ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/18 от 11.01.2018 Камызякского районного суда (Астраханская область)

Дело № 12-1/2018

РЕШЕНИЕ

11 января 2018 года г. Камызяк Астраханская область

Судья Камызякского районного суда Астраханской области С.Ю. Царев, при секретаре Барсуковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФМО1 № 04-767-2017/1 от 30.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица - директора ООО «Дорожник - М» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

17.10.2017 в отношении должностного лица - директора ООО «Дорожник -М» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, согласно которому директор ООО «Дорожник-М» ФИО1 при исполнении служебных обязанностей и имея реальную возможность на соблюдение правили норм,предусмотренных природоохранным законодательством РФ, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, допустил 18.09.2017 пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых с помощью транспортных средств из карьера, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызякский район, в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее с.Тузуклей, без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования недрами.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФМО1. № 04-767-2017/1 от 30.10.2017, директор ООО «Дорожник -М» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

С указанным постановлением ФИО1 не согласился и подал жалобу, в которой просил постановление отменить, как не соответствующее закону, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав, что муниципальное казенное предприятие «Дирекция по реализации целевых программ» заключила контракт №028 от 10.08.2017 с ООО «ПКФ «Строй-Легион» на выполнение работ по строительству подъезда к с. Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области. Согласно указанного контракта - содержание и объем работ определяются в соответствии со сводным сметным расчетом, техническим заданием, проектно-сметной документацией, календарным графиком строительства объекта. ООО «Дорожник-М» на основании контракта заключенным с ООО ПКФ «СтройЛегион», как субподрядчик принял на себя обязанность выполнить работы по строительству подъезда к с. Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области. Содержание и объем работ определяются в соответствии со сметным расчетом, техническим заданием, календарным графиком строительства объекта. Согласно локальным сметным расчетам по устройству земляного полотна - в состав работ и материалов не входит стоимость грунта, только работы по разработке грунта, перевозка, уплотнение грунта. Согласно письму № 409 от 24.08.2017 МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» за разрешением на забор грунта из карьера необходимо обратиться к главе МО «Новотузуклейский сельсовет». Согласно письму от 01.09.2017 № 507 сельсовет сообщил о наличии карьера для забора грунта. Распоряжением от 01.09.2017 № 5 ООО ПКФ «Строй Легион» разрешено производить забор грунта для строительства подъездной автомобильной дороги общего пользования. На основании изложенного, считает, что в его действиях отсутствует вменяемый ему состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. ООО «Дорожник-М» не осуществлял пользование недрами. Грунт с карьера был предоставлен органом местного самоуправления как материал для обеспечения выполнения муниципального контракта, в связи с чем, основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют,

В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 жалобу поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 и ФИО4 сведения, имеющиеся в материалах дела, обстоятельства изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания поддержали.

ВыслушавФИО1 и его представителя ФИО2, представителей Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3, ФИО4,изучив и исследовав материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По смыслу закона, вина является обязательным признаком административного правонарушения, обязательным условием привлечения физического, юридического лица к административной ответственности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается, данными, содержащимися в представленном суду материале об административном правонарушении.

В судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании приказа о проведении рейдового осмотра № 1080 от 18.09.2017, проведен 18.09.2017 рейдовый осмотр земель участка по адресному ориентиру: Астраханская область, Камызякский район, в районе с.Тузуклей. В ходе рейда по вышеуказанному адресному ориентиру зафиксирована добыча общераспространенных полезных ископаемых с помощью транспортного средства государственным номерам <данные изъяты> и погрузка в грузовые автомобили, среди которых КАМАЗ с государственным номером <данные изъяты>. Работы по изъятию грунта осуществлялись юридическим лицом - ООО «Дорожник-М» - субподрядчиком подрядной организации «ПКФ «СтройЛегион». Изъятие грунта производится для строительства подъезда к с.Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка -Тишково в Камызякском районе Астраханской области из карьера, расположенного в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса: западнее села Тузуклей.

Согласно письмам Службы государственного технического надзора Астраханской области №02-2017/658 от 06.10.2017, и УГИБДД УМВД России по АО собственником транспортного средства с государственным номером <данные изъяты> и автотранспортного средства КАМАЗ с государственным номером <данные изъяты> является ООО «Дорожник».

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах №25 от 09.06.2010,грунт на участке, расположенном по адресу: Астраханская область, Камызякский район, в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, представлен суглинками.

В соответствии с п. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395- I «О недрах», к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

В перечне общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области, утвержденном распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и правительства Астраханской области от 4 июня 2007 г. N 35-р/319-пр "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области", глины и суглинки значатся общераспространенными полезными ископаемыми по Астраханской области.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №30-0-1-48/4101/2017-5316 от 27.09.2017, собственником земельного участка, на которомосуществляется забор грунта из карьера, расположенного по адресу: Астраханская область Камызякский район, в границах МО «Новотузуклейский сельсовет», южнее кладбища, севернееживотноводческого комплекса, западнее села Тузуклей является АМО «Новотузуклейский сельсовет».

Забор грунта на вышеуказанном земельном участке производится на основании Распоряжения №5 от 01.09.2017, выданного АМО «Новотузуклейский сельсовет» подрядной организации ООО «ПКФ «СтройЛегион».

На основании контракта №67/17 от 18.09.2017 ООО «Дорожник-М» осуществляло изъятие грунта для строительства подъезда к селу Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка- Тишково в Камызякском районе Астраханской области, являясь субподрядчиком ООО «ПКФ «СтройЛегион».

Согласно письму Отдела геологии и лицензирования по Астраханской области Департамента по недропользованию по Южному Федеральному Округу №АО-ЮФО-09-09/464 от 12.10.2017, письма АМО «Новотузуклейский сельсовет №532 от 02.10.2017, объяснений сторон, ни у собственника земельного участка, ни у ООО «Дорожник-М» лицензии на право пользования недрами не имеется.

Согласно п. 4.1.10 контракта № 67/17 от 18.09.2017, в обязанности субподрядчика входит обеспечение выполнения мероприятий по охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно ст. 11 ФЗ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение остановленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Однако, в нарушение вышеназванных требований юридическое лицо - ООО «Дорожник - М" осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами, несмотря на то, что фактически земельный участок, с которого производился забор грунта является собственностью АМО «Новотузуклейский сельсовет», согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2017, имеющейся в деле, зарегистрированный вид разрешенного использования данного земельного участка предназначен для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.

ФИО1 является директором ООО «Дорожник-М» на основании приказа №1 от 07.05.2009 «О назначении директора ООО «Дорожник-М», на основании решения №3 от 07.05.2014 «О назначении директора», приказа №2 от 07.05.2014 «О назначении директора ООО «Дорожник-М».

В соответствии с п. 10.1 Устава ООО «Дорожник-М», директор общества является единоличным исполнительным органом Общества.

В соответствии с п. 10.4 Устава ООО «Дорожник-М», директор обязан в деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиями Устава, решениями органов управления Общества.

Согласно п. 3.7 должностной инструкции директора предприятия, в обязанности директора входит обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия.

Согласно п. 2.6 должностной инструкции директора предприятия, на директора возлагается контроль за соблюдением законности деятельности всех служб.

В разделе 5 должностной инструкции указано, что директор несет ответственное совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах отведенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Таким образом, допущенное нарушение произошло по вине должностного ли: директора ООО «Дорожник-М» ФИО1, которым не с предприняты своевременные меры для соблюдения законодательства PФ.

Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных доказательств, у судьи не имеется, поскольку они составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях и не вызывают сомнений в их объективности. При таких обстоятельствах, в результате проведения проверки в действиях директора ООО «Дорожник-М» ФИО1 обоснованно установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФМО1., правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы права.

Действиям ФИО1, являющимся в силу положений примечания к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сведений о взыскания ущерба, причиненного недрам, вследствие самовольного пользования недрами на участке с кадастровым номером 30:05:070201:54 при строительстве подъезда к с. Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области, материалы дела не содержат.

В соответствии с п. 21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Материалы дела не содержат сведений, что в результате совершения ФИО1 вышеуказанных действий, наступили вредные последствия охраняемым общественным правоотношениям. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии каких-либо последствий совершенного правонарушения.

Отягчающих и смягчающих обстоятельств в материалах дела не имеется.

Таким образом, установлено, что в действиях директора ООО «Дорожник -М» ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 № 316-ФЗ, вступившим в действие с 04 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.

В силу ч. 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что директор ООО «Дорожник -М» ФИО1 впервые совершил указанное правонарушение (иных сведений материалы не содержат), сведений о причинении тяжких последствий не имеется, суд полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. 4.1.1, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФМО1 за № 04-767-2017/1 от 30.10.2017 в отношении должностного лица - директора ООО «Дорожник - М» ФИО1 по ч. 1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить, назначить ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.

Судья С.Ю. Царев