ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/17 от 03.02.2017 Лаганского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело 12-1/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Лаганского районного суда Республики Калмыкия Мангаева Е.П., рассмотрев 3 февраля 2017 года в г. Лагани в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия № П-11.6/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 10 000,00 руб. и представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия № П-11.6/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия (далее - административный орган) № П-11.6/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО НК «Калмпетрол» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, за которое конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 как должностное лицо подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В тот же день административный орган вынес представление № П-11.6/09-2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с данными постановлением и представлением, конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя следующим.

ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляет свою производственную деятельность на Улан-Хольском месторождении по добыче углеводородного сырья. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ численность работников ЗАО НК «Калмпетрол» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 человек, и соответственно у ЗАО НК «Калмпетрол» образуются отходы производства и потребления.

Согласно письму Управления Росстата по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ № НЕ-08 - 06/131-ТС ЗАО НК «Калмпетрол» отнесено к объектам крупного бизнеса, и на момент проведения проверки утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещения не представлены, таким образом в вину обществу ставится нарушение ч. 2, 3 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Однако административному органу в ходе проверки было доведено, что ЗАО НК «Калмпетрол» не относится к объектам крупного бизнеса и в связи с этим в силу п. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не имеет обязанности утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

Административный орган должен был самостоятельно выяснить, имеет ли общество признаки крупного бизнеса, поскольку он не должен был руководствоваться вышеназванным письмом Управления Росстата по Республике Калмыкия, поскольку данный орган не уполномочен предоставлять такие сведения.

Такие сведения был уполномочен дать налоговый орган, поскольку Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММ-3-06/308® (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в Приказ МНС России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-30/290@" установлено, что в целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии: показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации; суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 миллиардов рублей; активы превышают 20 миллиардов рублей.

Исходя из критериев, установленных нормативными актами налогового органа, и данными налогового учета общества при их сравнении будет видно, что суммарный объем начислений федеральных налогов ЗАО НК «Калмпетрол» не превышает 1 миллиарда рублей, активов свыше 20 миллиардов рублей у общества также нет, и нет доходов, превышающих 20 миллиардов рублей, что говорит о том, что Общество не относится к крупному бизнесу.

Таким образом, ЗАО НК «Калмпетрол» не имеет признаков крупного бизнеса, ни по доходам, ни по численности работников, ни по другим установленным законодательством критериям.

В материалах дела Росприроднадзора по РК нет справки налогового органа об отнесении ЗАО НК «Калмпетрол» к крупному бизнесу, соответственно не были выяснены все обстоятельства дела.

Сам административный орган в акте проверки № П-11/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ на стр. 18, указал, что численность работников ЗАО НК «Калмпетрол» составляет всего 10 человек, что говорит о невозможности отнесения общества к крупному бизнесу на момент проверки.

Просит признать незаконными постановление административного органа о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей и представление от ДД.ММ.ГГГГ и отменить их; приостановить действие постановления о назначении административного наказания и представление до рассмотрения дела по существу.

В судебном заседании ФИО2, представитель конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1, поддержал жалобу в полном объеме. Просит производство по делу прекратить, так как ФИО1 не руководит предприятием, имеющим признаки крупного бизнеса, поэтому и не дожжен был утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

Представитель административного органа ФИО3 пояснил, что ЗАО НК «Калмпетрол» относится к объектам крупного бизнеса, о чем свидетельствуют статданные, поэтому оно обязано утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения. Находит оспариваемые акты административного органа законными и обоснованными, поэтому оснований для удовлетворения жалобы нет, просит отказать в её удовлетворении.

Суд, выслушав объяснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, заслушав представителя административного органа ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что жалоба ФИО1 подлежит полному удовлетворению, а постановление и представление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с частью четвертой статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу ст.2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что в период с 12 сентября 2016 г. по 17 октября 2016 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия Управления проведена плановая выездная проверка деятельности Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов и земель.

Проверкой установлено, что ЗАО НК «Калмпетрол» является владельцем лицензии на пользование недрами с целью геологического излучения и добычи углеводородов из нижнемеловых отложений Уланхольского нефтегазоконденсатного месторождения, срок окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр расположен в Черноземельском и Лаганском районах. Здания, строения, сооружения, нефтяные скважины и другие объекты Уланхольского газоконденсатного месторождения находятся в собственности у Общества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации.

Согласно акту проверки в нарушение требований ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обществом не представлены утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.

Оценив указанные обстоятельства, а также имеющиеся материалы дела, административный орган пришел к выводу, что в действиях ФИО1 как должностного лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем последний был признан виновным в совершении указанного правонарушения, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

По мнению суда, вывод административного органа о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Так, согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшим дело.

Как следует из ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит помимо прочего виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По смыслу приведенных положений, привлечение лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного лица в совершении того или иного административного правонарушения.

По мнению суда, изложенное исключает наличие в действиях конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.

Указание в оспариваемом постановлении административного органа отнесения предприятия как ЗАО НК «Калмпетрол» к объектам крупного бизнеса лишь на основании письма Управления Росстата по РК от ДД.ММ.ГГГГ № НЕ-08-06/131-ТС, где не содержится основание выдачи такого письма, нельзя признать правомерным.

В этой связи доводы жалобы следует признать обоснованными.

Так, в постановлении административного органа не приведено обоснование вывода об этом, не принято во внимание наличие законодательного регулирования категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности. Ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Доводы представителя административного органа ФИО3 о том, что ЗАО НК «Калмпетрол» не значится в сформированном Едином Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, нельзя признать состоятельными, поскольку на момент формирования названного Реестра данное предприятие находится в стадии банкротства.

При таких обстоятельствах постановление административного органа, вынесенное в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным.

По мнению суда, в оспариваемых актах Росприроднадзора не соблюден принцип виновной ответственности за административное правонарушение, что гарантируется положениями статей 1.5 и 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Частью первой ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Следовательно, исходя из положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ представление, вынесенное судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП Российской Федерации.

С учетом этого суд приходит к выводу о том, что также подлежит отмене представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием судом решения о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 удовлетворить полностью.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия № П-11.6/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1, и представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия № П-11.6/09-2016 от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в силу немедленно после его вынесения.

Судья