ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/19 от 01.02.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-1/19

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт-Петербург 01 февраля 2019 года

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Синий» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года о привлечении ООО «Синий» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года ООО «Синий» привлечено к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с постановлением № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года, генеральным директором ООО «Синий» ФИО1 подана жалоба, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Согласно доводам жалобы, в постановлении указано, что проверка проводилась на участке общей площадью около 5 Га, расположенном в Кировском районе Санкт-Петербурга (устье реки Красненькая, географические координаты 59.873169, 30.173158). С использованием систем «Яндекс карты», «Гугл карты», «Региональная геоинформационная система КИО Санкт-Петербурга» ) Общество установило, что по указанным географическим координатам расположен земельный участок, который согласно приложению №1 к Закону от 25.07.2005 N 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» относится к территории Санкт-Петербурга.

Обществу вменяется в вину совершение правонарушения во внутренних морских водах. Вместе с тем, занимаемый ООО «СИНИЙ» объект недвижимого имущества частью Финского залива не является. Территория участка входит в состав территории Санкт-Петербурга, что свидетельствует о том, что указанная территория не может являться частью Финского залива, т.к. водные объекты могут находиться исключительно в федеральной собственности.

ООО «СИНИЙ» на праве собственности принадлежит сооружение «Золоотвал в море» с кадастровым номером <адрес>, площадью 50 768,6 кв. метров. Территория сооружения не может относиться к акватории Финского залива, поскольку находится в частной собственности. За пределами сооружения ООО «СИНИЙ» какой-либо деятельности не ведет.

Ответы Невско-Ладожского Бассейнового водного управления (письмо №Р11 -27- 7674 от 23.10.2017) и Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) однозначно не свидетельствуют, что территория золоотвала входит в состав акватории Финского залива. Неустранимые сомнения в наличии события административного правонарушения, являются основанием для прекращения производству по делу.

Указанные в Протоколе сведения о том, что «участок находится в пользовании ООО «СИНИЙ», не соответствуют фактическим обстоятельствам.

01.07.2017 между ООО «СИНИЙ» (Доверитель) и ООО «Первомайское» (Поверенный) заключен договор поручения №1, на основании которого Поверенный принял на себя обязательства по обеспечению технической и экологической безопасности сооружения «Золоотвал в море» с кадастровым номером <адрес> площадью 50 768,6 кв. метров. В силу п. 1.3.3. Договора Поверенный обязуется не допускать нарушения требований законодательства РФ, в том числе природоохранного. Из данного договора следует, что в настоящее время сооружение «Золоотвал в море» передано Поверенному - ООО «Первомайское» для проведения на данном сооружении восстановительных работ.

Доказательства, подтверждающие осуществление указанной в Протоколе деятельности Обществом «СИНИЙ», в материалах дела отсутствуют. Таким образом, ООО «СИНИЙ» не является субъектом вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Законный представитель ООО «Синий» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлялся надлежащим образом, доверил представлять свои интересы защитникам Бякову Ю.А., Сироткину-Шретеру Л.Б., Мурахину А.Е.

В ходе судебного разбирательства защитники доводы жалобы поддержали в полном объеме, представив дополнения к жалобе, и пояснили, что как следует из представленных суду документов по состоянию на 2010 год ОАО «ТГК -1» являлось собственником единого комплекса гидротехнических сооружений Первомайской ТЭЦ-14, филиал «Невский» ОАО «ТГК-1». Указанные сооружения стояли на балансе ОАО «ТГК-1» в качестве основных средств. Золоотвал - гидротехническое сооружение, которое образованно устройством ограждающей дамбы и углублением котлована в основании (ложе) золоотвала, создавая емкость (чашу) хранения отходов. Дамба, основание и другие элементы сооружения: шпунтовая стенка, водосбросные колодцы, надводный откос, отстойный пруд, эксплуатационная дорога образуют золоотвал как единое гидротехническое сооружение. Золоотвал в море создан человеком в целях применения в хозяйственных целях инженерно-строительным объектом (гидротехническим сооружением). Учитывая представленную документацию на ГТС «Золоотвал в море» правомерно и обосновано сделать вывод, что золошлакоотвал не является водным объектом, а относится к сооружениям, расположенным на водных объектах, и не может быть признан объектом природопользования (морем).

Также защитник пояснил, что Общество не осуществляет хозяйственную деятельность на море. Золоотвал, принадлежащий на праве собственности, и его чаша, не являются водным объектом, и не является гидротехническим сооружением, расположенным на водном объекте. В подтверждение указанных доводов ссылался на нормативные акты Санкт-Петербурга, которыми установлены границы города и границы территории, на которой расположен Золоотвал, отнесена к территории Санкт-Петербурга. Кроме того, Водным кодексом установлен запрет на использование морских вод для складирования каких-либо отходов. Золоотвал предназначен для того, чтобы в его чаше размещать отходы производства. Таким образом, если Золоотвал относить к морским водам, это исключает возможность его использования по предназначению. Указал, что, по мнению стороны защиты, чаша Золоотвала является искусственным водоемом для отстаивания отходов.

Защитник Мурахин А.Е. в судебном заседании 01.02.2019 года указал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №289 от 12 апреля 2012 г. Федеральной государственной информационной системой на официальном сайте которой говорится о том, что граница указана также как Невско-Ладожское бассейновое водное управление Санкт-Петербурга указана в РГИС. В постановлении Правительства указано, что данные сведения должны быть достоверными, указаны в официальном виде, не противоречивыми. Информация в РГИС и в информационном ресурсе, созданной государственным органом совпадают. В данных системах указано, что Золоотвал относится к границам субъектов РФ Санкт-Петербурга.

Деятельность ООО «Синий» была определена тем, что помимо того, что у них есть гидротехническое сооружение, в связи с чем они должны руководствоваться ФЗ «О гидротехнических сооружениях», также они обязаны руководствоваться ПБ 03-438-02 «Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов». Привлечены к ответственности за то, что не выполняют п. 8 данной инструкции, в которых указано: запрещается нахождение на территории накопителей посторонних, купание в отстойных прудах, использование воды из пруда для хозяйственно-питьевых целей и водопоя животных, дамбы и сооружения на них (дороги, линии, освещения и др.) должны содержаться в техническом состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию, при просадке и протечке дамбы – должны заделываться грунтом из которого отсыпана дамба. Помимо всего прочего, данный документ говорит, о том что есть вещи, которые направлены на обеспечение безопасности, которые выполняются незамедлительно. Соответственно, когда было получено заключение ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, в соответствии с которым имелись угрозы, в том числе и прорыва дамбы, все те рекомендации по обеспечению первоначальных мер по безопасности гидротехнического сооружения были выполнены.

Обратил внимание на то, что никто из участников процесса не оспаривал тот факт, что данный объект был создан только для складирования отходов. Но, если это хранилище промышленных отходов, то согласно ст. 56 ВК РФ не может быть не только водным объектом, но и гидротехническим сооружением, расположенном на водных объектах. В Водном Кодексе строго оговорено, что есть виды водопользования (забор воды, сброс сточных вод), но такого вида водопользования как размещение промышленных отходов там нет и быть не может. Гидротехнические сооружения создаются водопользователем в целях лицензии или договора водопользования. Никаких других оснований для создания гидротехнических сооружений на водных объектах не существует. Такого вида водопользования как складирование промышленных отходов нет.

В ходе судебного разбирательства принимали участие старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО3, представители Балтийско-Арктического морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4, действующая на основании доверенности № 21 от 07.06.2018 года, ФИО5, действующая на основании доверенности №36 от 05.12.2018 года, которые полагали, что жалоба защитника ООО «Синий» удовлетворению не подлежит, так как вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, представив письменную позицию, указав о наличии события и состава в действиях ООО «Синий».

В судебном заседании 01.02.2019 года была допрошена ФИО10 – начальник отдела регулирования водопользования НЛБВУ Федерального агентства водных ресурсов, которая пояснила, что чаша отвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отделенной огораживающей дамбой. На текущий момент работы по определению границы водного объекта (береговой линии) – части акватории Невской губы Финского залива – не проведены, документированные сведения в государственный водный реестр не внесены. Согласно установленным границам водоохранных зон и прибрежных защитных полос Балтийского моря на территории Санкт- Петербурга и Ленинградской области, внесенных в государственный водный реестр и в государственный кадастр недвижимости, часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком. По данным Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) так же является водным объектом, а не земельным участком. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте ООО «Синий» не выдавалось. Собственность на гидротехническое сооружение - огораживающую дамбу с кадастровым номером - не свидетельствует о правах ООО «Синий» на акваторию водного объекта, прилегающую к данному гидротехническому сооружению, в том числе на чашу отвала.

В судебном заседании 01.02.2019 года был допрошен главный специалист отдела оперативного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО6, который пояснил, что 26 декабря 2017 года совместно с Балтийско-Арктическом морским Управлением Санкт-Петербурга проводилось мероприятие по обращению о массовом завозе отходов в устье реки Красненькая. В ходе этих мероприятий были привлечены к административной ответственности водители транспортных средств, вынесены постановления в отношении них, проведены сборы проб отходов. В отношении юридических лиц меры не принимались, мероприятия не проводились. Было установлено, что на территорию водоохранной зоны проезжали грузовые автомобили, которые выгружали отходы в чаше золоотвала и эти отходы сбрасывались в водный объект. Деятельность носила организованный характер, транспортные средства выезжали через КПП.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года о привлечении ООО «Синий» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Из постановления № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года следует, что при проведении 26.12.2017 года Балтийско-Арктическим морским управлением Росприроднадзора рейдовой проверки (приказ «об утверждении планового (рейдового) задания» от 25.12.2017 года №20), совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и правоохранительными органами Санкт-Петербурга произведен повторный осмотр участка общей площадью около 5 Га, расположенного в водоохраной зоне Невской губы Финского залива Балтийского моря (устье реки Красненькая) и установлено, что на нем на площади около 4 Га осуществляются работы по размещению строительных отходов (строительный грунт, образованный при проведении землеройных работ, асфальтовая крошка, образованная при проведении работ по замене дорожного полотна, бой бетона, бой кирпича). Работы по размещению отходов и грунтов осуществляются непосредственно на акватории Финского залива, работа спецтехники производится на поверхности грунтов и отходов на вновь образованной территории. Строительные отходы на осмотренный участок доставляются посредством грузовых самосвалов, после размещения (складирования) планируются по территории участка гусеничными бульдозерами и гусеничным экскаватором и сталкиваются непосредственно в акваторию Невской губы Финского залива Балтийского моря.

На момент осмотра установлено, что данный участок находится в пользовании ООО «Синий» (

Из ответа Невско-Ладожского бассейнового водного управления следует, что чаша отвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отделенной огораживающей дамбой. Часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом.

Из ответа Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) следует, что гидротехническое сооружение - «Золоотвал в море», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, сооружение 3, литера Г, в Российском регистре гидротехнических сооружений не состоит, в перечень ГТС, поднадзорных Управлению не входит, копии на этот объект документов (акт о вводе в эксплуатацию, акты проверок, пояснительная записка ОВОС) отсутствуют.

Истребуемое, в рамках расследования, положительное заключение государственной экологической экспертизы ООО «Синий», представлено не было, чем были нарушены требования: ст. 33, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1. ст.34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", п.7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Дата совершения правонарушения – дата его выявления 13 часов 00 минут 13 марта 2018 года.

Место совершения административного правонарушения: участок акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря (устье реки Красненькая, географические координаты: 59.873169, 30.173158).

Действия ООО «Синий» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 ФЗ № 155, объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года № 174-ФЗ объектами экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно ст. 1 ВК РФ акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

Из статьи 1 Федерального закона № 155-ФЗ следует, что внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Судом установлено, что ООО «Синий» является собственником сооружения «Золоотвал в море», расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно акту преддекларационного обследования гидротехнических сооружений Первомайской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-14) филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» Золоотвал в море (золошлакоотвал) входит в комплекс гидротехнического сооружения наряду с системой технического водоснабжения (прямоточной), включающей в себя: открытый водозабор, водопроводящий канал, здание очистных вращающихся сеток, перепускной канал и перепуски, сливной канал, водоотводящий канал. Золоотвал эксплуатируется с 1983 года. Согласно п. 8.2 Акта ГТС располагается в районе Угольной гавани Финского залива, г. Санкт-Петербург. Согласно п. 9.2 открытый водозабор состоит из участка акватории Турухтанного ковша Финского залива, запань которого образована двумя рядами железобетонных свай, забитых в дно, между которыми находятся связанные друг с другом боны с укрепленной в рамках сеткой.

Согласно Научно-техническому отчету АО «Всероссийский научно-исследовательский институт имени Б.Е. Веденеева» от 27.07.2017 года по выполнению работы «Проведение технического обследования золоотвала в Угольной гавани г. Санкт-Петербурга» Золоотвал имеет дефекты конструктивно-технологических элементов. В данном отчете даны рекомендации по выполнению текущего ремонта для повышения надежности и безопасности элементов Золоотвала.

Во исполнении указанных рекомендаций ООО «Синий» (Доверитель) 01.07.2017 года заключил договор поручения № 1 с ООО «Первомайское» (Поверенный) в отношении ГТС «Золоотвал в море». Цель договора – обеспечение технической и экологической безопасности объекта, а также его эффективной эксплуатации в качестве ГТС, в том числе, на основании выводов и рекомендаций АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». По настоящему договору Поверенный обязуется от имени и за счет Доверителя устранить все имеющиеся конструктивно-технологические дефекты элементов золоотвала (ограждающая протофильтрационная дамба, бетонная шпунтовая стенка, водосборные колодцы, надводные откосы, отстойный пруд, эксплуатационная дорога, ложе) и обеспечить последующее надлежащее состояние данных элементов при эксплуатации Объекта. Во исполнении данного договора поручения ООО «Первомайское» заключило договора на оказание услуг и договора подряда с третьими лицами, на основании которых осуществлялась доставка грунтов до отвала и их распределение на отвале.

Таким образом, судом установлено, что ГТС «Золоотвал в море» расположен на водном объекте – акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря. ООО «Синий», являясь собственником ГТС «Золоотвал в море», посредством заключения договора поручения № 1 от 01.07.2017 года с ООО «Первомаское» проводило ремонт сооружения, а именно, 26.12.2017 года силами подрядных организаций ООО «Первомайское» осуществлялись работы по размещению строительных отходов в чашу отвала для формирования дороги, по которой в дальнейшем должен был осуществляться доступ к любой точке дамбы. Так как ГТС расположено в акватории Невской губы Финского залива, которая относится к внутренним морским водам, ООО «Синий», являясь собственником ГТС, должно было обеспечить требования ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Обеспечение проведения государственной экологической экспертизы договором поручения № 1 от 01.07.2017 года на ООО «Первомайское» возложено не было.

Из ответа руководителя НЛБВУ от 14.01.2019 года следует, что чаша отвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отделенной огораживающей дамбой. В соответствии с и. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации 74-ФЗ моря или их отдельные части относятся к поверхностным водным объектам и находятся в собственности Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ).

Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. № 377.

В соответствии с п. 10.2. ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ документированные сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта) включаются в государственный водный реестр.

На текущий момент работы по определению границы водного объекта (береговой линии) - части акватории Невской губы Финского залива - не проведены, документированные сведения в государственный водный реестр не внесены.

В тоже время, согласно установленным границам водоохранных зон и прибрежных защитных полос Балтийского моря на территории Санкт- Петербурга и Ленинградской области, внесенных в Государственный водный реестр (приложение № 1) и в Государственный кадастр недвижимости, часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком.

Искусственные земельные участки на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, создаются в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании Разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте ООО «Синий» не выдавалось.

На указанную в запросе часть водного объекта (чаша отвала) Невско-Ладожским БВУ выдано решение о предоставлении водного объекта (часть акватории Невской губы, расположенной внутри дамбы для складирования грунта и донных отложений) № 00-01.04.03.004-М-РББВ-Т-2018-03277/00 в пользование Санкт-Петербургскому многопрофильному природоохранному государственному унитарному предприятию «Экострой» сроком до 31.12.2022.

Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании ФИО10

Таким образом, действия ООО «Синий» правильно квалифицированы по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Синий» подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

-протоколом об административном правонарушении № АД-05-24/2017 от 13.03.2018 года, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ;

-приказом об утверждении планового (рейдового) задания № 20 от 25.12.2018 года, из приложения к которому следует, что территорией планового осмотра является: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка сооружение 3 литера Г, устье реки Красненькая, акватория Невской губы Финского залива Балтийского моря, территория и акватория водных объектов в зоне ответственности Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора;

-актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 20/2017-А от 26.12.2017 года с фототаблицей, из которого следует, что в ходе проведения осмотра территории водоохранной зоны Финского залива в административных границах Кировского района (устье реки Красненькая) было зафиксировано проведение работ с использованием спецтехники по размещению грунтов и отходов предположительно 4-5 класса опасности. Работы на территории осуществляет ООО «Синий»;

-договором поручения № 1 от 01.07.2017 года, заключенным между ООО «Синий» и ООО «Первомайское»;

-выпиской из ЕГРН, из которой следует, что ООО «Синий» является собственником сооружения «Золоотвал в море», расположенного по адресу: <адрес>

-ответом заместителя начальника ОВР по СПб и ЛО Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 23.10.2017 года, из которого следует, что часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком;

- ответом руководителя НЛБВУ от 14.01.2019 года;

- ответом и.о.руководителя Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 07.12.2017 года, согласно которому гидротехническое сооружение «Золоотвал в море», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка сооружение 3, литера Г, в Российском регистре гитротехнических сооружений не состоит, в перечень ГТС не входит.

Совокупность данных доказательств суд считает достаточной для установления вины ООО «Синий» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, инспектором соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Каких-либо доказательств того, что у ООО «Синий» не имелось возможности для соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, или того, что им были приняты все зависящие от него меры для его соблюдения, не представлено.

Оснований для признания совершенного ООО «Синий» административного правонарушения малозначительным или прекращения данного административного дела в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения, суд не усматривает.

Доводы защитников не нашли своего подтверждения при пересмотре дела, и опровергаются установленными обстоятельствами и вышеперечисленными доказательствами по делу.

Датой совершения административного правонарушения в постановлении и в протоколе об административном правонарушении указана дата составления протокола, суд считает это неверным, так как согласно акту обследования участка, правонарушение было выявлено 26.12.2017 года в 17 часов 00 минут, при составлении протокола об административном правонарушении была дана квалификация действий ООО «Синий», в связи с чем, в постановлении от 27.03.2018 года подлежит изменению дата совершения административного правонарушения, вместо 13.03.2018 года в 13 часов 00 минут следует указать 26.12.2017 года в 17 часов 00 минут. Неверное указание даты совершения правонарушения, при установлении этой даты судом при рассмотрении жалобы, по мнению суда, не влечет за собой признание протокола об административном правонарушении доказательством, полученным с нарушением требований КоАП РФ, а также не является безусловным основанием для отмены постановления.

Таким образом, ООО «Синий» были нарушены требования ст. 33 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1. ст.34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", п.7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". ООО «Синий» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ только не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исследованные судом доводы, не являются таковыми, и не достаточны суду для удовлетворения жалобы в части отмены обжалуемого постановления должностного лица.

В связи со всеми вышеизложенными обстоятельствами, суд не находит оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года о привлечении ООО «Синий» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ. Наказание ООО «Синий» назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в пределах санкции статьи, однако, полагает необходимым изменить его, указав дату совершения правонарушения 26.12.2017 года в 17 часов 00 минут вместо 13.03.2018 года в 13 часов 00 минут.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ООО «Синий» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года о привлечении ООО «Синий» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 80 000 рублей изменить: указать дату совершения правонарушения 26.12.2017 года в 17 часов 00 минут вместо 13.03.2018 года в 13 часов 00 минут.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Петрова Н.В.