Дело № 12-1/2018 | |
РЕШЕНИЕ | |
<...> | 11 января 2018 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении <№>а от <Дата>,
установил:
постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении <№>а от <Дата> должностное лицо – генеральный директор Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
ФИО1 не согласился с указанным постановлением, подав жалобу в суд.
Жалобу мотивирует отсутствие в свих действиях состава вмененного ему административного правонарушения. Указывает, что устанавливая данные требования, Фонд руководствовался прежде всего тем, что бы в реестр попали организации, которые имеют квалифицированный персонал в нужном количестве и смогли выполнить большой объем по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области в установленные договором сроки и сдать их в эксплуатацию. Просит признать совершенное деяние малозначительным.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Часть 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса.
Из представленных материалов следует, что комиссией Архангельского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от <Дата> № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были рассмотрены жалобы ООО «Мосрегионлифт» и ПАО «Карачаровский механический завод» на действия Организатора процедуры, органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций — Контрактного агентства Архангельской области (Заказчик – Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области») при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (реестровый номер процедуры — COM3 0091600016, адрес электронной площадки — АО «Единая электронная торговая площадка»: https://www.roseltorg.ru. документация о проведении предварительного отбора размещена по адресу: http://dvinaland.ru/-ab04ogb1)).
Было установлено, что Заказчиком, Организатором процедуры были нарушены требования пп. «о» п. 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата><№> (далее – Положение).
Между тем, правовое регулирование отношений в сфере капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, принятыми в соответствии с ними областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, а также муниципальными правовыми актами.
Необходимость проведения рассматриваемой процедуры обусловлена требованиями Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата><№>, которое утверждено в соответствии с ч. 1.1 ст. 180 и ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, и определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от <Дата><№>-пп, определено Контрактное агентство Архангельской области, которое осуществляет указанное полномочие в соответствии с Порядком взаимодействия Контрактного агентства Архангельской области и Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от <Дата><№>-пп.
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» в соответствии с пп. 4 п. 14 Порядка взаимодействия Фонд капитального ремонта при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области формирует заявку на проведение предварительного отбора по предметам электронного аукциона, предусмотренным п.8 Положения, с учетом требований, установленных пп. «г» п. 20, пп. «о» и «п» п. 23 и пп. «а»-«в» п. 30.
Как следует из представленных материалов, <Дата> Контрактным агентством Архангельской области было объявлено о проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предметом которого являлось включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Минрегиона РФ от <Дата><№> утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (зарегистрировано в Минюсте РФ <Дата><№>), согласно п. 23.2 которого к таким видам работ относится монтаж лифтов, согласно п.24.2 — пусконаладочные работы лифтов.
Саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, - документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п.1 ч.1 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ).
Документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в т.ч. требованиям технических регламентов (п.1 ч.4 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ).
Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица, требование к численности соответствующих требованиям п. 1 указанного части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица (пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).
При этом ч. 10 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлено, что саморегулируемая организация не вправе устанавливать требование к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, установленных частями 8-8.2 указанной статьи, или в предусмотренных частью 9 данной статьи случаях.
Пп. «о» п.23 Положения установлено, что при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора и указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности (в ред. от <Дата>).
В пп. «л» п. 9 «Требования к участникам предварительного отбора» документации о проведении предварительного отбора содержится указание на наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности — работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование в строительной отрасли (укрупненная группа специальностей и направлений подготовки «Архитектура и строительство»).
При этом в зависимости от указанной с свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности минимальное количество сотрудников содержит определенную градацию.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, виды работ, определенные приказом Минрегионразвития РФ от <Дата><№> по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким работам. Также отмечается, что лица, осуществляющие строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту самостоятельно или с привлечением других лиц. При этом, такое лицо должно иметь свидетельство о допуске к таким работам.
Замена лифта состоит из демонтажа всего оборудования и монтажа нового лифта. После завершения монтажных работ при замене и модернизации проводится полный комплекс пусконаладочных работ лифтов.
Перечисленные виды работ соответствуют видам работ, указанным в п. 23.2 Перечня «Монтаж лифтов» и п. 24.2 Перечня «Пусконаладочные работы лифтов», и могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного строительной саморегулируемой организацией.
Пунктом 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлены минимальные необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаемые саморегулируемыми организациями при осуществлении деятельности по выдаче свидетельств о допуске к соответствующим работам. При этом пунктом 6 указанной статьи определено, что такие требования должны содержать также требования к численности работников.
Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются, в том числе:
1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.
В соответствии с пунктом 23 Положения требования к минимальному количеству в штате квалифицированного персонала устанавливаются документацией о проведении предварительного отбора органом по ведению реестра.
Подпункт л) пункта 9 документации о проведении предварительного отбора содержит требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности:
Наличие работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование в строительной отрасли (укрупненная группа специальностей и направлений подготовки «Архитектура и строительство»).
По данным ООО «Мосрегионлифт» стоимость работ, указанная в свидетельстве СРО по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности ООО «Мосрегионлифт» относится к градации, в соответствии с которой минимальное количество сотрудников должно составлять 48 человек (не превышает 500 млн. руб. (и более)), в т.ч.: 1 чел. - руководитель организации или его заместитель, индивидуальный предприниматель с высшим профильным (инженерным) образованием и стажем работы не менее 7 лет; 15 чел. с высшим профильным (инженерным) образованием и стажем работы не менее 5 лет; 15 чел. со средним профессиональным или средним специальным (строительным) образованием и стажем работы не менее 5 лет; 17 чел. со средним профессиональным или средним специальным (строительным) образованием и стажем работы не менее 3 лет.
Из информации, представленной ПАО «Карачаровский механический завод» следовало, что стоимость работ, указанная в свидетельстве СРО по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности Общества составляет 3 млрд. рублей. Стоимость работ, указанная в свидетельстве СРО по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности ПАО «Карачаровский механический завод» относится именно к этой градации, соответственно, Общество должно представить в составе заявки информацию о минимальной численности количества квалифицированного персонала в количестве 48 человек.
Между тем, требования к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ устанавливает саморегулируемая организация, однако такие требования не могут быть ниже минимально необходимых требований, установленных ч. 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, при этом у регионального оператора не имеется полномочий произвольно устанавливать требования к участникам предварительного отбора в части наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, такие требования устанавливаются в зависимости от требований, установленных СРО для определенного вида работ и указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору, что следует из системного толкования пп. «о» п. 23 Положения, статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Установив в документации о проведении предварительного отбора требования о наличии у участника отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала вне зависимости от указанной в свидетельстве СРО стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, орган по ведению Контрактного агентства Архангельской области, Заказчик нарушили пп. «о» п. 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата><№>.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от <Дата> по делу №А05-13878/2016, вступившем в законную силу, отказано в признании недействительным решения Архангельского УФАС России от <Дата> по делу <№>т-16 в части признания Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» нарушившим пп. «о» п. 23 Положения.
При рассмотрении данного дела, наличие в действиях Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт) (реестровый номер процедуры — СОМ30091600016) нарушений, вмененных Архангельским УФАС России, получило оценку на предмет их соответствия требованиям Положения.
Суд установил, что фактически Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» самостоятельно установил требование к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ, то есть взял на себя функции саморегулируемой организации.
Суд также согласился с позицией Архангельского УФАС России о том, что требования Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» в части требований к минимальной численности квалифицированного персонала в данном случае являются чрезмерно завышенными и не согласуются с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также требованиями к выдаче саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что является нарушением пп. «о» п. 23 Положения.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установив нарушение требований пп. «о» п. 23 Положения, с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ в отношении генерального директора Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» ФИО1 должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области был составлен протокол по ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении <№>а от <Дата> в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Событие административного правонарушения по ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ и вина генерального директора Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» ФИО1 подтверждается совокупностью представленных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области обоснованно пришло к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении генерального директора Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» ФИО1 к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ и является минимальным.
Довод жалобы о малозначительности вмененного ФИО1 правонарушения отмену постановления не влечет, поскольку исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, которое послужило причиной невозможности участия в предварительном отборе ряда организаций, в связи с наличием в документации излишних и несоответствующих действующему законодательству требований, что существенно нарушило общественные правоотношения, направленные на охрану установленного государством единого порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечение эффективности использования средств бюджета, развития добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, оснований для признания малозначительным нарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области ФИО2 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении <№>а от <Дата> оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья Л.Э. Пяттоева
Копия верна
Судья Л.Э. Пяттоева