подключение к федеральной государственной информационной системе ФГИАС «ЕСУГИ», на соответствие их требованиям защиты информации.
Не согласившись с данным постановлением, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось с жалобой в суд, указав, что ФГИАС «ЕСУГИ» (Федеральная государственная информационная система «Информационно - аналитическая система «Единая система управления государственным имуществом») развернута и функционирует на базе технических средств ЛВС ЦА (локальной вычислительной сети центрального аппарата) Росимущества, которая создана в целях обеспечения деятельности структурных подразделений ЦА Росимущества, информационного взаимодействия с территориальными органами Росимущества, а также организациями и ведомствами, взаимодействующими с Росимуществом, и для реализации полномочий Росимущества в сети «Интернет». Для обеспечения безопасности передаваемой информации используется технология построения виртуальных частных сетей (***), реализованная на базе сертифицированных по требованиям безопасности информации программно-аппаратных комплексов межсетевого экранирования и шифрования ***. В соответствии с Актами классификации от 17.12.2011, утвержденными Врио руководителя Росимущества, ФГИАС «ЕСУГИ» был установлен класс защищенности от несанкционированного доступа – 1Г и класс К2, как информационной системе персональных данных. ЗАО «Медиан-Решения» проведены работы по аттестации ИАС ЕСУГИ на соответствие требованиям по безопасности информации и выдан Аттестат соответствия от 15.05.2012 № ***. Согласно Аттестата, ФГИАС «ЕСУГИ» соответствует требованиям нормативной документации по безопасности информации, предъявляемым к объектам обрабатывающим конфиденциальную информацию класса 1Г в части защиты информации в АС от несанкционированного доступа. Меры по защите технических средств, резервному копированию, защите информации при передаче по каналам связи в ФГИАС «ЕСУГИ» аналогичны мерам, принятым в ЛВС ЦА Росимущества. Таким образом, компьютеры ТУ Росимущества в Тамбовской области, имеющие подключение к государственной информационной системе защищены в соответствии с законодательством РФ. При этом, следует учесть, что мероприятия по технической защите ФГИАС «ЕСУГИ» в соответствии с п.2.19 Положения об Управлении информационных технологий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Росимущества от 10.03.2013 № 63, проводит Управление информационных технологий Росимущества.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Тамбовской области по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, пояснив также, что на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций в разделе реестр государственных информационных систем указаны все официально зарегистрированные операторы таких систем. ТУ Росимущества в Тамбовской области в качестве оператора информационной системы ИАС ЕСУГИ не зарегистрировано, что исключает возможность привлечения данного территориального управления к административной ответственности по ч. 6 ст.13.12 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель УФСБ России по Тамбовской области по доверенности ФИО2 пояснил, что вина ТУ Росимущества в Тамбовской области в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.13.12. КоАП РФ, материалами дела доказана, постановление от 04.09.2015 законно и обоснованно. ТУ Росимущества в Тамбовской области является самостоятельным юридическим лицом и в силу п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладает статусом оператора информационной системы. Обратил внимание, что постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 на Федеральную службу по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций возложена обязанность по организации формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем. Ведение реестра операторов федеральных государственных информационных систем действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 ст.13.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
На основании ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 149-ФЗ требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
Согласно п. 7, 8, 13, 17 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 № 17, защита информации, содержащейся в государственной информационной системе, обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.
В информационной системе объектами защиты являются информация, содержащаяся в информационной системе, технические средства (в том числе средства вычислительной техники, машинные носители информации, средства и системы связи и передачи данных, технические средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации), общесистемное, прикладное, специальное программное обеспечение, информационные технологии, а также средства защиты информации.
Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия: аттестация информационной системы по требованиям защиты информации и ввод ее в действие.
Аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы настоящим Требованиям.
Из протокола об административном правонарушении № 3/17-15 от 20.08.2015 следует, что в ТУ Росимущества в Тамбовской области установлено 45 персональных компьютеров, имеющих подключение к федеральной государственной информационной системе ФГИАС «ЕСУГИ» для просмотра и ввода информации.
В нарушение вышеуказанных положений аттестация данных компьютеров на соответствие требованиям защиты не проведена, в связи с чем УФСБ России по Тамбовской области в отношении ТУ Росимущества в Тамбовской области вынесено постановление от 04.09.2015, которым данное юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.13.12 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 3/17-15 от 20.08.2015, Положением о ТУ Росимущества в Тамбовской области, выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, протоколами опроса свидетелей и другими материалами дела.
Данные доказательства получены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ТУ Росимущества в Тамбовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт того, что в ТУ Росимущества в Тамбовской области не проведены мероприятия по аттестации компьютеров на соответствие требованиям защиты подтверждается также полученным в период судебного разбирательства письмом Росимущества, согласно которого информации о рабочих местах территориальных органов Росимущества не имеется.
Доводы представителя ТУ Росимущества в Тамбовской области по доверенности ФИО1 о том, что ТУ Росимущества в Тамбовской области не может быть субъектом данного правонарушения, поскольку не является оператором информационной системы основаны на неверном толковании норм закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.
Из пояснений представителя ТУ Росимущества в Тамбовской области по доверенности ФИО1 следует, что установленные в территориальном управлении 45 компьютеров используются сотрудниками управления для работы с федеральной государственной информационной системой ФГИАС «ЕСУГИ».
Таким образом, ТУ Росимущества в Тамбовской области, являясь самостоятельным юридическим лицом в силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, обладает статусом оператора информационной системы.
При вышеизложенных обстоятельствах, полагаю доводы жалобы несостоятельными, а постановление по делу об административном правонарушении от 04.09.2015 законным и обоснованным, соответствующим существу и цели закона.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление УФСБ России по Тамбовской области от 04.09.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.12. КоАП РФ, в отношении ТУ Росимущества в Тамбовской области оставить без изменения, а жалобу ТУ Росимущества в Тамбовской области – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.
Судья Е.С. Воронцова