Дело №12-1/2018 ***
Р Е Ш Е Н И Е
«24» января 2018 года г. Александров
Судья Александровского городского суда Владимирской области Парфенов Н.А., рассмотрев жалобу общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» на постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Александрова и Александровского района Владимирской области ФИО1, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №3 г.Александрова и Александровского района Владимирской области, от 27.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 г.Александрова и Александровского района Владимирской области ФИО1, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №3 г.Александрова и Александровского района Владимирской области, от 27.11.2017 общественная организация рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за что подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, председатель общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» ФИО2 обратился в суд с жалобой с целью его отмены, мотивируя тем, что несоответствие сведений в учредительных документах (Уставе) Организации и в Едином государственном реестре юридических лиц, в части отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о сокращенном наименовании Организации, произошло по невнимательности сотрудников Управления Минюста по Владимирской области, поскольку учредительные документы (Устав), содержащие как полное, так и сокращенное наименование Организации, были предоставлены на регистрацию в 2006 году и после регистрации 17.04.2006 каких-либо изменений в Устав не производилось. Кроме того, указывает, что дело незаконно рассмотрено в его отсутствие, чем было нарушено право на защиту. Просит постановление от 27.11.2017 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании председатель общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» ФИО2 доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить, пояснив, что обязанности по внесению в ЕГРЮЛ сведений о сокращенном наименовании Организации у них не было, поскольку в Уставе их Организации, зарегистрированном Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области 17.04.2006 за №1949, указано как полное, так и сокращенное наименование их Организации, изменений в который с указанной даты ими не производилось. За указанную возможную неточность в регистрационных документах их Организация ответственности не несет, и это является технической ошибкой регистрирующего органа, которую он сам должен устранить в силу требований Приказа Минфина России №25н от 18.02.2015. При этом, мировой судья незаконно рассмотрел дело в отношении Организации без его, как законного представителя, участия, лишив, тем самым, его возможности защитить репутацию их общественной организации и снять все обвинения в их адрес, а в случае его участия решение мирового судьи могло быть другим.
Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, ходатайствуя о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, в связи с чем судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленным законом.
Исходя из положений ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 1 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что 19.09.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области в адрес председателя общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» (далее по тексту Организация) ФИО2 направлено предупреждение №, согласно которому, в нарушение требований п.п.«а» п.1 ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о сокращенном наименовании Организации. Установлен срок устранения указанного нарушения до 06.11.2017 с письменным уведомлением об этом Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области.
В связи с тем, что нарушение в установленный срок не устранено и соответствующая информация не представлена, 07.11.2017 должностным лицом Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области, без должной проверки и фиксации указанного нарушения, без необходимого в данном случае запроса объяснения от Организации, в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который был передан на рассмотрение мировому судье, вынесшему по итогам его рассмотрения обжалуемое постановление от 27.11.2017.
Признавая составленный должностным лицом Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области протокол об административном правонарушении от 07.11.2017 в отношении Организации законным, мировой судья не дал должной оценки доказательства и материалам административного производства, не проверил установленный ст.29.7 КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности.
Прежде всего, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В постановлении мирового судьи от 27.11.2017 не указано на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении представителя Организации, как не решался мировым судьей и вопрос о рассмотрении дела в отсутствие указанного представителя. В указанном постановлении указано лишь на то, что данная Организация надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления в отношении нее лишь протокола об административном правонарушении, который был составлен в отсутствие представителя Организации.
Между тем, в материалах дела имеются сведения о своевременном извещении общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» о дне, времени и месте рассмотрения административного дела, о чем свидетельствует зафиксированный факт Почты России истечения срока хранения указанной корреспонденции, что не препятствовало рассмотрению указанного дела в отсутствие представителя Организации.
Вместе с тем, указанные нарушения, в отсутствие по делу доводов, объяснений Организации привело к тому, что рассмотрение дела произведено без полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств по делу.
При этом, веские основания для привлечения к участию Организации для правильного разрешения дела об административном правонарушении имелись даже согласно материалам, имеющимся в деле административного производства.
Прежде всего, об этом свидетельствует определенная необоснованность выданного Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области предписания о нарушении требований законодательства РФ и об их устранении, которое ими было указано как предупреждение, что несет разное содержание для оценки наличия состава части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, ответственность по которой предусмотрена лишь за невыполнение законного предписания.. При этом, указанное предупреждение в том же документе ставится под условие того, что, в случае неустранения указанного нарушения в срок до 06.11.2017, руководителю Организации надлежит явиться 07.11.2017 в 11.00 часов в Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области для составления, ознакомления и подписания протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 КоАП РФ, который в случае неявки руководителя будет составлен в их отсутствие.
Между тем, сам факт невыполнения требования предупреждения должностными лицами не фиксировался, и необходимых мер проверки и получения объяснений в таком случае не проводилось.
При ссылке в постановлении о виновности Организации в отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о сокращенном наименовании Организации, тем не менее в материалах дела об административном правонарушении имеется копия Устава общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» с указанием регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области за № от 17.04.2006, в котором указано как полное, так и сокращенное наименование Организации – ООРЛАРВО «ЖИВАЯ ВОДА», сведения по которой с указанного времени больше не менялись, то прямо исключает вину указанной организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи от 27.11.2017 по сути вина Организации в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ не установлена. В указанном постановлении дословно указывается, что Организация привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При этом, описания сути, места, времени и обстоятельств совершенного административного правонарушения в постановлении не имеется. Кроме того, даже в итоговых выводах постановления не указывается существо указанного административного правонарушения Организации, а лишь утверждается о том, что факт совершенного правонарушения и виновность Организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ доказана.
При этом, утверждение в постановлении на то, что совокупность доказательств по делу не вызывает сомнений, они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой, они относимы, допустимы, достоверны и достаточны для разрешения дела, не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.
Прежде всего, не получили оценки законность и правильность составления протокола об административном правонарушении от 07.11.2017 по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в котором лишь утверждается на то, что в нарушение подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о сокращенном наименовании Организации, за что 19.09.2017 Организации должностным лицом Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области направлено предупреждение № с указанием нарушения и срока для его устранения до 06.11.2017.
При этом, в условиях регистрации Организации как в Управлении Министерства юстиции РФ по Владимирской области, так и в ЕГРЮЛ 17.04.2006, в материалах дела не указывается, когда и что послужило поводом к возбуждению указанного административного дела, к которому могли быть применимы и сроки давности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ.
Не получило должной оценки расхождения в указании вины Организации, которая, по сути, в протоколе об административном правонарушении указывается как невыполнение предупреждения о нарушении требований законодательства РФ, хотя ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ наступает лишь за невыполнение в установленный срок законного предписания, что имеет разное содержание и смысл.
Больше того, вынося предупреждение Организации по дополнительной регистрации по ее сокращенному наименованию в срок до 06.11.2017, должностное лицо здесь же указывает, что, в случае неисполнения предупреждения, Организации следует прибыть 07.11.2017 в Управление Министерства юстиции РФ по Владимирской области для составления на нее протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
При этом, сам факт невыполнения требований предупреждения до 06.11.2017 должностными лицами не фиксировался, необходимые действия, в том числе отбор объяснений, не производились, причины невыполнения требований не выяснялись.
Кроме того, мировой судья, указывая в постановлении от 27.11.2017 в качестве доказательства вины Организации имеющийся в деле Устав Организации, зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции РФ по Владимирской области за № от 17.04.2006, не обращает внимание на его содержание, в котором указано и сокращенное наименование Организации – ООРЛАРВО «ЖИВАЯ ВОДА», что определенно исключает законность и обоснованность вынесенного в отношении организации предупреждения от 19.09.2017, обязывающего Организацию зарегистрировать ее сокращенное название.
При этом, в силу п.8 Приказа Минфина России от 18.02.2015 N 25н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам» исправление технической ошибки в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП осуществляется налоговыми органами по месту нахождения юридических лиц и месту жительства индивидуальных предпринимателей, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании решения об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Такое решение принимается в случаях обнаружения указанным в настоящем пункте налоговым органом технической ошибки в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП или поступления от любого заинтересованного лица заявления о наличии технической ошибки в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Таким образом, обнаруженное Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области несоответствие сведений, имеющихся в Едином государственном реестре юридических лиц, при наличии таких сведений в указанном Управлении юстиции, зарегистрировавшем указанную организацию в 2006 году, с указанием в Уставе Организации ее сокращенного наименования, не может быть признано в дальнейшем административным правонарушением по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ со стороны Организации в силу того, что указанные события в соответствии с Приказом Минфина России №25н от 18.02.2015 могут носить лишь характер технической ошибки, которую надлежит устранить регистрирующим органам.
В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из изложенного, нахожу, что виновность общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» доказательствами, имеющимися в деле, не установлена, которые, при этом, имеют явную неопределенность, противоречивость и неустранимые сомнения, которые в силу ст.1.5 КоАП РФ толкуются в пользу виновного лица.
Данные обстоятельства дают основания суду сделать вывод об отсутствии в действиях общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку вина Организации не установлена собранными по делу доказательствами, в силу чего суд и делает вывод о том, что состоявшееся судебное постановление мирового судьи в отношении Организации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с нарушением материальных и процессуальных норм, не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6–30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Александрова и Александровского района Владимирской области ФИО1, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №3 г.Александрова и Александровского района Владимирской области, от 27.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении общественной организации рыболовов-любителей Александровского района Владимирской области «ЖИВАЯ ВОДА» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.А. Парфенов
***
***