ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/18 от 12.01.2018 Кировградского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-1/18

Р Е Ш Е Н И Е

12 января 2018 года г.Кировград

Судья Кировградского городского суда Свердловской области Савицких И.Г.,

при секретаре Романовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 «Теремок» (МАДОУ детский сад № 19 «Теремок») на постановление Заместителя главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району Гриб И.В. № 17/238 от 30.10.2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 «Теремок» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Заместителя главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району Гриб И.В. № 17/238 от 30.10.2017 года юридическое лицо Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Теремок» за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно указанного постановления 05.09.2017 года при обследовании МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» обнаружено, что юридическим лицом МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» допускается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

1. В группе «Теремок» было выявлено, что в группе количество термометров не соответствует списочному составу детей, в связи с чем может допускаться измерение температуры тела одним термометром у нескольких детей, что вызывает необходимость его обработки после использования. Инструкции по обработке в группе не было, что является нарушением п.11.2. СП 2.4.1.3049-13 «Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размешают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей»;

2. Воспитатели средних и старших групп не обеспечены спецодеждой (халаты светлых тонов): на момент обследование сотрудники были в повседневной одежде, что является нарушением п.19.6. СП 2.4.1.3049-13 «Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов)»;

3. Нарушаются правила личной гигиены персонала: в связи с отсутствием спецодежды (халатов светлых тонов) персонал носит повседневную одежду, в которой посещает и туалет, что является нарушением п.19.7. СП 2.4.1.3049-13 «Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом»;

4. Не обеспечиваются условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: в очагах гриппа и ОРВИ ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ не проводятся осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования не регистрируются в установленном порядке, что является нарушением п. 6.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «В образовательных и оздоровительных организациях, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями», п. 7.2. СП 3.1.2.3117-13 «В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются в установленном порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не принимают новых детей и не переводят в другие коллективы», а так же пунктов 2.1 и 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

5. Не обеспечиваются условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: в очагах гриппа и ОРВИ ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ не проводятся осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования не регистрируются в установленном порядке; так же выявлено, что в группе количество термометров не соответствует списочному составу детей, в связи с чем может допускаться измерение температуры тела одним термометром у нескольких детей, что вызывает необходимость его обработки после использования. Инструкции по обработке в группе не было, что является нарушением п. 20.3. СП 3.1/3.2.3146-13 «Вопросы клиники, диагностики, эпидемиологии, профилактики инфекционных и паразитарных болезней, организации и проведения дезинфекционных мероприятий включаются в образовательные программы, а также в квалификационные требования при проведении аттестации медицинских работников», а так же п. 20.1 6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Тем самым в действиях юридического лица Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 «Теремок» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица – заведующая МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» Ермакова Н.Н., обратилась в Кировградский городской суд с жалобой на вышеприведенное постановление, в которой указала, что считает постановление о назначении административного наказания необоснованным по следующим основаниям:

При вынесении постановления не учтено финансовое и имущественное положение МАДОУ детский сад № 19 «Теремок», так как согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год денежных средств на оплату штрафа не предусмотрено. Наложение административного штрафа приведет к негативным последствиям в виде недостаточности денежных средств для финансирования деятельности учреждения, не будет никак отвечать принципу предупреждения совершения новых правонарушений. Считает, что совершенное деяние является малозначительным, поскольку не причинило общественно-опасных последствий охраняемым законом общественным интересам, а нарушения, указанные в постановлении, устранены в максимально возможные сроки (термометры приобретены, заведен журнал регистрации детей, заключен договор на поставку спецодежды – халатов светлых тонов. Считает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении надзорным органом не были в полной мере исследованы все обстоятельства дела. Просит постановление о назначении административного наказания в отношении МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании законный представитель МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» Ермакова Н.Н. доводы жалобы поддержала, дав суду аналогичные пояснения, кроме того, пояснила, что в настоящее время нарушения устранены.

Заместитель главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району Гриб И.В., надлежаще извещенная о времени и месте слушания дел в суд не явилась, об отложении дела не просила, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

На основании ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта, исследуются иные доказательства (п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностными лицами надзорного органа на основании поступившей информации о нарушении санитарного законодательства в МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» было проведено административное расследование в отношении МАДОУ детский сад № 19 «Теремок», в ходе которого были выявлены нарушения юридическим лицом санитарного законодательства РФ. 05.10.2017 года в отношении МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» составлен протокол об административном правонарушении, где выявленные нарушения квалифицированы по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Заместителя главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району Гриб И.В. № 17/238 от 30.10.2017 года юридическое лицо Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Теремок» за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Статьей 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Как видно из материалов дела административным органом в ходе проведенного административного расследования в связи с поступившей в надзорный орган жалобой обнаружено, что МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» осуществляет деятельность с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в объяснениях сотрудников детского сада и заявителем по существу не оспариваются.

Таким образом, суд считает, что событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлено.

Данная норма содержится в гл. 6 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», следовательно, объектом охраны данной статьи будет являться здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в данном случае детей.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется также Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд считает, что доказательств принятия всех мер по соблюдению правил и норм, нарушение которых вменяется учреждению - не представлено. Ссылка заявителя на недостаточное финансирование из средств бюджета муниципального учреждения и отсутствие денежных средств на оплату административного штрафа не может служить обстоятельством, в любом случае исключающим вину заявителя в совершении указанного правонарушения. Заявителем не представлено доказательств, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, он принял все меры для надлежащего соблюдения санитарного законодательства на момент проведения проверки. Доказательств того, что учреждение не имело возможности соблюдения требований действующего санитарного законодательства, суду также не представлено.

Все факты, на которые указано в постановлении, нашли свое полное подтверждение. Довод заявителя, что нарушения являются малозначительными - несостоятельна и не основана на законе. Действующие санитарные нормы и правила не подразделяют нарушения на малозначительные и существенные. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как указано в п. 3 ст. 39 ФЗ № 52 от 30.03.1999 года.

Нарушений процессуального порядка привлечения заявителя к административной ответственности, которые бы носили существенный характер, и были бы самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией 6.3 КоАП РФ, следовательно, все обстоятельства, смягчающие административную ответственность, были учтены.

Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление Заместителя главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району Гриб И.В. № 17/238 от 30.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 «Теремок» - оставить без изменения, жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19 «Теремок» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Решение постановлено в печатном виде.

Судья: И.Г. Савицких