ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/18 от 10.01.2018 Молчановского районного суда (Томская область)

Дело № 12-25/2017

РЕШЕНИЕ

с. Молчаново 10 января 2018 года

Судья Молчановского районного суда Томской области Дубасова Т.М.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Наливкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Наливкина В.В. на постановление по делу об административном правонарушении и.о. председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Струкова А.И. от 21.09.2017 № 531/2017 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении и.о. председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Струкова А.И. от 21.09.2017 № 531/2017 Наливкину В.В. назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному постановлению административное правонарушение выразилось в том, что 07.08.2017 в ходе патрулирования лесного фонда Молчановского лесничества было обнаружено, что Наливкин В.В. в выделе 2 квартала 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» Суйгинского участкового лесничества Молчановского лесничества территории бывшего п. Смолокуровка на площади 0,046 га самовольно занял лесной участок, возвёл рубленый дом из круглого леса (дом охотника) с дощатой пристройкой, а также построил подсобные помещения: дровяник, туалет, сушилку для целей рекреации, при этом разрешительных документов на использование участка лесного фонда Наливкин В.В. не имеет.

В жалобе Наливкин В.В. просит указанное постановление как незаконное и необоснованное отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

В обосновании ссылается на то, что в ходе проведения в отношении него проверки должностными лицами были допущены нарушения действующего законодательства, а именно в нарушение статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему не были разъяснены его права и обязанности, не разъяснена статья 51 Конституции РФ, не было предложено воспользоваться услугами защитника. Должностное лицо А. попросил его расписаться за «избушку», при этом не объяснил ему, что опрашивает его по факту её постройки, а также не поинтересовался, имеются ли у него документы, разрешающие строительство охотничьей избушки. Таким образом, должностное лицо А. получил объяснение в отношении избушки путём обмана и введения его в заблуждение.

В судебном заседании Наливкин В.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, такжепояснил, что за ним закреплены охотничьи угодья сроком на 10 лет, на данном лесном участке избушку он не строил, а перевез уже готовую в 1993. Избушка была на санях, старые сани сгнили, новые построил в конце 2015 года, тогда же к домику пристроил дощатую веранду, сама веранда без саней. На земельном участке также построил дощатый сарай для дров, туалет, а остальные постройки остались от старой деревни. Все строения легко разборные. Он занимается любительской охотой, избушку использует для отдыха, в ней также могут остановиться лесники и любые желающие. С апреля 2017 года у него имеется разрешение на установление временной избушки на санях, разрешение выдано Молчановским обществом охотников. Извещения о составлении протокола об административном правонарушении, вынесении постановления по делу он получал, не смог явиться по вызову, была сломана машина. Направлял документы факсом в Департамент, своего представителя, однако документы не были рассмотрены, представителя не приняли, поскольку у представителя не было доверенности. В конце декабря 2017 года он сделал запилы на бревнах избушки, подцепил трос, сделал снимки, чтобы наглядно показать, что избушка на санях. В настоящее время избушка, подсобные помещения им не убраны, находятся на лесном участке.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения Наливкина В.В., допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит, что постановление по делу об административном правонарушении и.о. председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Струкова А.И. от 21.09.2017 № 531/2017 законно, обосновано и отмене не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава данного правонарушения может выражаться в форме активных действий, направленных на фактическое завладение лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий, а равно использование указанных участков для возведения построек. Обязательным условием для наступления ответственности по данной статье является отсутствие специального разрешения на проведение соответствующих работ на лесных участках.

В качестве надлежащего рассматривается только разрешение, выданное в установленном законом порядке уполномоченными на то органами, на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений и т.п.

В соответствии с п. 6 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии со статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьёй 41 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что 07.08.2017 в ходе патрулирования лесного участка в выделе 2 квартала 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» Суйгинского участкового лесничества Молчановского лесничества территории бывшего п. Смолокуровка Молчановского района Томской области, установлено самовольное занятие Наливкиным В.В. лесного участка общей площадью 0,046 га, в рекреационных целях. На самовольно используемом лесном участке Наливкин В.В. возвел рубленый дом из круглого леса (дом охотника) с дощатой пристройкой, а также построил подсобные помещения: дровяник, туалет, сушилку. Разрешительных документов на использование участка лесного фонда для целей рекреации Наливкин В.В. не имеет. Лесной участок Наливкин В.В. занял самостоятельно.

Указанные обстоятельства и вина Наливкина В.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 04.09.2017, объяснениями Наливкина В.В. от 07.08.2017, объяснениями Д. от 07.08.2017, актом патрулирования от 07.08.2017 с фотоснимками и схемой нарушения, лесохозяйственным регламентом Молчановского лесничества Томской области, утверждённым приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 № 72.

Так из лесохозяйственного регламента Молчановского лесничества Томской области, утверждённого приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 № 72, следует, что квартал 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» относится к Суйгинскому участковому лесничеству Молчановского лесничества и по целевому назначению относится к ценным лесам, выполняющим функции нерестоохранных полос.

Согласно акту патрулирования от 07.08.2017 на лесном участке в выделе 2 квартала 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» Суйгинского участкового лесничества Молчановского лесничества территории бывшего п. Смолокуровка Наливкин В.В. самовольно возвёл рубленый дом охотника из круглого леса с дощатой пристройкой, выстроил подсобные помещения - дровяник, туалет, сушилку на территории в 0,046 га для целей рекреации, без специального разрешения. В ходе проведения осмотра лесного участка производились замеры на месте, а также фотосъемка.

В своём объяснении от 07.08.2017 Наливкин В.В. подтвердил, что в районе бывшей деревни Смолокуровка находится его охотничья избушка, указанное не оспаривается и в жалобе.

Из объяснения Д. от 07.08.2017 видно, что он работает егерем в Молчановском районном обществе охотников и рыболов. По фотографиям он определил, что представленная избушка принадлежит Наливкину В.В. Она зарегистрирована в Молчановском РООиР и находится на участке № 28 Суйгинского охотничьего хозяйства, который примыкает к бывшей деревне Смолокуровка и находится на землях лесного фонда в квартале 148 выделе 2 урочища «Совхоз Тунгусовский».

Аналогичные показания свидетель Д. дал в судебном заседании, дополнив, что примерно в 1993 году Наливкин перевез данную избушку на указанный лесной участок, избушка находится на санях. В настоящее время у Наливкина имеется договор с Молчановским РООиР на 10 лет на добычу пушного зверя, избушку использует для личных целей. Решением Совета на лесном участке разрешено Наливкину поставить временную избушку на санях.

В судебном заседании свидетель С. дал схожие показания с показаниями свидетеля Д.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 04.09.2017 специалистами Департамента лесного хозяйства Томской области 07.08.2017 проведено патрулирование части лесного фонда Молчановского лесничества Суйгинского участкового лесничества с целью выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации, в ходе которого было установлено, что лесной участок в выделе 2 квартала 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» Суйгинского участкового лесничества Молчановского лесничества территории бывшего п. Смолокуровка самовольно занят Наливкиным В.В. для целей рекреации без специальных разрешений на использование указанного участка. На используемом лесном участке Наливкин В.В. возвел рубленый дом из круглого леса (дом охотника) с дощатой пристройкой, а также построил подсобные помещения: дровяник, туалет, сушилку.

Вина Наливкина В.В. также подтверждается и иными доказательствами.

Так, свидетель У. в судебном заседании показал, что работает главным специалистом Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области, в начале августа 2017 года в ходе патрулирования лесного фонда Молчановского лесничества Суйгинского участкового лесничества было зафиксировано, что на территории бывшего п. Смолокуровка Наливкин В.В. лесной участок использует самовольно, не имея разрешительных документов. На данном участке возвел бревенчатое строение (дом) с дощатой верандой, выстроил дощатые помещения, а именно туалет, сарай, сушилку. На момент осмотра, 07 августа 2017 года, бревенчатый дом стоял на земле, саней, полозьев видно не было, сруб врос в землю, трава рядом с домом была скошена, в целом дом вместе с дощатой верандой представлял собой стационарную постройку. Он видел баллон от газа, но у него сложилось впечатление, что он был убран под избушку, но никак не служил основой, на которой стоит избушка. У избушки какой-либо трос или другого приспособления для её перевозки не было видно. Ему известно, что в конце декабря 2017 года Наливкин под избушку подвел сани. Но ничего этого при патрулировании в августе не было. Разрешительных документов на использование лесного участка у Наливкина не имеется, лесной участок Наливкиным используется для целей рекреации, поскольку на данном лесном участке он проживал, отдыхал после охоты, в доме имеется печь, окно, дверь. Право пользования животным миром не дает право Наливкину пользоваться лесным участком и возводить на нем стационарные постройки, на это необходимо специальное разрешение. Наливкину необходимо было обратиться в Департамент лесного хозяйства для заключения договора аренды, на основании его заявления составляется проект освоения лесов, где будет предусмотрено возведение построек для целей рекреации. Наливкину В.В. направлялось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, где были разъяснены ему права и обязанности, право на защиту, иметь представителя, ст. 51 Конституции РФ, на составление протокола он не явился, протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие, копия протокола направлена по почте.

Таким образом, должностное лицо на основании объективного исследования представленных в материалах доказательств, обоснованно пришло к выводу о виновности Наливкина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Достоверность и допустимость всех доказательств судьей проверена в их совокупности, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Наливкина В.В. в совершении данного правонарушения по делу не усматривается.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Наливкиным В.В. действующих норм и правил лесного, земельного законодательства должностному лицу и судье не представлено.

Вопреки доводам жалобы должностным лицом все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно. Вина Наливкина В.В. полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, выводы должностного лица мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.

Оснований для переоценки выводов должностного лица не имеется.

Заявителем в жалобе указывается на допущенные должностным лицом нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно: не разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, положений ст. 51 Конституции РФ, право пользоваться помощью защитника.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности.

Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязательное фиксирование факта разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в подписке, или другом документе.

Как следует из представленных материалов, при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела Наливкин В.В. участия не принимал. Вместе с тем из уведомления от 14.08.2017 № 74-14-5428, определения о назначении времени и места рассмотрения дела от 08.09.2017 № 74-14-6118 видно, что Наливкин В.В. извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела, при этом ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения статьи 51 Конституции РФ, а также право пользоваться помощью защитника. Уведомления о составление протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела получены Наливкиным В.В. лично 22.08.2017 и 16.09.2017. Данный факт в судебном заседании Наливкиным В.В. не оспаривался.

Таким образом, доводы Наливкина В.В. о процессуальных нарушениях при привлечении его к административной ответственности, не разъяснении прав, статьи 51 Конституции РФ, право пользоваться помощью защитника являются несостоятельными.

Довод жалобы Наливкина В.В. о том, что должностное лицо – А. получил объяснение в отношении избушки путём обмана и введения его в заблуждение опровергается представленным в деле объяснением Наливкина В.В. от 07.08.2017 в котором в строке с надписью: «С моих слов записано верно» стоит его подпись.

Приведенные Наливкиным В.В. в подтверждение доводов своей жалобы, схожие между собой показания свидетелей С., Д. о том, что он перевез избушку на санях, использует её для личных целей, у него имеется разрешение, выданное Молчановким РООиР на установку временно (на санях) охотничьей избушки, на вывод о виновности Наливкина В.В. в совершенном правонарушении повлиять не могут, поскольку не опровергают его.

Доводы Наливкина В.В. о том, что охотничью избушку не строил на лесном участке, а только переместил данную постройку на санях, судом не принимаются и расцениваются как способ уйти от ответственности, поскольку никаких подтверждающих доказательств судье не представлено.

Представленные вместе с жалобой копии документов: выписка из решения Совета Молчановского РООиР (протокол от 18.04.2017 № 72) от 20.10.2017, акт № 28 о предоставлении охотничьего участка для изъятия пушного зверька на территории охотничьих угодий Молчановского РООиР от 23.04.2015, акт о закреплении охотучастка № 28 от 23.04.2015, справка от егеря Д., письмо из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 21.03.2012 № 901, удостоверение на Наливкина В.В. рег. № 137, фотоснимки от 28.12.2017 года, сделанные в период времени с 13 часов 54 минут до 13 часов 57 минут также не могут повлиять на вывод о виновности Наливкина В.В., поскольку они не дают законного основания Наливкину В.В. использовать лесной участок в выделе 2 квартала 148 урочища «Совхоз Тунгусовский» Суйгинского участкового лесничества Молчановского лесничества территории бывшего п. Смолокуровка в рекреационных целях, с возведением рубленного дома из круглого леса (дома охотника) с дощатой пристройкой, а также подсобных помещений: дровяника, туалета, сушилки, а лишь разрешают Наливкину В.В. временно установить охотничью избушку на санях на указанной территории для реализации своего права на изъятия пушного зверька.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Порядок и срок давности привлечения Наливкина В.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Административное наказание назначено Наливкину В.В. в пределах санкции статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении и.о. председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Струкова А.И. от 21.09.2017 № 531/2017 о назначении Наливкину В.В. по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей оставить без изменения, а жалобу Наливкина В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.М. Дубасова

Решение на момент размещения не вступило в законную силу.

.

.

.

.